Е.П. Блаватская написала в 1890 году:
«В Америке, как и в Англии, и в любой другой цивилизованной стране, из прессы раздаются жалобы на неспособность христианства повлиять на жизнь людей. Мы только что наткнулись на статью в американской газете о «Несостоятельности христианства в деревнях», в которой наш современник заявляет, что:
«Ничто так заметно в американской общественной жизни, и ничто так не вызывает большего сожаления, чем явный упадок религиозной активности и утрата жизненной силы в наших американских городах и деревнях, особенно в сельских районах. В Новой Англии это проявляется в одной форме, на Северо-Западе – в другой, но почти во всех американских деревнях, куда бы вы ни отправились, христианская религия в существующих сегодня формах, в которых ее друзья пытаются представить таковую общественности, излагается способами, которые по большей части не привлекают обычного человека и не внушают людям особого уважения к истинам, которые стоят за ними».
Процитировав эти слова, Блаватская завершает свою заметку таким образом:
«Истина заключается в том, что этот век вырос из буквального перевода, который материализует истину в ложь. Повсюду пустые руки простираются во тьму в поисках истины на ощупь. Дело теософов – рассеять тьму “светом с Востока”». [1]
Любое время в 21 веке является подходящим для тех теософов, у которых есть чувство ответственности, чтобы оценить свои общие усилия и увидеть, исполнило ли теософское движение свой долг перед человечеством.
Эффективно ли теософские ложи выполняют сейчас свою миссию и «рассеивают тьму светом с Востока»? Каковы победы и поражения
этого движения, поскольку оно борется с такими трудностями?
Какими бы ни были ответы, которые мы можем дать на эти вопросы, наш долг состоит не в том, чтобы убедить себя или других в нашей победе, а в том, чтобы искренне стараться делать все, что в наших силах, как рекомендуют бессмертные мудрецы в Письмах Махатм.
Это то, чего мы можем и должны достичь, независимо от обстоятельств. Никакой коллективный гипноз не должен заставить нас перестать прислушиваться к голосу сакрального безмолвия, голосу нашей совести.
Теософ может жить своей повседневной жизнью так, чтобы отражать этику теософии. Необходимо самообладание.
Каждый волен постоянно совершенствовать свои ежедневные упражнения в самопознании и самодисциплине, тщательно изучая и созерцая законы вселенной, которые являются различными выражениями единого Закона.
Теософия учит, что человеческая душа обладает огромными потенциальными возможностями, и что нам предлагается
осторожно и понемногу пробуждать эти божественные возможности.
Возможно, практическая тема «Как действовать в соответствии с нашим идеалом» должна занять центральное место в жизни теософских лож и групп.
Примечание:
[1] «Собрание сочинений» Е. П. Блаватской, T.И.Д., том XII, стр. 90, статья «Заметки на разные темы».