Учение Е.П. Блаватской о непреходящем знаке Рыб
* В первом полугодии 2025 года Нептун и Сатурн завершат свою обновляющую работу в знаке Рыб и вступят на территорию знака Овна. Близок ли к завершению переход от эпохи Рыб к эпохе Водолея? Сейчас, по-видимому, самое подходящее время изучить, что говорит теософия об этом таинственном знаке или созвездии.
* В своей книге «Тайная доктрина» (ТД) Елена Петровна Блаватская упоминает число 12 как «весьма священное». И сразу после этого она, по-видимому, отождествляет это число с двенадцатым или последним знаком зодиака – знаком Рыб. Давайте разберем ее точные слова:
* «Пифагор, а после него Филон Иудейский считали число 12 священным. «Додекаэдр есть число СОВЕРШЕННОЕ». Филон добавляет, что таково число знаков зодиака, которые солнце посещает в течение двенадцати месяцев, и именно в честь этого числа Моисей разделил свой народ на двенадцать колен, установил двенадцать хлеба предложения (Левит 24:5) и поместил двенадцать драгоценных камней на ефоде первосвященника» (см.”De Profugis»). (Внизу стр. 649 «Тайной доктрины», том I)
* Спокойный анализ приведенных выше предложений показывает, что ЕПБ ассоциирует число 12 со знаком Рыб. И если мы примем во внимание то, что она пишет (например) о додекаэдре в других отрывках ТД, то увидим, что число 12 и знак Рыб имеют тесную взаимосвязь со многими различными аспектами космических циклов.
* Додекаэдр – это многогранник с двенадцатью плоскими гранями. Самый известный додекаэдр состоит из 12 правильных пятиугольников. В ТД говорится, что число 12 играет ключевую роль в построении вселенной:
* «Во внутренних храмах учили, что эта видимая вселенная духа и материи есть всего лишь конкретный образ идеальной абстракции; она построена по образцу первой БОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. Таким образом, наша вселенная существовала извечно в латентном состоянии. Душой, оживляющей эту чисто духовную вселенную, является центральное солнце, само по себе высшее божество. Не оно само построило конкретную форму своей мысли, а его первородный; и поскольку она была построена согласно геометрической фигуре додекаэдра, первородному «было угодно потратить двенадцать тысяч лет на её создание». («Тайная доктрина», том I, стр. 340).
* Можно справедливо возразить, что высказывания Блаватской в приведенном выше отрывке о созвездии Рыб, не очень понятны. Нельзя ожидать достаточной внешней ясности в оккультных отрывках, посвященных тайнам, которые предполагают приближение к великим посвящениям. Каждый исследователь должен прибегать к собственной проницательности, пока не научится прислушиваться к своему высшему Я. Высшему Я не нужны слова.
* Что касается Филона, то Борис Цырков в своем издании ТД дает более точную библиографическую ссылку: “De Fuga et Inventione, Philo, xxxiii”. Но такое указание, возможно, не очень-то поможет. Для справки: существует перевод этой работы на английский язык под названием «О полете и поиске», опубликованный Лебом. Существует также латино-французское издание, датированное 1976 годом, которое в настоящее время не издается.
* Блаватская уделяет значительное внимание знаку Рыб на протяжении всего раздела, к которому относится первый отрывок, упомянутый выше (стр. 649, том I). Раздел называется «Древность зодиака».
* Созвездие Рыб, говорит Блаватская, связаны с Христом, но не только с ним, поскольку оно связаны с каждым великим спасителем человечества.
* Чуть позже, на страницах 653-654 тома I, Е.П.Б. пишет, что созвездие Рыб «сияет как символ всех прошлых, настоящих и будущих духовных Спасителей, которые распространяют свет и рассеивают внутреннюю тьму» (стр. 653). Весь этот отрывок, по-видимому, ставит знак Рыб на особое место. Это подтверждает идею о том, что знаки зодиака на языке Пифагора обозначаются числами, и число 12 относится к знаку 12, или Рыбам. Она пишет:
* «Зачем видеть в созвездии Рыб прямое указание на Христа (одного из нескольких мировых реформаторов, Спасителя только для его прямых последователей, но лишь великого и славного посвященного для всех остальных), когда это созвездие сияет как символ всех прошлых, настоящих и будущих духовных Спасителей, которые распространяют свет и рассеивают внутреннюю тьму? Христианские символоги пытались доказать, что именно Ефрем (сын Иосифа) был избранником Иакова, и, следовательно, именно в момент вхождения Солнца в знак Рыб (Pisces) должен был родиться «избранный мессия, Iχθὺς первых христиан. Но если Иисус из Назарета был тем самым мессией — действительно ли он родился в тот самый «момент», или он родился именно тогда вследствие всяких подгонок богословов, которые стремились лишь привести свои предвзятые идеи в соответствие со звездными явлениями и народными верованиями? Всем известно, что реальное время и год рождения Иисуса совершенно неизвестны. И именно евреи, чьи предки предавали слову «даг» двоякое значение, «рыбы» и «мессии», в ходе вынужденного развития своего раввинского языка первыми отвергли это христианское утверждение. А как насчёт других фактов, свидетельствующих о том, что брахманы также связывают своего «мессию», вечной аватары Вишну, с рыбой и всемирным потопом, и что вавилоняне делали из своего Дагона в равной степени рыбу и мессию, человека-рыбу и пророка?»
* Все ли мессии и их ученики так или иначе связаны с человеком-рыбой, зодиакальным знаком Рыб или «рыбаком»? Почему ученики Иисуса были рыбаками или человеками-рыбами?
Блаватская продолжает:
* Среди египтологов есть ученые бунтари, которые говорят, что «когда фарисеи искали «знамения с небес», Иисус сказал: «Знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы» (Мф. 16:4) … Знамение Ионы – это знамение Оанна или человека-рыбы из Ниневии… Несомненно, не было другого знамения, кроме того, что Солнце возродилось в созвездии Рыб. И, как гласит тайная мудрость, те, кто ищут знамения, не могут получить иных знамений, кроме знамения вернувшегося человека-рыбы Ихтиса, Оанна или Ионы, которые не смогли воплотиться».
* Краткая книга Пророка Ионы, содержащаяся в еврейской и христианской Библиях, содержит не один полезный урок для теософов, интересующихся вселенским или океаническим состраданием. «Если вы не посвятите всю свою жизнь выполнению своей истинной дхармы и долга, вы неизбежно потерпите неудачу. Через страдания «океан жизни» научит вас дисциплинировать себя и укрепит вашу духовную силу воли. Тогда вы добьетесь успеха». Эта задача хорошо известна в мире Рыб.
* Блаватская продолжает:
* «По-видимому, Кеплер утверждал, как несомненный факт, что в момент «воплощения» все планеты находились в соединении в знаке Рыб, называемом евреями (каббалистами) «созвездием мессии». «Именно в этом созвездие, — утверждал он, — находилась звезда волхвов»». («Тайная доктрина», том I, стр. 654).
* Таким образом, ясно, что, согласно Блаватской, случай с Ионой (история человека-рыбы или созвездия Рыб) преподает нам оккультные уроки. Давайте рассмотрим другие аспекты тайны знака Рыб. Начало кали-юги приходится на 18 февраля 3102 года до н.э. Примерно в этот день каждый год солнце покидает знак Водолея и входит в знак Рыб. В «Тайной доктрине» ведется долгая дискуссия о 18 февраля, которая имеет огромное значение как для астрономии, так и для эзотерической философии. Суть заключается в том, чтобы подчеркнуть тот факт, что дата 18 февраля связана с рождением в первом градусе знака Рыб, которое в настоящее время происходит примерно 19 февраля.
* В своих трудах Е.П.Б. мимоходом упоминает оккультные явления огромной важности, оставляя такие намеки на усмотрение (или не на усмотрение) разных поколений исследователей. На странице 579 тома II «Тайной доктрины» можно прочитать такую сноску:
* «Когда Солнце скроется за 30-м градусом созвездия Макары [Козерога] и больше не достигнет знака Мина (Рыб), наступит ночь Брахмы».
* Та же идея содержится на стр. 376-377 первого тома «ТД»:
* «Вамадэва Модельяр (Модэли) наиболее поэтично описывает наступающую «ночь». Хотя это описание дано в «Разоблаченной Изиде», оно достойно повторения.
«Слышны странные звуки, исходящие отовсюду … Это предвестники ночи Брахмы; сумерки поднимаются на горизонте, и Солнце уходит за тридцатый градус Макары (знака зодиака) и больше не войдёт в знак Мина (знак Рыб). Гуру пагод, назначенные для наблюдения за Рашичакрой (зодиаком), теперь могут разбить свой круг и инструменты, поскольку отныне они бесполезны».
* И далее:
* «Постепенно свет тускнеет, тепло спадает, на земле множатся необитаемые места, воздух становится всё более разреженным; источники воды высыхают, великие реки видят свои волны истощёнными, океан показывает своё песчаное дно, растения умирают, а животные с каждым днём уменьшаются в размерах. Жизнь и движение теряют свою силу, планеты с трудом удерживаются в космосе; они гаснут одна за другой, как лампада, которую рука чокры (слуги) не может наполнить. Сурья (Солнце) мерцает и уходит, материя растворяется (пралайя), и Брахма снова сливается с Дьяусом, сокрытым Богом, и, выполняя свою задачу, он засыпает. Прошёл ещё один день, наступает ночь и продолжается до будущего рассвета».
* Каждый год солнце находится в тринадцатом градусе Козерога-Макара примерно 4 января.
* На страницах 263-264 тома I ТД мы видим, что Е.П.Б. снова ставит Рыб на особенно высокий уровень и называет их «непреходящим знаком»:
* «…Какое отношение ко всему этому имеет Луна? Что общего у «рыбы, греха и Луны» и у пророческих слов станса относительно «жизней-микробов»? С последними ничего общего, кроме того, что они пользуются приготовленной ими глиняной скинией, а непосредственное отношение – с божественным совершенным человеком, поскольку «рыба, грех и Луна» вместе составляют три символа бессмертного существа».
* Она продолжает:
* «Это всё, что можно нам дать. Автор также не претендует на то, что знает об этом странном символе больше, чем можно предположить о нём из экзотерических религий; возможно, из тайны, которая лежит в основе матсья (рыбы), аватары Вишну, халдейского Оанна — человека-рыбы, запечатлённого в нетленном знаке зодиака Рыбы и проходящего через два Завета в образах Йехошуа «сына Рыбы (Нуна)» [1] и Иисуса; из аллегорического «грехопадения» или падение духа в материю, из образа Луны — в той мере, в какой она относится к «лунным» предкам, питри».
* В IX-ом томе «Собрания сочинений Е. П. Блаватской», стр. 233, есть ссылка на соединение в Рыбах или «созвездии Мессии».
* В своем эссе «Факты, лежащие в основе биографий адептов» Е.П.Б. цитирует «Разоблаченную Изиду» и говорит, что пришествие Мессии, согласно еврейскому мудрецу Исааку Абрабанелю, родившемуся в Лиссабоне в 1437 году, произойдет в момент соединения Сатурна и Юпитера в знаке Рыб. Смотрите стр. 153, последнюю строку. В этом отрывке также упоминается халдейский человек-рыба, или человек знака Рыб. Мессия – это ДАГ или рыба. (см. Собрание сочинений Е.П.Б., том 1, XIV, стр. 153-154.)
* Давайте теперь обратимся к практическим урокам, которые можно извлечь из такого изучения. Естественно, что все читатели этой статьи имеют знак Рыб где-то в своих астрологических картах, которые представляют собой приблизительную картину их душ для текущего воплощения. Юпитер и Нептун, планеты-управители Рыб, также находятся там. Как и Сатурн, владыка Закона и справедливости. Каждое небесное тело и каждый обитатель неба взаимодействуют со всеми остальными. Имея в своей душе фактор знака Рыб, каждый читатель журнала «Теософ эпохи Водолея» может, таким образом, помогать работе спасителей мира и быть с ними в гармонии, в соответствии со своими практическими возможностями. Каждый знак и каждая планета – это инструмент, который душа может использовать для достижения более высокого уровня восприятия и пробуждения к вселенскому правилу бескорыстной помощи.
Двойная задача созвездий Рыбы и Дева в теософском движении
* Цель настоящего исследования не состоит в том, чтобы разгадать тайну знака Рыб, а в том, чтобы собрать воедино некоторую разрозненную информацию об оккультной стороне знака Рыб и его созвездия. Эта ограниченная задача должна стать средством, позволяющим серьезным читателям с более высокими бессловесными уровнями сознания работать в безмолвии над правильным взглядом на вещи и постепенно помогать в подготовке к появлению должных прозрений, которые, конечно, могут быть только в строгом соответствии с заслугами и законом кармы.
* Тем не менее, еще одним аспектом тайны, окружающей знак Рыб, является связь между знаками Рыб и Девы. Эти два знака находятся во взаимной оппозиции. Каждое противостояние имеет тенденцию формировать такое же творческое и взаимодополняющее взаимодействие инь-ян, какое мы наблюдаем в каждое полнолуние между Луной и Солнцем.
* Объединенная ложа теософов, сыгравшая важную роль в истории движения и в возникновении Независимой ложи теософов, была основана 18 февраля (дата, связанная со знаком Рыб). С другой стороны, само теософское движение на самом деле было создано не 17 ноября, как сейчас принято общепринято считать, а 7 сентября 1875 года, под знаком Девы.
* Об этом хорошо документированном факте читайте в статье Нью-Йорк, 7 сентября 1875 года, заключительная часть которой озаглавлена «Теософия, знак Девы и Плеяды».
* Таким образом, похоже, что теософское движение родилось для того, чтобы работать с полярностью знаков Рыб-Девы: исцеления и универсальности; частного и общего; физики и метафизики, земли и неба. Конечно, дата 17 ноября также имеет значение, и ее воздействие кстати, полностью гармонирует со знаком Рыб.
* Прежде чем завершить перечисление пунктов для размышления, следует упомянуть об одном важном факте. Еще один особенно сакральный знак Телец, на который приходится восьмой день мая, образует секстиль со знаком Рыб и действует через ту же стихию, что и знак Девы, то есть через стихию земли. Телец усиливает гармонию между Рыбами и Девой. Рыбы олицетворяют бесконечные космические воды; Дева символизирует нашу маленькую ненадежную планету, будущее которой, однако, светлое.
Примечание:
[1] Иисус сын Навина в синодальном переводе (ОАФ)
000