Несколько фрагментов из Комментариев к йога-сутрам
И.К. Таймни
Редакционная заметка 2020 года:
При рассмотрении темы тапаса или аскезы можно отметить следующие слова Учителя в Письме XLIX из «Писем Махатм»:
«Просветление должно придти изнутри. А до тех пор никакие фокусы-покусы, никакие заклинания или показные средства, никакие лекции или дискуссии по метафизике, никакое добровольное покаяние не могут дать этого. Все это лишь средства для достижения цели, и все, что мы можем сделать, — это указать ученику какие средства (которые, как было эмпирически установлено вековым опытом) ведут к желанной цели. А они никогда не были секретом на протяжении тысячелетий и сейчас не являются таковым. Пост, медитация, чистота мыслей, слов и поступков; молчание в течение определенных периодов времени, чтобы дать возможность природе самой говорить с тем, кто приходит к ней за знаниями; управление животными страстями и импульсами; абсолютная бескорыстность намерений, использование определенных благовоний и окуривания для физиологических целей – всё это было известно как средства со времён Платона и Ямвлиха на Западе и в гораздо более древние времена наших индийских риши. То, как ими пользоваться в соответствии с темпераментом каждого отдельного человека, — это, конечно, вопрос его собственных экспериментов под бдительным наблюдением его наставника или гуру. Это, на самом деле, часть его курса дисциплины, и его гуру или посвящающий может лишь помогать ему своим опытом и силой воли, но не может сделать больше вплоть до последнего и высшего посвящения.[1]
Следующий отрывок из книги «Наука йоги» [2] побуждает учащихся к дальнейшим размышлениям о самопознании и самоконтроле. Номера страниц указаны после каждого фрагмента.
(Карлос Кардосо Авелине)
«Роль тапаса в раджа-йоге»
И.К. Таймни
* Тапас — весьма всеобъемлющий термин, и на самом деле у него нет точного английского эквивалента. Он сочетает в себе значение ряда английских слов: очищение, самодисциплина, аскеза. Это слово обозначает разряд различных практик, целью которых является очищение и обучение низшей природы и приведение носителей дживатмы [проявленного атмы, индивидуальной души] под контроль железной воли (стр. 225).
* Значение этого слова, вероятно, связано с процессом сильного «нагрева» сплава золота, при котором весь шлак сгорает, и остаётся чистое золото. В каком-то смысле вся наука формирования характера, с помощью которой мы очищаем и берём под контроль наши низшие носители, может рассматриваться как практика тапаса, но в традиционном смысле слово «тапас» используется, в частности, для некоторых конкретных упражнений, принятых для очищения и контроль над физическим телом и развитие силы воли (стр. 225).
* Систематическая практика тапаса обычно начинается с простых и нетрудных упражнений, требующих приложения силы воли, и продолжается в течение последовательных этапов с более трудными упражнениями, целью которых является отделение носителя от сознания (стр. 226).
* В случае обычного человека сознание в значительной степени отождествляется с носителем, посредством которого оно действует. Практика тапаса постепенно ослабляет эту связь, позволяет сознанию частично отделиться от носителя, и такое постепенное осознание носителя как части «не-Я» означает ослабление «асмиты» или «я есть это» сознание. Только когда обретается в некоторой степени такая способность отделять сознание от носителя, «садхака» [практикующий] может эффективно очищать носитель, управлять им и использовать в целях йоги (стр. 226).
* В Пуранах много историй о людях, которые обрели всевозможные сиддхи, совершая разного рода аскезы и таким образом умилостивляя различных божеств. Эти истории могут быть правдой, а могут и не быть, но то, что тапас ведёт к развитию определенных видов оккультных способностей, — это факт, хорошо известный всем изучающим йогу. В этой связи следует отметить один важный момент: сиддхи, приобретаемые таким методом, если они не являются результатом общего раскрытия сознания посредством практики йоги, имеют ограниченный характер и сохраняются не более одной жизни. И часто случается, что человек, приобретший такие сиддхи, будучи нравственно и духовно неразвитым, злоупотребляет ими, тем самым не только теряя силу, но и навлекая на себя много страданий и злую карму. [3] (стр. 382)
СНОСКИ:
[1] «Письма Махатм», письмо XLIX или 49, стр. 283.
[2] «Наука йоги», И.К. Таймни, T.И.Д., Индия, восьмое переиздание, 1993 г., 448 страниц.
[3] Цель ученика, обладающего достаточным здравым смыслом, действительно далека от эгоистичных или индивидуалистических попыток «развить оккультные способности». Вместо этого хорошо информированный искатель истины стремится (посредством умеренной практики аскез) добиться сбалансированного контроля и разумного использования тех умственных и эмоциональных способностей, которые у него уже есть и которые нуждаются в развитии. Постепенное развитие внутренних потенциальных способностей обычного гражданина будет происходить естественно, если его цели благородны. Нет необходимости искать их как обособленные цели; это весьма неудачная практика, последствия которой часто бывают катастрофическими. Его кругозор расширится, и потенциальные возможности постепенно проявятся в своё время, как только он сможет использовать свои нынешние обычные способности мудрым и альтруистическим образом. (ККА)
000
Вышеупомянутая статья была опубликована на наших совместных сайтах 27 октября 2020 года.