Как энергия мудрого сердца может пронизывать миры невежества

00000000000000000000000000000000000000000000000000

Редакционное примечание:

Следующая статья была впервые анонимно опубликована в журнале «Теософия» в декабре 1920 года, стр. 46-47, под названием «Мертвое время». Анализ ее содержания и стиля указывает на то, что она была написана Джоном Гарригесом. Джон Гарригес внес значительный вклад в развитие теософии и литературы в виде ряда обычно коротких статей, рассматривающих различные аспекты ключевой проблемы: психологии мотивации человека на пути к мудрости. Такие статьи были опубликованы в журнале «Теософия» в 1920-х, 1930-х и начале 1940-е годы. Статья «Энергия света и надежды» – одна из них.

(Карлос Кардосо Авелине)

000000000000000000000000000000000000000000000000000

В нашем стремлении практиковать и распространять теософию – жить настоящей жизнью – у каждого из нас наступает время, когда кажется, что наступает внутренняя мертвенность и тупость, когда живой свет и любовь, которые раньше спонтанно излучались из наших сердец, направляясь ко всему живому, похоже, тускнеют, прекращают согревать и утешать.

Именно в этот момент мы слишком склонны обращать свое внимание вовне, ища в идеях и сочинениях других то, чего больше не находим в своих собственных сердцах. Мы цепляемся, как утопающие, за внешние формы и практики, которых придерживались раньше, но это вялая борьба, и мы все глубже погружаемся в мысленное жонглирование идеями и фразами.

В то время как внутри нас все кажется холодным и мертвым, мы ищем света и помощи вовне, и пока мы этим заняты, душа остается безмолвной и заброшенной внутри нас. Тогда самое время взять бразды правления в свои руки и с твердым и чистым намерением снова обратить свой взор вглубь наших собственных сердец – чувствовать от всего сердца, думать от всего сердца, говорить от всего сердца. Свет здесь, божественная любовь и сострадание здесь.

Как те, кто когда-либо слышал шепот и шелест пробуждающегося к жизни одинокого узника в груди, вы знаете, что ему нужно предоставить пространство для пробуждения и роста, что его нельзя сковывать узами разума или интеллектуальных рассуждений; ему нужно дать высказаться, иначе он станет немым и мертвым на века, а может быть, и навсегда.

 

Пройдитесь по оживленным улицам города и понаблюдайте за тысячами людей, снующих взад и вперед, каждый из которых обременен, отягощен скорбями и борьбой, которые он сам себе создает. Взгляните на лица, полные страданий и тревоги, на депрессивные, унылые лица или на смеющиеся пустые лица, каждое из которых сосредоточено на своих маленьких планах и целях, и в лучшем случае у них впереди всего несколько лет существования, – на измученные, потерявшие надежду, отчаявшиеся души, не знающие, что божественное спит так близко внутри них. Позвольте божественному внутри вас говорить с ними. Это может случиться, и так и будет, если вы только забудете о своей маленькой личности и дадите этому такую возможность.

Луч света и надежды проникнет в эти частицы божественного других людей, летя прямо, как стрела, от вашего сердца к их сердцу. Это голос высшего Я, обращающийся к ним самим, и он смутно проникает даже в их физический мозг, шепча, что где-то есть надежда, добродушие, сострадание; что где-то есть великая жизнь, не ограниченная смертными годами и смертными тревогами. Когда так говорит сердце, не думая ни о чем, кроме отдачи, нет необходимости ждать, чтобы почувствовать «просветление» внутри, ибо вот, оно уже здесь.

Как могло случиться, что, где бы ни находилась Е.П. Блаватская, к этому месту стекались сотни и тысячи людей? Именно это живое, пульсирующее, пламенное сердце привлекало их. Луч из этого сердца пробивался сквозь темные глубины их невежества, коснувшись спящего человека внутри. Погруженные в сон души зашевелились и стали прислушиваться, и их потянуло к этому живому средоточию света и любви. Не зная, что именно привлекло их, неспособные интерпретировать внутреннее иначе, как в терминах личности, многие (к сожалению, большинство) упустили возможность, которой души ждут веками. Но не напрасно этот великий свет воссиял в мире людей, так как те, кто пробудился даже на мгновение, уже никогда не будут такими, как прежде. Душа не забывает. Каждое сердце может стать средоточием лучей этого великого вселенского сердца. Каждое сердце может стать живым центром света – каналом, через который животворящий поток истины может изливаться на всех людей. Для этого нужны лишь искренние, постоянные усилия и безусловный отказ от наших личных планов и целей.

Мы часто говорим: «О, я так мало могу сделать для теософии, для человечества. У меня нет ни денег, ни способностей. Я не могу хорошо говорить и писать». Разве мы не видим, что это всего лишь выражение желаний личности, стремления действовать, как личность? Это не значит совершать какие-либо действия, как личность; это значит быть сердечным центром чистой безличной силы. Тогда действия будут следовать в естественном порядке.

000