«Путь» январь 1888 год
(Продолжение декабрьского номера.)

Слава доблести Кришны! Пусть она будет с нами в борьбе, укрепляя наши сердца, чтобы они не унывать во мраке ночи, которая следует по пути за днем.
Первая бездна.
Первая глава заканчивается. С одной стороны Бхагават Гита является личной книгой. Она для любого человека; и именно так мы до сих пор рассматривали ее. Некоторые называют ее непонятной, а другие называют ее книгой, которая говорит исключительно о великих принципах природы, только о великих вопросах космогонии, о трудных и озадачивающих вопросах, связанных с первопричиной; а третьи считают ее противоречивой и расплывчатой. Но первая сцена этого большого литературного произведения в форме диалога ясна. Она содержит грохот оружия, движение батальонов и расстановку сил со всеми генералами. Никто не должен чувствовать каких-либо колебаний сейчас, потому что мы лицом к лицу с самими собой. Слабому человеку или тому, кто не заботится об Истине, независимо от того, куда она ведет, лучше закрыть книгу прямо сейчас. Если он не намерен продолжать читать поэму с твердым намерением применить ее к себе, она не принесет ему ничего хорошего. Он может сказать, однако, что будет читать ради содержания, и даже если он будет читает до скончания века, но не примет во внимание эту первую лекцию, полученная им информация не будет знаниями. Это – действительно книга великой тайны; она не дает готового решения ни для кого; каждый должен найти его сам. Без сомнения, именно по этой причине Вьяса, кому поэма приписывается, поместил в самом начале военный конфликт, в котором главными героями являются Арджуна и Кришна. Было бы легче заставить их сесть за философский диспут заранее, в котором были бы обсуждены все за и против любой битвы. А затем, в конце концов, битва состоялась бы, чтобы показать нам приободренного и вооруженного Арджуну, вступающим в войну с уверенностью в победе, потому что он долго рассеивал свои сомнения. Но вместо того, чтобы сделать это, он изображает Арджуну, стремительно бросающегося в битву, прежде чем посмотреть, с кем именно он должен бороться.
В Бхагавад Гите не заметно, что Кришна побудил Арджуну (что на самом деле имело место) вести войну с целью восстановления своего царства. Подводя его к этому, Кришна благоразумно воздержался от того, чтобы говорить Арджуне в первый же день, что он должен выступить против всех своих друзей, родственников и наставников. Это – мудрая скрытность. Если бы нам была полностью открыта огромная мощь наших страстей и различных стремлений, большинство бы из нас бросили борьбу заранее, так как ничто бы не убедило нас в том, что внутренняя сила может противостоять непреодолимым трудностям. Мы тогда находим стимул к борьбе не столько в беседах с Кришной, сколько в импульсах, которые переходят снова и снова из одного воплощения в другое.
Мы принимаем вызов снова и снова из жизни в жизнь, из опыта в опыт, никогда полностью не проигрывая, если всегда ищем Кришну — наше Высшее Я. И в поэме об Арджуне мы находим то же самое. В последующей книге под названием «Анугита» описывается история того же героя, проходящего с Кришной по Дворцу Майи. Битва на время закончилась, и Арджуна говорит своему другу, что он действительно забыл многое из того, что тот говорил ему (в Бхагавад Гите) и просит кратко повторить. Великий воин повторяет.
Дворец майи – это наше тело иллюзий, созданное нашими желаниями. В последних рождениях нам были даны все советы, приведенные в этой поэме. Проходя сегодня по этому дворцу, который иногда кажется таким прекрасным, мы время от времени воспоминаем из прошлого, иногда мы твердо вступаем в борьбу, но если бы мы прислушивались к доброму Наставнику, мы заставляли бы себя довести ее до конца.
Подходя к завершению первой главе, мы пришли к первой пропасти. Это – не большая пропасть, хотя она может показаться нам при нашем опыте самой большой. Теперь мы визави с нашим собственным отчаянием и его компаньоном сомнением. Многие исследователи теософии, все истинные искатели, с нашей точки зрения, доходили до этого места. Как пугается маленький ребенок, который впервые отважился отойти от родителей, так и мы ужасаемся тому, что кажется новым для нас, и, бросив оружие, пытаемся уйти; но в занятиях теософией невозможно повернуть назад.
Потому что позади нас бездна.
В природе есть закон, который действует в каждой области, нравственной ли или физической, и который можно сейчас назвать законом волнистости или законом торможения; в других случаях он вновь проявляется как вибрация и еще раз, как притяжение и отталкивание. Но все эти изменения только кажущиеся, потому что в нижней части всё то же самое. В растениях этот закон заставляет сок течь вверх по стеблю в одну сторону и не позволяет ему вернуться в том же самом направлении. В нашей циркуляции кровь приводится в движение сердцем, природа снабдила его небольшими клапанами, которые не позволяют крови вернуться в сердце тем же путем, но ей предназначен другой путь. Медицина и анатомия не совсем уверены в том, что заставляет кровь проходить сквозь клапаны. То ли это давление сзади, идущее от сердца, то ли атмосферное давление извне, которое слегка, как бы, давит на кровь. Но оккультист не ограничивается эмпирическими подсчетами. Он подходит сразу к сути, и заявляет, что импульс идет от сердца, и что этот орган получает импульс от великого астрального сердца или акаши, о котором все мистики говорили, что оно имеет двойное движение или альтернативную вибрацию — систолы и диастолы природы.
Так что в этом смысле клапан в циркуляции представляет собой пропасть позади нас, чтобы мы не могли вернуться. Мы находимся в огромной всеобщей циркуляции, и вынуждены, нравится нам это или нет, подчиняться импульсу и двигаться вперед.
Место отчаяния Арджуны – это то же самое, что и упоминаемое в «Свете на Пути» безмолвие после шторма. В тропических странах безмолвие очень заметно. После того, как буря проходит, наступает затишье, когда кажется, что земля и деревья на мгновение перестали издавать знакомые, многочисленные звуки. Они подчиняются общему закону, и начинается процесс ассимиляции.
И в астральном мире всё то же самое. Когда кто-то попадает туда в первый раз, на него опускается великое безмолвие, в течение которого управляемая душа усваивает окружающую среду и привыкает к ней. Она ничего не говорит, но спокойно ждет, пока не станет по вибрации точно такой же, как и план, на котором она находится. После этого она может говорить внятно, чтобы ее поняли, и также сама всё понимает. Но неуправляемая душа летит к этому плану астрального мира в неуравновешенном состоянии, спешит говорить, прежде чем сможет сделать это доходчиво и, как следствие, бывает не понята, тем самым еще больше запутываясь сама, отдаляя понимание. Как в теософском обществе, так и вне его, мы можем видеть то же самое. Людей привлекают в астрал; они слышат о его чудесах и необычных явлениях, и как ребенок, видящий новую игрушку, торопятся схватить это. Они отказываются изучать философию, потому что она кажется им сухой и трудной. Таким образом, они ныряют в астрал, и, как сказал Мурдхна Джоти в более ранней статье этого журнала, и «плавают в нем, срезая каперсы, как мальчик в пруду».
Но для внимательного искателя и истинного ученика дело куда серьезнее. Он поклялся найти истину любой ценой, и готов идти туда, куда она ведет, даже если это будет смерть.
Итак, Кришна, привезя Арджуну туда, где сражение действительно началось, и отступление было невозможно, начинает рассказывать своему любимому ученику и другу, что за философия лежит в основе этого всего, без которой успех не достижим.
Мы не можем не заметить, что в этот момент, что когда Арджуна бросил лук и стрелы, перестрелка уже началась. Нельзя сказать, что, когда начался философский диспут между этими двумя противостоящими силами, объявили перемирие, пока могучие герои не подадут сигнала. Нет стиха, который бы говорил об этом. Мы можем прочитать в сопроводительных книгах, что вся атрибутика войны была принесена на поле боя и что враг не успокоился бы, независимо от действий Арджуны. Итак, в этом скрыт смысл, также являющийся частью великой бездны, которую сын Панду увидел позади, и которую видит каждый из нас.
Мы вступаем на этот великий путь действий в оккультизме, мысленно настроенные на окончательную победу. Такой настрой мгновенно приводит все части нашего существа в возбуждение, когда устремления, которые по своей природе антипатичны друг другу, отделяются и группируются на противоположных сторонах. Это создает большое напряжение с частым блужданием ума и усугубляет ужас нашего мрачного отчаяния. Затем мы можем лечь на дно или заявить, что мы улетим в лес (или как они это делали когда-то в Европе, в монастырь) с тем, чтобы уйти от того, что кажется неблагоприятным основанием для конфликта. Но мы вызвали силы в природе и создали ток или вибрацию, которая будет продолжаться независимо от того, что мы будем делать. Вот, значение «летающих стрел» даже тогда, когда Арджуна сел на скамейку своей колеснице.
На данном этапе нашего развития мы должны изучить наши мотивы и желания.
Как уже было сказано в некоторых современных теософских трудах, «одухотворенную волю» надо взращивать. Поскольку термины имеют первостепенное значение, мы должны быть осторожными, когда используем их, так как во внутренней жизни они представляют либо подлинные, регулируемые силы, либо бесполезные и неудачные вещи, которые ни к чему не ведут, кроме путаницы. Термин «одухотворенная воля» приводит к заблуждению, потому что на самом деле воля не имеет никакого существования. Заблуждение выросло из-за постоянного заострения внимания на «воле» и «силах», необходимых для получения феноменов, которых ученик должен стремиться получить – признает он это или нет — в то время как сила истинного мотива теряется из виду. Очень важно, чтобы мы четко понимали это. Если мы попустим грубую ошибку, приписывая силе воли или любой другой силе действие, которого она не имеет, или поместим ее на план, к которому она не принадлежит, мы сразу отойдем далеко от истинного знания, так как все действия на этом плане совершаются лишь разумом.
Древнее герметическое утверждение гласит: «За силой воли стоит желание», и это правда.
Сила воли – это чистая, бесцветная сила, которая приводится в действие желанием. Если желание не даст направления, то воля останется неподвижной; по указке желания сила воли переходит к исполнению.
Но поскольку бесчисленные силы воли живых существ постоянно курсируют взад и вперед в нашей сфере, и, вероятно, всегда в той или иной форме действуют друг на друга, возникает вопрос, какого рода знания показывают, как использовать силу воли так, чтобы не ощущалось следствие противодействующих сил. Это знание теряется среди большинства людей и только инстинктивно ощущается то здесь, то там в этом мире как вопрос кармических следствий, показывая нам людей, чья сила воли, кажется, вела их к успеху, как например, Джей Гоулд и другие.
Кроме того, люди мира не желают видеть результаты, которые должны быть в соответствии с общей силой воли природы, потому что им не достает то того, то другого для их собственной пользы. Их желание, независимо от того, насколько оно сильно, ограничено или аннулируется: (1) из-за отсутствия знаний о том, как противодействовать другой силе воли; (2) из-за того, что находится в оппозиции к общей силе воли природы, не имея другой силы, чтобы быть способной решительно действовать в оппозиции к ней же.
Из этого следует (как мы видим на практике), что люди получают лишь часть того, что они хотят.
Возникает следующий вопрос: Может ли человек идти против общей силы воли природы и избежать уничтожения, а также может ли нечестиво желать знания и достичь через силу воли то, что он хочет?
Такой человек может сделать все это, за исключением того, что он может избежать разрушения. Оно обязательно наступит, независимо от отдаленности периода.
Он приобретает чрезвычайные знания, что позволяет ему использовать эту силу в корыстных целях в течение огромных периодов времени, но наконец-то коварные последствия противостояния общей истинной силы воли дают о себе знать, и он будет уничтожен навсегда.
Этот факт является источником мифов о разрушении миров, и из этих мифов о поединках, таких как между Кришной и Раваной, богом демонов, и между Дурга и демонами.
Как в другие века, так и в грядущие, число нечестивых людей, желающих приобрести большие знания, увеличивается в огромной степени, что ставит под угрозу стабильность мира. Тогда сторонники благого закона уже не могут спокойно работать ради человечества. Они выходят в силе на битву, в которой всегда поражают черных магов, потому что благие адепты обладают не только знаниями равными со злыми адептами, но кроме того получают большую помощь от общей силы воли природы, которая не подвластна другим силам, и поэтому неизбежно добро должно всегда торжествовать. Такая помощь также является наследием каждого истинного исследователя, и может быть призвана истинным учеником, когда он прошел первую пропасть.
И когда Великий Царь Славы увидел небесное сокровище колеса, то окропил его водой и сказал: «Крутись вперед, О, мой Господь, колесо! О, мой Господь, двигайся вперед и побеждай!»
(Продолжение следует.)