Гласные ОАЕИО̄УЭ [1]
В той же доктрине Хоззар, названный невеждами Нептуном, «который превращает в сферу додекагональную пирамиду и раскрашивает многими красками врата этой пирамиды», имеет пять служителей: ΑΟϒ, ΑΟΑΙ, ΟϒΩ, ΟϒΩΑΒ, имя пятого утеряно.
Это также объясняет то, что часто имя Иао пишется с повторяющимися элементами ΩΑΙΑΩ ради получения священного числа пять. А также, вводя еще одну гласную H, Святое Имя повторяется в пяти разных формах ΗΑΙ . ΑΙΗ . ΗΙΩ . ΑΙΩ . ΙΑΩ.
У Штихеля есть очень остроумное объяснение такой расстановки гласных; он считает, что так выражали различные времена еврейского глагола существовать, быть, таким образом …
ΙΕΩΑΙΗ = vivit existens, живёт сущий [אהיה эхье]
ΑΟΩΟVΕV = isque est Iao, будет Иао [הוה хове]
ΑΙΗΑΗΙΩΗ = existens vivit, сущий живёт [אהיה эхье]
ΩΑΟΨΗΟΨΕ = isque Iao, был Иао [היה хайя]
ИМЯ ИАО.
Диодор Сикул, перечисляя различных древних законодателей, говорит: «У евреев Моисей притязал на то, что ему дал законы бог по имени Иао» (I, 94). Климент Александрийский объясняет это тем, что еврейский тетраграмматон или мистическое имя произносится как ΙΑΟϒ и означает «Тот, кто есть и всегда будет». Феодорит утверждает, что те же четыре буквы произносились самарянами, как ΙΑΒΕ (Йаве), евреями, как ΙΑΩ. Иероним (на 8-й псалом) говорит, что «Имя Господа» у евреев состоит из четырех букв: йод, ґей, вав, ґей, которые и есть Имя Бога, и могут быть прочитаны как ΙΑΗΟ (Иаґо) (то есть латинскими буквами), которое евреи не произносят. Автор «Трактата о толкованиях» говорит: «Египтяне выражают имя Высшего Существа посредством семи греческих гласных ΙΕΗΩΟϒΑ»,[2] что в достаточной мере объясняет могущественное действие, приписываемое этой формуле вдохновенным автором Пистис Софии, а также её частое появление на рассматриваемых талисманах.
Согласно Талмуду, Имя Бога, которое было сообщено только самым благочестивым из священства, состояло из двенадцати букв. И на наших талисманах часто повторяются гласные имени ΙΑΩ, чтобы составить это число; из чего можно заключить, что их соединение представляет один и тот же непроизносимый звук. В этом же отрывке упоминается другое Имя Бога, состоящее из сорока двух букв, что, в свою очередь, может служить объяснением строк часто повторяющихся идентичных гласных. Данте намекает на любопытное предание о том, что имя Бога, открытое Адаму, было Ι, которое впоследствии превратилось в Eli (Эли):
«Пока я не сошел к томленью Ада,
«И» в дольном мире звался Всеблагой,
В котором вечная моя отрада;
Потом он звался «Эль»; и так любой
Обычай смертных сам себя сменяет,
Как и листва сменяется листвой».
(Данте, «Рай» XXVI, 133 перевод М. Лозинского)
пелось, чем произносилось». Этот намек ценен, так как указывает на то, как гностические строчки лёгких гласных создают звучание, приближённое к слышимому и, тем не менее, беззвучному звуку. После разрушения Храма это имя никогда не слышалось в молитве или не произносилось вслух. Оно сообщается, в действительности, каждому раввину после его посвящения, но не в полном объеме. Половина имени сообщается, а вторую половину он должен узнать сам.
Греческий язык
Несколько замечаний из системы Марка о буквах и цифрах греческого алфавита, вероятно, прольет некоторый свет на непонятные места этого текста. Говорят, что школа этого знаменитого наставника распределяла буквы среди частей тела Антропоса, звездного человека (называемого в каббале Адамом Кадмоном, символом макрокосма).
Таблица 2
БУКВЫ | ЧАСТИ ТЕЛА | ЧИСЛА |
А — Ω | Голова | 1 — 800 |
В — Ψ | Шея | 2 — 700 |
Г — Х | Плечи и руки | 3 — 600 |
Δ — Ф | Грудь | 4 — 500 |
Е — Y | Диафрагма | 5 — 400 |
Z — T | Живот | 7 — 300 |
Н — Σ | Половые органы | 8 — 200 |
Θ — P | Бедра | 9 — 100 |
I — П | Колени | 10 — 80 |
К — O | Большая берцовая кость | 20 — 70 |
Λ — Ξ | Лодыжки | 30 — 60 |
М — N | Ступни | 40 — 50[1] |
Продукт или синтез двенадцати частей тела — это Сын, Христос или Иисус, Тринадцатый. Шесть наверху и шесть внизу, и тринадцатый, или точка равновесия, в центре. Пистис София находится в Тринадцатом Эоне, и Иисус на своем пути на Небеса повернул шесть эонов Направо и шесть — Налево.
Семь гласных звуков — это семь небес; A — это первое, и W — последнее, а I — четвертое, или Среднее Небо. См. диаграмму в «Тайной Доктрине», I, 200.
24 буквы подразделяются на девять непроизносимых, которые принадлежат Отцу и Истине и называются таким образом потому, что они невыразимы и их невозможно ни услышать, ни произнести; восемь полугласных, или полузвучных, принадлежащих Логосу и Жизни, поскольку они находятся на полпути между немыми и гласными и получают эманацию свыше и реверсию снизу; и семь гласных, или звуков, относящихся к человеку и собранию, ибо звук Голоса придал форму всем вещам. В этой классификации ясно видно трихотомическое деление на арупу, или планы без формы, рупу, или планы форм, и промежуточное подразделение, которое не есть ни рупа, ни арупа.
Для того, чтобы читатель не смог спутать вышеприведенную номенклатуру эонологии последователей Марка с валентинианской, которая дается в нашей главе о Валентине, мы приводим схему примордиального двойного Тетрактида Марка:
Таблица 3
ПЕРВЫЙ ТЕТРАКТИС | ВТОРОЙ ТЕТРАКТИС |
Архетос, или Невыразимое,
содержащее 7 элементов Сиге, или Безмолвие, содержащее 5 элементов Патер, или Отец, содержащий 5 элементов Алетейя, или Истина, содержащая 7 элементов |
Логос, или Слово,
содержащее 7 элементов Зое, или Жизнь, содержащая 5 элементов Антропос, или Человек, содержащий 5 элементов Экклесия, или Собрание, содержащее 7 элементов |
всего 24 | всего 24 |
Которые вместе с Христом составляют 49. |
Если мы вернемся к буквам, то девять непроизносимых — это:
ГЛУХИЕ | СМЯГЧЁННЫЕ | ПРИДЫХАТЕЛЬНЫЕ | |
Губные | Π | Β | Φ |
Горловые | Κ | Γ | Χ |
Зубные | Τ | Δ | Θ |
Восемь полугласных — это Λ, Ρ, M, N, Σ, Z, Ξ, Ψ, так что три класса немых, полугласных и гласных естественным образом распадаются на типы 3, 4 и 7.
Теперь мы способны пролить некоторый свет на данный текст, держа в уме уже упомянутую ранее диаграмму из «Тайной Доктрины». AAA, ΩΩΩ, I I I — это непроявленные арупа-планы, эоны или эманации, а также девять непроизносимых Марка. Эта тройная тройственность в другом аспекте становится знаменитым I A Ω, который столь часто встречается на гностических геммах, и в его видоизменении A I Ω представляет Дух (A), связанный с Материей (Ω) при помощи Разума (I). Эти трое, вероятно, являются Тайной Невыразимого, а семь, которые следуют за ними, — Тайнами Первой Тайны, хотя позднее мы читаем о Семи Тайнах Невыразимого. «Первая есть AAA, и ее истолкование — это ΦΦΦ; превратив буквы в цифры и не обращая внимания на нули и повторения, мы получим: «истолкование 1 есть 5», или, другими словами, что тот, кто раскрывает или проявляет первую и величайшую тайну, соответствующую атману, есть пятый принцип, или бессмертное эго человека. «Вторая есть MMM или ΩΩΩ, и ее истолкование — AAA». Ω или ω часто встречаются на геммах в виде прямых линий, поэтому буква W, которая есть перевернутая M, или волнистая линия — это обычный знак воды или «материи» в символизме. Если обратиться к таблице частей тела Звездного Человека у Марка, можно увидеть, что M — это противоположность A, также как и Ω, когда буквы «развернуты». Если взять такое сложение букв в качестве изображения одной спирали эволюции, то в другой спирали M и N были бы на том же самом плане, что и A и Ω, и мы имели бы четыре буквы рядом, или на одном плане. M и W были бы в этом случае взаимозаменимы, и их истолкованием была A. «Третья есть ΨΨΨ, и ее истолкование — OOO. Четвертая есть ΦΦΦ, и ее истолкование — NNN». Ψ = 700, и O = 70, Φ = 500, и N = 50; таким образом, поскольку 10 — это «корень» чисел, 70 понимается как 700 и 50 — 500, так как каждый высший план объясняет нижний. «Пятая есть ΔΔΔ, и ее истолкование — AAA». Другими словами, истолкование 4 есть 1, точно также как и истолкование Ω или 8 есть тоже 1, ибо считаем ли мы по трем или по семи, четвертый и восьмой всегда будут первым или последним классом, планом, уровнем, эманацией, все равно, как бы мы это ни называли. Следующая тайна, приближающая конец цикла эволюции, преобразует первоначальную тройную триаду в тройной квартернарий, и, делая это добавление к его постижению, возвращается в безмолвие Великого Имени. Когда будет понят ключ к семи планам и принципам, то легко будет поместить эти семь — на четыре нижних плана высшего септенария, как это сделано в диаграмме в «Тайной Доктрине», и тогда мы увидим, как тип трех высших арупа-планов отражается в семи планах четырех нижних.
Источник: Пистис София в комментариях ЕПБ
- Знаки для чисел 6, 90 и 900 не обнаружены в известном нам греческом алфавите.
ТД, Т. 2 Адам-Адами
Число коренных Рас было записано в древних греческих храмах семью гласными, из которых пять были заключены в рамку на стене в залах Посвящения в Адитуме; египетским глифом для этого была рука с пятью расставленными :пальцами, причем пятый или мизинец был только на половину выросшим, а также и пять «N» – иероглифы заменяли эту букву. Римляне в своих храмах употребляли пять гласных А Е I О V, в средние века этот архаический символ был принят Домом Габсбургов, как мотто – Sic transit gloria![3]
ва | Название | Произношение | Финикий- ский прообраз |
Латинская транслитерация |
Числовое значение | |||||
др.-греч. | визан- тийское |
совр. греч. | русское | др.-греч. | совр. греч. | др.-греч. | совр. греч. | |||
Α α | ἄλφα | άλφα | альфа | [a] [aː] | [a] | алеф | a | 1 | ||
Β β | βῆτα | βήτα | бета (вита) | [b] | [v] | бет | b | bh, b, v | 2 | |
Γ γ | γάμμα | γάμμα γάμα |
гамма | [g]/[n] | [ɣ], [ʝ] | гимель | g | gh, g | 3 | |
Δ δ | δέλτα | δέλτα | дельта | [d] | [ð] | делт | d | dh, d | 4 | |
Ε ε | εἶ | ἒ ψιλόν | έψιλον | эпсилон | [e] | хе | e | 5 | ||
Ζ ζ | ζῆτα | ζήτα | дзета (зита) | [dz], позже [zː] | [z] | заин | z | 7 | ||
Η η | ἦτα | ήτα | эта (ита) | [ɛː] | [i] | хет | e, ē | i | 8 | |
Θ θ | θῆτα | θήτα | тета (фита) | [tʰ] | [θ] | тет | th | 9 | ||
Ι ι | ἰῶτα | ιώτα γιώτα |
йота | [i] [iː] | [i], [j] | йод | i | 10 | ||
Κ κ | κάππα | κάππα κάπα |
каппа | [k] | [k], [c] | каф | c | k | 20 | |
Λ λ | λάβδα | λάμβδα | λάμδα λάμβδα |
лямбда (лямда) | [l] | ламед | l | 30 | ||
Μ μ | μῦ | μι μυ |
мю (ми) | [m] | мем | m | 40 | |||
Ν ν | νῦ | νι νυ |
ню (ни) | [n] | нун | n | 50 | |||
Ξ ξ | ξεῖ | ξῖ | ξι | кси | [ks] | самех | x | x, ks | 60 | |
Ο ο | οὖ | ὂ μικρόν | όμικρον | омикрон | [o] | аин | o | 70 | ||
Π π | πεῖ | πῖ | πι | пи | [p] | пе | p | 80 | ||
Ρ ρ | ῥῶ | ρω | ро | [r], [r̥] | [r] | реш | r, rh | r | 100 | |
Σ σ ς | σῖγμα | σίγμα | сигма | [s] | шин | s | 200 | |||
Τ τ | ταῦ | ταυ | тау (тав) | [t] | тав | t | 300 | |||
Υ υ | ὖ | ὖ ψιλόν | ύψιλον | ипсилон | [y], [yː] (ранее [u], [uː]) |
[i] | вав | u, y | y, v, f | 400 |
Φ φ | φεῖ | φῖ | φι | фи | [pʰ] | [f] | происхож- дение неясно |
ph | ph, f | 500 |
Χ χ | χεῖ | χῖ | χι | хи | [kʰ] | [x], [ç] | ch | ch, kh | 600 | |
Ψ ψ | ψεῖ | ψῖ | ψι | пси | [ps] | ps | 700 | |||
Ω ω | ὦ | ὦ μέγα | ωμέγα | омега | [ɔː] | [o] | аин | o, ō | o |
Приведем фрагмент одного из крещальных гимнов, который содержится в «Евангелии египтян»:
Эон-сущий (αιων ο ων)
ΙΙΙΙ ΗΗΗΗ ΕΕΕΕ ΟΟΟΟ ΥΥΥΥ ΩΩΩΩ ΑΑΑΑ
воистину истинно
ΗΙ ΑΑΑΑ ΩΩΩΩ,
Сущий во веки веков,
воистину истинно
Α
ΕΕ
ΗΗΗ
ΙΙΙΙ
[ΟΟΟΟΟ]
ΥΥΥΥΥΥ
ΩΩΩΩΩΩΩ
В вечности вечный,
воистину истинно
ΙΗΑ ΑΙΩ
в сердце, сущий
всегда, навсегда, еси что еси, еси кто еси.
Гностики: Марсан, Марк Маг и другие
Языческий философ Плотин, критикуя гностиков, пишет следующее: «Из начертанных ими священных формул, которые являются обращениями не просто к Душе, но к Высочайшим Сущностям — ясно, что они просто очарованы иллюзией, будто эти Силы откликнуться на зов и ими можно будет управлять посредством слова, произнесенного любым человеком, который в определенной степени обучен соответствующим образом использовать соответствующие формы, определенные мелодии, определенные звуки, особый вид дыхания, оглушительный свист, и все остальное, чему приписывается магическая власть над Всевышним….» (18).
К теории построения таких формул обращается автор гностического визионерского трактата «Марсан». К сожалению, сохранность этого текста из библиотеки Наг-Хаммади очень плохая и о том, что хотел сказать автор, можно догадаться только приблизительно.
Значительная часть трактата посвящена изложению учения о звуках, буквах, словах, а также числах и их взаимоотношениях с разными уровнями реальности.
Знание о тайном смысле гласных, согласных, букв, слогов и слов, а также овладение техникой составления заклинаний, необходимо гностику, дабы «отделиться от ангелов», т.е. пройти путь духовного освобождения через разные сферы и планы мироздания (19). К сожалению, из-за плохой сохранности трактата, а также в связи с тем, что автор освящает свое учение далеко не полностью, ссылаясь на то, что аудитория уже подготовлена к получению тайных знаний, мы не можем полностью реконструировать технику «собирания гласных и согласных», разработанную Марсаном. Что касается, теоретической части, то мы узнаем, что ангелам – небесным мироправителям — приписываются «[голоса] животных» (20) , связанные в согласным – низшими по квалификации автора «Марсана» — звуками.
Гласные же, их разные сочетания и редукции, соответствуют разным формам-оболочкам души, которых, по мнению автора трактата 5. Первой или высшей форме единородной души соответствуют семь гласных aeηiouω. Второй форме гласные eηiou, образованные путем их вычленения из дифтонгов. Третьей форме – тройные гласные aaa, eee, ηηη, iii, ooo, uuu, ωωω, ωωω, ωωω и так далее: (21)
«Душа имеет свою форму (σχημα), хотя она и другая. В ее (внешней) форме (σχημα), находится форма (μορφη) единородной души. Ее форма (σχημα) это [вторая] шарообразная (σφαιρικoν) часть (μερος)—eηiou— тогда как первая, вокруг нее – (то есть) саморожденной души — aeηiouω.
Вторая форма (σχημα), — eηiou—происходит от имеющих два звука (дифтонга). Первый добавляемый к ним это [Ύψιλον — Υυ], и [Ιοτα — Ιι] [его спутница]. И они есть те, [которых] [вы знаете] в [блеске] света. [Следите] за собой, получите нетленное семя, вырастите плод и не привязывайтесь к тому, чем владеете…
Третья [форма души] это [шар] и шарообразная (форма) вокруг нее. От простых гласных <aaa,> eee, <ηηη,> iii, ooo, uuu, ωωω следующим образом (происходят) дифтонги: ai, au, [e]i, eu, ηu, ou, ωu, oi, ηi, [u]i, ωi. auei, euηu, oiou, [γγ]γ, γγγ, γγγ, aiau, [eieu], ωu, oiou, ωu, γγγ, [γγγ], aueieu, oiou, ηu— трижды для мужской души. Третья форма (σχημα) шарообразная; вторая форма, ибо она вокруг нее, обладает двумя звуками (дифтонг)».
Что касается четвертой и пятой: то о них не все позволено открывать, но только то, что очевидно. Вас научили о них, что вы должны размышлять о них, чтобы они также могли искать и обрести, то, чем все они являются, либо только через себя или друг через друга, или открыть [пределы] установленные от начала, либо обращаясь только лишь к себе, [либо] друг к другу».
Несколько иное представление о гласных и согласных содержится в учении валентинианского гностика Марка Мага, которое подробно, хотя и весьма путанно, излагает ортодоксальный апологет Ириней Лионский в своем трактате «Против ересей». Судя по всему, в распоряжении ересиолога находился гностический трактат в жанре откровения, написанный Марком, который он часто и обильно цитирует.
Марк считал безгласные буквы образами Отца и Истины, «потому что и сии безгласны, то есть неизреченны и неизглаголанны»; полугласные образами Слова и Жизни, «потому что они суть как бы средние между безгласными и гласными и причастны природе высших и низших». Низшими же среди букв он полагал гласные, представляющие собой образы Человека и Церкви, «потому что голос, происшедший от Человека, дал образование всему, ибо звук голоса придал всему образ». (22)
Демиург – «без ведома его самого» и по «устроению Матери» творит материальный мир по образцу невидимого духовного мира (23). Душа мира формируется по подобию духовной Седьмерицы Человека и Церкви, которой соответствуют семь гласных. Поэтому и одушевленный мир-космос состоит из семи сил и небес, производящих гласные звуки.
«И первое небо произносит a (альфа), следующее за ним e (эпсилон), третье h (ита), четвертое и среднее из семи издает звук i (иоты), пятое o (омикрон), шестое u (ипсилон), седьмое и четвертое от среднего произносит стихию w (омега)…Эти силы, говорит оно, все вместе соединившись между собою, возглашают и прославляют того, кем они произведены; а слава сего возглашения препосылается к Первоотцу. Звук этого славословия, несясь на землю…сделался образователем и родителем того, что на земле»(24).
Судя по тому вниманию, которое Марк уделяет «средней» небесной сфере, он пользуется так называемым Халдейским рядом планет, который определяет управителей небесных сфер в следующем порядке Луна – Меркурий – Венера – Солнце – Марс – Юпитер – Сатурн. Если принять эту версию, то мы получим следующий ряд соответствия греческих гласных и планет-управителей небес.
Соответствие гласных и планет-управителей в системе Марка Мага.
С одной стороны, сопоставление семи гласных с мировой душой заставляет нас вспомнить учение «Марсана», согласно которому первая форма или оболочка души (т.е. вероятнее всего, космическая душа), обозначается семью гласными aeηiouω. С другой, указание на то, что «звуки славословия» несутся не землю и образуют всех земных тварей, воскрешает в памяти герметическую концепцию о нисхождении души через небесные сферы на землю, в ходе которого она получает «часть природы» каждого из небесных управителей, а покидая землю, наоборот, разоблачается от свойств небесных архонтов.(25) В связи с этим можно предположить, что у гностиков ритуал интонирования семи гласных был тесно связан с идеей преодоления космических сфер в процессе небесного восхождения.
Кроме «Марсана» и «Евангелия египтян» разнообразные гимнические, ритуальные и магические формулы, построенные на основе сочетаний гласных и согласных, встречаются в таких гностических текстах как «Троеобразная Протеннойя», «Зостриан», «Рассуждения о Восьмерке и Девятке» и других, что указываетна распространение этих практик среди гностиков. Для многих может показаться удивительным, но и в богослужении православной церкви до нас дошли в нетронутом виде некоторые элементы этих практик.
[1] «Гностики и их реликвии» Ч. Кинга
[2] ИЕЭО̄ОУА