«Путь» ноябрь 1886 года

Это – образ Брахма-майи или Махат-майи, Брахма Вирадж или великой иллюзии.
Андрогин или мужчина-женщина, Великое Проявление, первое откровение бытия или Брахман (среднего рода), в форме двуполой первой эманации. Средний род стал мужским и женским родом, путем разделения на мужской положительный пол, образующий духовные сущности или ноумены, и его шакти или отрицательный женский пол, или пластичную материю, иллюзорное или проявленное существование. Шакти – его развивающая энергия, сила или потенция. Этот символ, божественный тип первого мужского и женского начала, который можно сравнить с земным Адамом до окончательного разделения с Евой, на самом деле созвучен с совершенным идеалом этого Адама, Адамом Кадмоном или Небесным Адамом каббалы. Часть, представляющая Брахму, находится справа на стороне добра, мужчины, а часть, представляющая майю, находится слева на стороне зла, женщины. Согласно еврейским священным писаниям через Еву, женщину, зло пришло в мир. Сравните это с греческим мифом о Пандоре. Из лингам-йони исходит жемчужная нить или непрерывный круг существований, похожий на соединение атомов, символ всего существующего. Ее держит рука на мужской стороне.
Брахман (сред. род) является здесь проявлением в мужском роде в союзе с женским родом, шакти, преобразующих мыслеобразов, как девять творческих монархов и жемчужного царя, богато украшенных кругами душ-монад или атомов. На голове у него шапка в виде мирового яйца. Завеса из существований, в которую вплетены идеи или модели предназначенных к эманации существований, идет из лингам-йони до макушки головы, а оттуда вниз по правому боку. Он в качестве мужчины склонен сидеть, поджав ноги под себя и на его лице печать глубокой медитации. Ореол огня виден на мужской стороне и от него сыплются искры на завесу Майи. На стороне Майи царит радость и танцы; рука поднята, как будто играя, и держит завесу, колокольчики висят на ее одежде и удивительно, что изображен египетский иероглиф воды жизни; видна женская грудь. На завесе изображены прототипы созданий. Сравните символику поясов Афродиты и Венеры.
Как двойной супруг Брахмана (среднего рода), он рассматривается отдельно от Него и в оппозиции к Нему. Брахма-майя есть жизнь в природе, для которой Брахман (сред. род) есть душа. Брахма-майя является слепой энергией и силой, потенциальной, мощной и вечно плодородной, которая непрерывно воспроизводится в постоянно возобновляющихся формах, и которая почитается сегодня в Индии, как Великая Мать или Вселенская Мать, другими словами, вся обожествляемая природа. Майя есть мать Любви или Желаний, первый принцип или сродство всех привязанностей, созданий и материй. Она есть даже сама материя, но примитивная тонкая материя, сосуществующая с Богом (Брахманом среднего рода) от всей вечности, содержащейся в Нем, и символизируется тремя цветами, красным, белым и черным; тремя качествами или силами творения, сохранения и разрушения, как следствие Тримурти, а также тремя гунами (качествами): истиной, действием и равнодушием Бхагавадгиты. (1) Это есть Майя, которая привлекая красотой, вынуждает Всевышнего из лона Его неизреченной полноты, забывая Себя, соединиться в упоительном желании с этой божественной волшебницей.
Таинственная завеса, которую она соткана своими руками, полностью укрывала обоих. Мысль вечно Всемогущего стала оплодотворенной и упала во время. Бесчисленные формы существ представляют собой прекрасные модели, вытканные на волшебной ткани, утке и основы всего сущего, с помощью которой завеса Майи (2) покрывает ее супруга и является причиной повторного дара жизни.
Сноски:
1. Эти три качества объясняются Кришна в Бхагавадгите, как сатва или благо, полный покой, являющаяся чисто духовным качеством, раджас или и деятельность и тамас или застой и гниение. Они существуют в каждом человеческом разуме и перемешаны в большей или меньшей пропорции в любое время, в соответствии с индивидуумами, а также в соответствии с различными обстоятельствами. Его учение в отношении гуны тамас такое же, как и в христианской Библии, потому что он говорит, что для равнодушного человека нет спасения — он как бы «извергается как дырявое облако;» и в Послании Иакова 1: 6, 7, «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь…», а в Откровении 3:16 лаодикийцы обвиняются в том, что они не холодны и не горячи, то есть безразличны, и обречены быть «изверженными из уст», что аналогично судьбе, ожидающей тех, у которых преобладает равнодушие. Кришна говорит, что такие все более и более заблуждаются в каждом последующем поколении, пока, наконец, не достигнут самого низа лестницы в форме первичной материи. Разница между двумя школами состоит в том, что Кришна допускает учение о реинкарнации и карме, в то время как современные христиане, не видящие ничего в своей собственной Библии, отвергают эти в высшей степени важные законы, или, вернее, игнорируют их пока. [Ред.]
2. Майя на санскрите значит иллюзия. [Ред.]
3. Рисунок раскрашен У. К. Джаджем — Прим. пер.