Истина и красота

«Какое осознанное искусство человека может показать мне панораму, которая открываются передо мной, когда я смотрю вверх на небо со всеми его сияющими звездами?  Это, однако, не означает, что я отказываюсь признавать ценность общепринятых произведений искусства, но только то, что я лично чувствую, насколько они неполноценны по сравнению с вечными символами красоты природы».  Ганди. 

Это – слова Ганди.  Он говорит о значении настоящей красоты в земной жизни человека.  Окружающей средой нельзя пренебрегать.  Душа заключила себя в тело и не без основания.

В Индии мало ценят тело и окружающую среду.  На протяжении веков мы пренебрегали учением мудрецов о теле и окружающей среде.  Казалось бы, одна из скрытых целей британского правила в Индии заключалась в том, чтобы пробудить нас к истине о том, что материя, тело и окружающая среда имеют свои ценности.

Западный человек придаёт особое значение окружающей среде и переоценивает её.  Он ошибается, что улучшение санитарных условий, архитектура, картины и песни, радио и телевидение поддерживают и развивают душу, более того, что они являются создателями человеческой души!  Индия, похоже, тоже соблазняется блеском гаджетов.

Похоть всякого рода постоянно порабощает человека;  часто он этого не знает.  Когда он обращает внимание на такое порабощение, то оправдывается модой и философствует – все это, как наука преподает, является детерминизмом.  Современные знания, даже психология, психиатрия и психоанализ, не дают ответа, но его дает древняя восточная психология.  Она даёт объяснение похоти, а также средство от неё.

Постоянным врагом человека на земле является сила, которая циркулирует в его мозгу, крови, железах и чувствах.  Она подавляет его ум, ослепляет интуицию и замалчивает действие самого Духа.  Этот процесс хорошо описан в заключительной части третьей главы Бхагавад Гиты.

Именно эта сила, враждебная человеку или духовному мыслителю, приводит к «наслаждениям, возникающим через контакт чувств с внешними объектами, которые есть чрево боли».  Эта сила склоняет человеческие чувства к объектам обладания и создает в нем силу эгоизма, заставляя гордость управлять его волей.  Это вызывает контакт чувств со многими предметами, созданными человеческими руками и человеческим разумом.  Они часто создаются в надежде увеличить богатство и силу их создателей.  Такие рукотворные предметы не всегда соответствуют образцу чистого ума.

То, что создано человеческими руками, заряжено человеческими чувствами;  они несут магнетизм создателя предметов.  В витрине магазина товары привлекают своей формой, цветом и блеском.  Также привлекательность усугубляется амбициями, стремлениями и надеждой производящей руки и мозга.  Приманка мира не такая уж незначительная, как кажется.  Обычные знания не подозревают о реально существующей природе человеческого магнетизма.  Передать магнетизм изготовителя предметам продукции стало очень сложно в наш век машин с его массовым производством.  Однако тонкая аура произведённых товаров, какой бы невидимой она ни была, является фактом, и играет важную роль для приманки мужчин и женщин в качестве песни сирен «постоянного врага».

Оккультизм или наука о высшей жизни предостерегает от следования желаниям и страстям и учит различению даже при покупке товаров и их использовании.  Эта великая наука не поддерживает глупый аскетизм или не рекомендует чувственный гедонизм.  Она предлагает соблюдать обет нищеты с помощью ума Сердца.  Мотивом такой нищеты является наслаждение объектами чувств в качестве средства для опыта, который приведет к истинному развитию.

Наслаждаться совокупностью человеческого творчества, не желая богатства другого человека, возможно, когда соблюдается учение Гиты.  Всё благое, красивое и истинное имеет прагматические ценности.  Чтобы использовать мир в качестве подножия в истинном смысле, человек должен быть практичным, но не как современный капиталист, буржуа или пролетарий, или современный эстет.  Между творческим художником и умелым ремесленником существует пропасть.  Через неё нужно построить мост.  Мудрец, который поклоняется чистой истине, святой, который олицетворяет чистую добродетель, и провидец, который создает чистую красоту, являются строителями такого моста.

Великая пара противоположностей, нужда и роскошь, содержит ключ.  Между ними должна быть достигнута точка равновесия.  Гордость бедного столь же ложна и уродлива, как и гордость собственника.  Эгоизм, отделяющий истину от прекрасного, является источником зла.  Уничтожьте эгоизм, и зло умрет, а добро будет жить.  Тогда рукотворная красота отразит божественную красоту.  Разве это не та истина, на которую указывал Будда, когда он спросил у странника Бхаггавы: «Всякий раз, когда кто-то достигает освобождения, называемого прекрасным, действительно ли он знает, что такое Красота?»