Обращение 1922 года ко всем теософам и членам Теософского общества

ВСЕМ СОБРАТЬЯМ-ТЕОСОФАМ

Дорогие братья, в сопроводительном письме об уходе из Теософского общества со штаб-квартирой в Адьяре в общих чертах изложены причины, побудившие меня разорвать связь с этой организацией. Поскольку я был тесно связан с Обществом в течение почти двадцати лет, необходимо дать более полное объяснение для пользы друзей, коллег по великому Делу и всех других, кто интересуется или может заинтересоваться теософией и Теософским обществом, управляемым из Адьяра или находящимся под его влиянием.

Живя изо дня в день в течение десяти лет в Адьяре, международной штаб-квартире Теософского общества, и работая там на различных должностях, я хорошо знаю жизнь и деятельность Адьяра и понимаю природу жизненной силы, которая наполняет эту жизнь и деятельность, а также природу её воздействия. С 1919 года, когда я покинул Адьяр, я работал и наблюдал за деятельностью различных секций Теософского общества, упомянутых в моем заявлении об уходе; таким образом, я также хорошо осведомлен о положении теософии в этих двенадцати секциях и о влиянии, которое формирует работу организации в этих странах.

Что бы сделала Е. П. Блаватская?

Теософия для меня есть хлеб жизни, её Дело — предмет первостепенной важности. Ни одна жертва не может быть слишком велика ради этого святого Дела, и я покидаю Теософское общество в интересах теософии. Мой уход из Теософского общества связан идеалом более усердного служения теософии, которое я не могу выполнять в Теософском обществе. Придя к этому решению, я получил озарение от света мудрости величайшего теософа нашего века, этого вечного и никогда не иссякающего источника вдохновения для искателей истины на пути духовности и всех его второстепенных путях – Е.П. Блаватской. Её ясные и недвусмысленные слова представляют собой великий и достойный прецедент, которому меня вынуждают следовать существующие условия в Теософском обществе. Позвольте мне процитировать её слова, написанные в «Люцифере» за август 1889 года, при обстоятельствах, которые станут ясны всякому разумному читателю, если он обратится к статье «Загадка из Адьяра», из которой они и взяты. В ответ тем, кто пытался привязать Е.П. Блаватской к Теософскому обществу и «Адьяру», она писала:

Сущая глупость утверждать, будто «Е.П. Блаватская… верна Теософскому Обществу и Адьяру» (!?). Е.П. Блаватская. верна до гроба теософскому Делу и тем великим Учителям, чья философия — единственное средство, способное сплотить человечество в единое Братство. Наряду с полковником Олкоттом она является главным основателем и зодчим Общества, призванного олицетворять это Дело; и если она верна Г.С. Олкотту, то вовсе не потому, что он «президент», но, во-первых, потому что ни один живущий на земле человек так усердно не трудился для этого Общества и не был ему так предан, как полковник, и, во-вторых, потому что она считает его, в свою очередь, своим преданным другом и соратником. Поэтому степень ее привязанности к «Теософскому обществу и Адьяру» зависит от степени лояльности этого Общества нашему Делу. И если оно отступит от первоначальных принципов и проявит нелояльность в своей политике по отношению к Делу и первоначальной программе Общества, Е.П. Блаватская объявит Теософское общество нелояльным и отрясёт его как прах со своих ног.

И что, ради всего святого, может означать «лояльность к Адьяру»? И что такое Адьяр без нашего Дела и тех двоих (не одного основателя, с вашего позволения), которые его представляют? Что, это лояльность ко всей территории Адьяра или, может, только к его ванной комнате?

Я заканчиваю тем, что уверяю его, что ему не нужно изображать из себя ангела-хранителя при полковнике Олкотте. Ни ему, ни мне не нужна третья сторона, чтобы скрывать нас друг от друга. Мы работали, трудились и страдали вместе долгих пятнадцать лет, и если после всех этих лет взаимной дружбы президент-основатель был способен выслушивать безумные обвинения и повернуться против меня, что ж, мир достаточно широк для нас обоих. Пусть новое экзотерическое Теософское общество, возглавляемое м-ром Хартом, играет в бюрократию, если президент позволит им, и пусть Генеральный Совет исключит меня за «нелояльность», если опять же полковник Олкотт будет настолько слеп, что не сможет увидеть, где настоящий друг и в чём его долг. Только если они не поторопятся с этим, то при первых признаках их нелояльности ДЕЛУ я сама сложу с себя пожизненные обязанности секретаря по переписке и покину Общество. Это не помешает мне оставаться во главе тех, кто пойдёт за мной».

Теософское общество нелояльно по отношению к теософии

События последних нескольких лет, если их рассматривать в надлежащей последовательности и правильно связать, дают цепь свидетельств, которая не оставляет сомнений у искреннего исследователя Мудрости и убеждает его, что Теософское общество оказалось нелояльным к теософии и ё святому Делу. Необходимо понять, как выстраивается цепь событий, поскольку каждое событие само по себе кажется безобидным, а в некоторых случаях даже принимает утонченную форму правильной теософии. Когда последующие события в их подлинном значении или внутреннем значении соединяются, нелояльность к «первоначальной программе», на которую ссылается Е.П. Блаватская, предстает ясной и безошибочной перед наблюдательным взором исследователя. Стоя на высоком и безмятежном горном пике, на вечном снегу чистого разума, когда исследователь с разумной осторожностью наблюдает за долиной Теософского общества при солнечном свете мудрости Е.П. Блаватской и её Учителей, он не может не видеть иллюзорную природу вечно меняющихся теней и пустых оболочек, танцующих в ней. Дети долины, играющие с движущимися тенями, теряют из виду солнечный свет и принимают тени за реальность. Не осознавая того, что тени — это призраки, они следуют за ними, полагая, что идут по узкой тропе, которая приведет их к древу мудрости. Я был в этой долине и в течение какого-то времени играл в прискорбную игру, тратя драгоценное время и энергию, но, к счастью (за что хвала великим силам), я некоторое время находился на вершине горы, прежде чем спуститься в долину, и это видение осталось в сердце моей памяти.

Извинение

Раз так, позвольте мне здесь сделать признание. Все эти годы я пытался распространять теософские учения и активно участвовал в пропагандистской работе по многим направлениям. Даже занимаясь другими областями деятельности, я продолжал теософскую работу, и при выполнении этой работы ошибался, принимая притворство за реальность, а лунный свет за солнечный свет, и верил и заставлял других верить в то, что, как я теперь убежден, было неправильным. Даже когда священная память о моем раннем видении на горной вершине породила подозрения, я отбрасывал все сомнения, доказывая себе, что, возможно, у меня было недостаточно знаний. Так, какое-то время я был неверен своему высшему Я из-за искренности и смирения; но добрые намерения или бескорыстные мотивы не превращают неправильное действие в правильное. Таким образом, я допустил оплошность и настоящим извиняюсь перед всеми заинтересованными сторонами за эту ошибку, в которой я не виню никого, кроме самого себя. Ложные представления о преданности и лояльности, принятие непроверенных утверждений, вера в ложные доктрины и преклонение перед личностями привели меня к оказанию влияния на других людей в этих направлениях, за что карма потребует свою плату, и в качестве задатка я приношу это искреннее извинение.

Что такое теософия?

Теософия как система мышления, которую предложила Е.П. Блаватская, облечённая полномочиями посланница Ложи Учителей, стоит несломленной и нерушимой. Я признаю Е.П. Блаватскую, как посланницу великой Ложи из-за внутренних достоинств, ценности и правдивости её послания. Из-за озарения, которое приносит ее послание, из-за вдохновения, которое оно порождает, я признаю посланницу. О посланнике всегда следует судить по посланию, а не о послании по заявлениям посланника. Внутренние доказательства достоверности ее послания неопровержимы; его логичность совершенна; почва, в которой оно укоренено, — это поле древнего отшельника, на котором трудились последующие поколения учителей-сеятелей и на нём же последующие поколения учеников-искателей пожинали урожай, качество которого можно проверить и оно было проверено мной с почтением и смирением, но также и с мужеством и в меру своих интеллектуальных способностей. Эта система мышления не является эволюционирующей системой, поскольку она является частью «непрерывной записью, охватывающей тысячи поколений провидцев, соответствующий опыт которых был накоплен для того, чтобы проверить и подтвердить предания, передававшиеся из уст в уста от одной древней расы к другой — предания, содержавшие в себе учения высших, возвышенных существ, наблюдавших за человечеством в пору его детства.

На протяжении долгих веков «мудрецы» пятой расы из рода, спасённого и сохранённого от последнего катаклизма и смещения континентов, провели свою жизнь в изучении, а не в обучении. Как они это делали? Ответ таков: проверяя, сверяя и удостоверяясь в истине древних преданий в каждой области природы через самостоятельные видения великих адептов, то есть людей, которые развили и усовершенствовали свою физическую, умственную, психическую и духовную организацию до максимально возможного уровня. Ни одно видение одного какого-то адепта не принималось до тех пор, пока оно не было проверено и подтверждено видениями (полученными таким способом, чтобы являться независимым доказательством) других адептов и многовековым опытом». [1]

Поэтому я полностью и искренне согласен с мнением, что «никто из нас не имеет никакого права выдвигать свои собственные взгляды в качестве «теософии», противоречащие взглядам ЕПБ, ибо всё, что мы знаем о теософии, исходит от неё. Когда она говорит: «Тайное учение утверждает», никто не может сказать ей «нет»; мы можем не соглашаться с учением, но оно остается Тайным учением или теософией; она всегда поощряла независимую мысль и критику и никогда не возражала против разногласий, но она никогда не колеблясь ясно провозглашала «Тайную доктрину» так-то и так-то… Теософов не должны сводить «Тайную доктрину» на нет ради умилостивления христианских церквей, забывших Христа, точно так же, как они не должны сводить её на нет ради умилостивления материалистической науки. Непоколебимо, спокойно, без гнева, но и без страха, они должны стоять за «Тайную доктрину», которую она дала… Успеха можно добиться при совершенной лояльности; пусть церкви взбираются к религии Мудрости, ибо она не может спуститься к ним». [2]

Предостережения Е.П.Б.

Но внимательное изучение большого количества «теософской» литературы, предложенной за последние несколько лет, доказывает, что авторы не вняли призыву «не сводить на нет «Тайную доктрину»», и если спокойно рассмотреть последствия этих учений во внешней деятельности Теософского общества в «орденах», «лигах», «храмах», «церквах», а также в жизни его членов, нельзя не понять значение предупреждающих слов пророчества, которое Е. П. Блаватская произнесла в заключительной главе книги «Ключ к теософии», посвященной «будущему Теософского общества».

Представив определённые причины, она сделала вывод:

«В результате Общество сядет на ту или иную песчаную мель мысли и, подобно выброшенному на берег остову корабля, развалится и погибнет».

Эти причины, которых опасалась Е.П. Блаватская, и против которых она предостерегала Теософское общество, преследуют нас уже несколько лет, и, увы! «острая необходимость в беспристрастном и ясном суждении, которую должны испытывать наши преемники в деле руководства Обществом» явно ощущается до сегодняшнего дня, когда абсолютное отсутствие такого суждения заставило многих, в том числе и меня, прийти в отчаяние от деятельности Общества, хотя может быть, что как бездушный труп, оно может процветать, как и безжизненные храмы и мёртвые церкви на Востоке и на Западе.

На какой же песчаной отмели мысли застряло Теософское общество? На готовой программе духовного продвижения, ставшей символом веры, с её спасителями-посвящёнными, вечным адом упущенных возможностей, дьяволом чёрных магов-иезуитов и долговременным садом Эден в течение 750 лет с этого времени в Южной Калифорнии для верных, которые слепо повинуются и следуют, как солдаты армии фанатов, весьма ревностно, если не слишком разумно. Псевдотеософия пришла на смену теософии. Забыто прямое и мужественное учение, которому учила Е.П. Блаватская, ищущая бога внутри, «посвятителя посвящённых», и людям предлагается искать посвящённых в царстве смертных. Порог божественности установлен в мире плоти, и в нём воздвигнуты врата, через которые могут пройти истинно верующие. Предупреждение Е. П. Блаватской о «лжепророках теософии» и их «чудовищных преувеличениях, идиотских схемах и обманах» [3] осталось без внимания. Внутри Теософского общества была установлена ​​иерархия «посвящённых», безудержно развивалось слепое следование и смехотворное поклонение личностям. Это происходило вопреки безукоризненным словам Е.П. Блаватской, которая писала в 1888 году:

«Необходимо помнить, что Общество было основано не как питомник для быстрого выращивания оккультистов или фабрика по производству адептов».

Насколько же отличается существующее положение дел в Теософском обществе от того, о чём писала Е.П. Блаватская:

«Пусть никто не учреждает папство вместо теософии, так как это было бы самоубийством и всегда заканчивалось бы самым фатальным образом. Мы все сокурсники, более или менее продвинутые; но никто, принадлежащий к Теософскому обществу, не должен считать себя чем-то большим, чем, в лучшем случае, учащимся учителем — тем, кто не имеет права догматизировать». [4]

Вместо сокурсников и учащихся учителей, первые слышат то, что услышали вторые, мы видим в Теософском обществе непроверенные заявления с одной стороны и экстравагантную легковерность – с другой. Даже своего рода «апостольская преемственность» стала объектом веры в Теософском обществе, главным образом благодаря тому, что тайные призывы от имени «преемников» Е.П. Блаватской выдвигаются как серьёзные аргументы в поддержку ложных доктрин и грубых учений. Забыты методы проверки учений и Ipse dixit[1]; и «такой-то и такой-то сказал это» — это всё, что требуется. Таким образом, возобладала теософия, отличная от теософии Е.П. Блаватская, как ночь от дня, и, увы! тысячи членов даже не знают об этом.

Бессознательный эффект некоторых из этих учений и их неожиданное влияние произвели некоторые странные аномалии. Так, «братья Братства», которые должны быть одного ума, одной воли, одной цели, одной задачи, пальцами на одной руке, сражаются, как приверженцы различных фанатичных сект. Это прямое следствие того факта, что этикой теософии пренебрегли и утвердился психизм. Здесь также не было услышано ясное предупреждение Е.П. Блаватской:

«Уже прежде рост был остановлен в связи с психическими феноменами, и может ещё наступить время, когда подобным образом могут быть подорваны духовные и этические основы Общества». [5]

Что такое вредительство, как не психические высказывания и материализация духовных фактов, создание полубогов, отгоняющих богов? Труд Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изида» был —  «направлен против богословского христианства, главного противника свободы мысли. В этом томе нет ни единого слова против чистых учений Иисуса, но он безжалостно осуждает их принижение и превращение в пагубные церковные системы, разрушающие веру человека в своё бессмертие и своего Бога и подрывающие всякие нравственные ограничения». [6]

А сегодня некоторые члены Общества даже учат «прощению» и «отпущению грехов»; в «Разоблачённой Изиде» об апостольском преемстве говорится как о «грубом и явном обмане», но теперь существует «Теософская Церковь» со всеми «пагубными церковными учениями», включая «апостольское преемство» от Учителей! Е. П. Б. писала:

«Миру не нужна сектантская церковь, будь то Будда, Иисус, Магомет, Сведенборг, Кальвин или какая-либо другая. Поскольку есть только ОДНА Истина, человеку нужна только одна церковь – храм Божий внутри нас, окруженный материей, но проницаемый для любого, кто может найти путь – чистые сердцем видят Бога». [7]

Контраст

Но сегодня места поклонения с их жрецами и служителями, их ритуалами и церемониями, их маскарадами и атрибутами поощряются как теософские.

Святые имена Учителей используются каждый раз и на каждом шагу. Нельзя принадлежать к «Их Школе», если работаешь в ненасильственном независимом движении великого индийского лидера мистера М. К. Ганди. «Никто не может нападать на Л.К.Ц. (либерально-католическую церковь) и оставаться в Э.Ш. (эзотерической школе)». «Члены Общества должны выбирать между Э.Ш. и Лига лояльности; они не могут оставаться в обоих». Все должны верить в скорое пришествие мирового учителя, которое будет в Э.Ш.. Необходимо активно участвовать в определенных движениях, потому что они, как сообщается, благословлены бодхисаттвой или Христом, находящимся в Э.Ш.. Издаются послания, распоряжения и инструкции от «Учителей и дэвов», указывающие не только на то, к какой вспомогательной деятельности должен приобщиться «верный» соратник, но также инструкции по игре на церковном органе, инструкции поведения ссорящихся юношей, инструкции, как одеваться и что воспевать, проводя масонские обряды, и на десятки других тем. Эти приказы показывают отсутствие всякого чувства меры, просвещенного ума и здравого смысла. Повиноваться и следовать, следовать и повиноваться — вот инструкция для людей, заражённых вирусом психического безумия, который распространяется во имя теософии.

Предпринятые шаги

Когда я впервые заметил эти тенденции, я принял их с истинной азиатской преданностью ученика по отношению к более продвинутым ученикам; но та же самая преданность заставляла меня стремиться понять то, что было неясно, и благодаря настойчивому требованию адекватного знания, в течение многих лет наблюдений и размышлений, я пришёл к убедительным, определённым и веским доказательствам, которые привели к логическому убеждению, что эти тенденции не были теософскими, и что Теософское общество медленно, но верно отклонялось от прямого пути, который Учителя проложили для него через Е. П. Блаватскую и что его выбросило на песчаную отмель, на которую указывал предупреждающий перст Е. П. Блаватской.

Награда за этот настойчивый поиск привела к чувству ответственности перед моими товарищами по Теософскому обществу. События следовали за событиями, которые давали мне одну возможность, а затем другую, и я использовал их так, как того требовали мои способности и проницательность. Единственным верным методом помощи Обществу было донести до его членов истинное учение, «изначальную программу», тенденции «изначальных импульсов», что я и сделал. Я объездил многие страны, преодолевая тысячи миль с посланием 1) о силе внутреннего бога и о духовной жизни, 2) о нетеософской природе слепого следования разным учениям, 3) об опасностях, стоящих перед Теософским обществом, 4) о древнем и вечном учении теософии в противовес развивающейся науке, 5) о религии Мудрости, которую следует понимать и жить по ней, а не верить во многие вероучения или одно из них, 6) о служении жизнью, а не словами или делами, и 7) о разумном следовании учению, которое Е.П. Блаватская не изобретала и не создавала, но записала с помощью Учителей. Я доносил это послание во время сотен собраний членов Общества, десятков публичных лекций, в бесчисленных интервью и в непрерывной переписке. Это послание учтиво выслушивали и даже в какой-то мере приветствовали. Затем члены Общества услышали или прочитали где-то, что рекомендованное мной исследование трудов Е.П. Блаватской было результатом влияния, оказанного на меня иезуитами и чёрными магами; мне приписывались, мягко говоря, странные мотивы; призывали к терпимости и предостерегали против догматизма в отношении Е.П. Блаватской. Встал вопрос: «Почему «назад к Блаватской»?», на что я отвечал: «Если не «назад к Блаватской», то «вперёд к Е.П. Блаватской».

Меня интересовали труды Е.П. Блаватской и священный долг теософов «не сводить на нет «Тайную доктрину»». Но это было ошибочно названо попыткой принизить нынешнего лидера, вызванной ненавистью.

Подводя итог проделанной работе, приложенным усилиям, затраченной энергии, затраченному времени, я испытываю искреннее удовлетворение от того, что большое число членов Теософского общества узнали о положении внутри Теософского общества и о том, что есть истинное направление учения. Члены Общества, подвергшиеся специфическим психическим воздействиям, упомянутым выше, на время пробудились к факту существования истинно духовного изложения теософии Е. П. Блаватской. Однако настолько сильна привычка верить в личность и принимать нечто за полностью установленные факты, исходя из которых можно рассматривать все события и учения, что в тот момент, когда проносился шёпот о «чёрном маге» и «иезуитском влиянии», многие из них с простой доверчивостью обращались к «преемникам Е.П. Блаватской» — «глазам Общества» — вместо того, чтобы использовать собственную духовную и разумную способность видения. Я говорю это не для того, чтобы критиковать таких членов; почти все они не знали истинной внутренней сути ситуации, не знали того факта, что первоначальная программа Теософского Общества, вдохновленная первоначальными импульсами, исходившими от Учителей, уже не существует в Теософском Обществе.

Убеждённый в том, что Теософское общество уже выбросило на песчаную отмель, как и предсказывала Е.П. Блаватская, я старался, с одной стороны, изо всех сил трубить сигнал тревоги и предупреждения, а с другой стороны, старался добраться до источника бед. Я начал сравнивать тщательно и с беспристрастной точностью учение Е. П. Блаватской; и, взяв «Тайную доктрину», начал не только перечитывать, но и сравнивать её учение с содержанием книг последних дней и обнаружил, что они очень отличаются. В некоторых случаях более поздние заявления прямо противоречили учению Е. П. Блаватской и даже содержанию писем Учителей, опубликованных ею. С особой осторожностью я собрал воедино учения и обнаружил, где и как прозрачные и кристально чистые воды теософии превратились в мутный поток, который утолял жажду тысяч и в то же время отравлял их, двигаясь все быстрее и быстрее к незнакомым местам. Проследив течение мутного потока до того места, где он превратил чистый поток в болото, я пришёл к месту, отмеченному Е.П. Блаватской, как конец цикла – 1897 год.

До этого на равнине между двумя потоками белых и серых вод состоялось не одно генеральное сражение, и как всегда материальная победа была духовным поражением.

Здесь не место подробно описывать события 1884–1885, 1888–1891, 1891–1893, 1894–1895 годов и физическое поражение, но духовную победу 1896 года.

Выводы

Итак, я пришёл к тому, что применил учение Е. П. Блаватской к событиям в Теософском обществе и в мире в целом, с которыми было тесно связано распространение учения. Изучив некоторые события генерального сражения 1894-1895 годов, я перешёл к тому, что всегда важнее всего для исследователя, к причине войны, и вот, это случилось ещё до публикации «Тайной доктрины» Е. П. Блаватской. Я обнаружил, что духовный Геракл с львиным сердцем и орлиным взглядом, Е.П. Блаватская. сама пыталась сдержать продвижение полчищ варваров, которые хотели стать хозяевами белых вод, поскольку она заметила в них тенденцию окрашивать их в другой цвет; ей это удалось, но её уход привел к катастрофе, и завершение цикла в Теософском обществе и во всём мире совпало.

Итак, продолжаю своё повествование: я отправился на поиски остатков физически побеждённой, но духовно победившей армии, и я бродил по многим землям, имеющим глаза и уши открытыми и готовыми услышать шёпот утраченного Слова, и пытался научить истине, за которую велась война. В своих странствиях я был на великолепных высотах Швейцарии, на пленительных пляжах Тихоокеанского побережья, в чудесных долинах Тироля, в тайных и безмолвных криптах Южной Индии, а также в оживленных центрах Нью-Йорка, и подобно страннику, старательно напевал свою простую песню, прося о хлебе насущном, и поиски не были напрасными. Разрозненные солдаты объединились, фактически воздвигли крепость, развернули истинный теософский стяг и стали рассылать прежнее знакомое послание.

Уильям К. Джадж

Покидая Теософское общество, я считаю своим священным долгом изложить в протоколе один конкретный результат моего исследования, о котором говорилось выше, чтобы нынешние члены могли иметь возможность, а будущие члены могли получить предупреждение, а именно в отношении учения Уильяма К. Джаджа. Вместе с Е.П. Блаватской и полковником Олкоттом, он был основателем Теософского общества и работал согласно правильному методу обучения со всеми, кто вступал с ним в контакт. Его жизнь и работу следует оценивать по тому же стандарту, который я всегда применял к Е.П. Блаватской – озарению и вдохновению его учения – внутреннему свидетельству подлинности его послания и его стойкости и, кроме того, соответствия его учения учению «Тайной доктрины»; и я признаю его за истинного теософа, который жил и трудился, сражался и умер, оставив после себя свое наследие Теософскому движению Ложи Учителей; Теософское общество несправедливо поступило с ним и его учение остаётся неизвестным его членам по сей день.

Я признаю Уильяма К. Джаджа истинным теософом не только из-за его прекрасного характера и его собственного замечательного этического учения, но и потому, что он придерживался принципов Учителей и до смерти оставался верным первоначальной программе, которую Они изложили.

Объединенная Ложа Теософов

Небольшая группа исследователей, собравшихся вокруг старого стяга и воздвигших свой Дом Служения, известна как Объединенная Ложа Теософов, декларация которой гласит следующее:

«Политика этой Ложи — независимая преданность делу теософии без заявления о своей принадлежности к какой-либо теософской организации. Она верна великим основателям теософского движения, но её не волнуют расхождения или разногласия в личных мнениях.

Работа, которой она занимается, и цель, которую она имеет в виду, слишком увлекательны и слишком возвышенны, чтобы оставлять время или изъявлять желание участвовать в второстепенных вопросах. Её работа и цель — распространение фундаментальных принципов теософии и воплощение этих принципов на практике посредством лучшего осознания СЕБЯ и через более глубокое убеждение во всеобщем Братстве.

Она утверждает, что непререкаемой основой для единения теософов, где бы они ни находились, является «сходство целей, задач и учений», и, следовательно, у неё нет ни конституции, ни устава, ни должностных лиц, и единственным звеном между его товарищами является эта основа. И она стремится распространить эту идею среди теософов в поддержку единства.

Она считает теософами всех, кто занимается истинным служением человечеству, без различия расы, вероисповедания, пола, положения или организации, и

Она приглашает в своё товарищество всех тех, кто согласен с заявленными целями и желает улучшить себя посредством исследования или иным образом, чтобы быть в состоянии лучше помогать другим и учить их».

Вместе с этими друзьями я как смогу буду служить делу теософии, принимая единственно верные методы серьёзного изучения и честного провозглашения послания Великих, данного в последней четверти девятнадцатого века. Усвоение и распространение этого послания является задачей нашего человечества, что приведёт нас к обещанному 1975 году.

В заключение я должен сказать несколько слов тысячам членов Теософского общества.

Братья мои,

Теософия, источник всех философий и вер, нуждается в преданных слугах, которые отдали бы свои жизни за её дело. Она могущественнее любого общества или организации, а её служение намного важнее, чем служение любого общества, которое пытается или претендует на то, чтобы говорить от её имени. Отстаивая её дело, мы иногда бываем ослеплены враждой личностей; в пыли, поднятой враждующими группами борцов, мы можем заблудиться.

Теософия, вновь провозглашённая Е.П. Блаватской под руководством Владык мудрости и сострадания, является живой Истиной; Учителя, которые работали через неё, являются живыми воплощениями Мудрости и трудятся сегодня согласно тем же древним и проверенным временем законам любви и альтруизма. Они – наши старшие братья и, следовательно, слуги человечества. Их мудрость отличается от мудрости нашего мира науки; их сострадание отличается от сострадания нашего религиозного мира; их альтруизм отличается от нравственности нашего мира; их служение отличается от служения милосердия нашего мира. Не через любовь Они стремятся установить солидарность Братства, а через освещение наших умов, вдохновляя нас «трудиться в потоке и помогать импульсу продвигаться вперёд» и напоминая нам, что «всегда мудрее трудиться и форсировать течение событий, чем ждать, когда наступить подходящее время».

В служении Им есть совершенная свобода, и это служение само по себе является наградой. Руководствуясь верным знанием из учения Е.П. Блаватской, вдохновленного словами великих Владык, я выбираю то, что для меня является правильным курсом, не испытывая ненависти ни к кому, с любовью ко всем, в духе полнейшей безличности (не обращая внимания на сладкие серебристые голоса любимых и почитаемых личностей, которым так легко следовать), потому что внутренний Правитель повелевает, говоря такие золотые слова: «Следуй прямому курсу Учителей Е. П. Блаватской».

Те из вас, кто ищет этого, те найдут, если будут верны себе — искренние в мыслях, с чистыми мотивами и настойчивые в своих поисках. Я стремился служить, и пути служения никогда не закрываются. И это служение мудрости Учителей через абсолютное самопожертвование; через полное забвение низшего «я»; через повторение услышанного и проверенного, а также через бесстрашное признание незнания там, где знание не проверено; через смиренное продвижение, но со спокойной уверенностью в себе, по пути духовности – я постараюсь нести. Те из вас, кто был достаточно великодушен, чтобы нести его в прошлом, получат возможность сделать это в будущем. Поблагодарив вас за сотрудничество со мной в этом служении в прошлом, я призываю вас продолжать продвигаться дальше в будущем бесстрашно и с чувством справедливости. Солнце мудрости всегда ярко сияет над праведными и неправедными, над святыми и грешниками; оно никогда ни для кого не перестаёт светить. Духовно здоровому человеку оно дает больше жизни; с больных же оно удаляет весь шлак. Наша задача — воспользоваться этим сиянием и трудиться, следуя от нездоровья к здоровью, от слабости к силе, от одной славы к другой. Будьте честны с собой, верны внутреннему Правителю. Выбирайте не «кому вы будете служить», а чему, и где, и как вы будете служить, поскольку главная Истина теософии уводит нас из области личностей в Царство безличного. «Будьте теософами, трудитесь ради теософии; теософия в первую очередь и в последнюю», — таков призыв Е.П. Блаватской, и те, кто учит теософии, которой учила Е.П. Блаватская, являются её истинными последователями; те, кто служат теософии в свете этого учения, являются истинными слугами Слуг человечества.

Ваш покорный слуга, Б. П. ВАДЬЯ, 18 июля 1922 г.

СНОСКИ:

[1] «Тайная доктрина», т. 1, ч. I, стр. 272-273. (изд. 1888 г.)

[2] «Теософия и христианство», Анни Безант в «Люцифере», октябрь 1891 г.

[3] Статья Е.П.Б.«Псевдо-теософия» в «Люцифере», март 1889 г.

[4] Письмо Е.П.Б. к Ежегодному съезду Американской секции Т.О., апрель 1888 г.

[5] Письмо Е.П.Б. к Американскому съезду, апрель 1889 г.

[6] Предисловие к «Разоблаченной Изиде», Т. II, 1877.

[7] «Разоблаченная Изида», Т. II, стр. 635.

[1] Сам сказал. Выражение, характеризующее позицию бездумного преклонения перед чьим-либо авторитетом (лат.)