«Путь» октябрь 1886 года

Беглый обзор их основных доктрин.
Ниже приведены в общих чертах основные доктрины братьев Розового Креста. Тот, кто выполнит необходимые условия, может найти всю необходимую информацию в «Книге Посвящения». Они говорят, что, когда кто-то готов, он с легкостью находит руководителя, который через свое истинное Я наставляет и направляет его непоколебимо.
Понятно, что общество хочет быть по-настоящему духовным и не требует никаких взносов, но принимает в качестве членов только тех, кто является активными работниками на благо человечества. Это – тайное общество, но не из-за страха перед врагами, но ради распространения истины беспрепятственно без войны мнений. Истина вечна, что не подлежит сомнению, и для тех, кто в состоянии видеть, она раскрывается во всем свете.
1. Вселенная в целом представляет собой единство, имея только одну, вечную, универсальную и фундаментальную причину своего существования. Все многообразные формы, сущности, силы и принципы, не являются изначально самосуществующими, но являются лишь различными проявлениями одной и той же вселенской причины. Они являются различными выражениями одной первоначальной деятельности, а также их формы или организмы являются продуктом этой деятельности, работающей на разных планах существования и на разных стадиях эволюции.
2. Эта причина, будучи вечной, неограниченной и бесконечной, не под силу интеллектуальному пониманию любого смертного и ограниченного существа. Ее присутствие может восприниматься в этом мире, но в своем высшем аспекте она полностью может быть известна только самой себе. Существа ниже ее могут интуитивно чувствовать ее присутствие, но не могут умственно понять ее, пока не поднимутся до своего уровня на плане существования. Во избежание многоречивости назовем этот вечный (духовный) принцип в его высшем аспекте «Богом» или «БРАХМ»; оба слова обозначают изначально «благо». (1)
3. В этой вечной или универсальной причине, центре или источнике Всего, потенциально содержится все, существующее во Вселенной. Она сама в зачаточном или более или менее развитом состоянии, содержащаяся во всем, что существует, формирует (духовный) центр всех живых организмов, и сама жизнь есть лишь способ проявления своей собственной силы. Она является причиной или архитектором любой формы. Она строит привычную форму из этого центра силой своей собственной (сознательно или бессознательно активной) воли и мысли, а также с помощью средств, предлагаемых вечной природой, причем последняя сама по себе является продуктом предыдущих состояний ее собственного существования и вечного действия.
4. Высшая форма деятельности этого принципа требует для своего совершенного выражения совершенных средств. Совершенное не может проявить свое совершенство в несовершенном организме. Место, которое занимает существо на лестнице эволюции, зависит от прогресса божественного принципа, действующего в центре любого существа, в эволюции организма, приспособленного к его проявлению.
5. Самым совершенным организмом для проявления божественного или универсального принципа в своем высшем аспекте, о котором мы знаем, является (духовный) организм человека. В этом организме этот божественный принцип, после достижения ощущений и сознания в низших формах природы, может приобрести (духовное) самосознание и самопознание, развивая, так называемый индивидуальный ум со всеми силами и способностями (духовного) восприятия и истинного знания или мудрости.
6. (Обычно) видимое так называемое физическое тело человека не является истинным человеком, а лишь более или менее несовершенным образом истинного или «внутреннего человека», чья сфера деятельности может простираться до сферы его разума; другими словами, до способности его (духовного) восприятия. «Внутренний человек» является реальностью. Он после достижения — силой собственной дифференциации — физического существования, сохраняет свою индивидуальность, после того, как физические формы, занимаемые им в целях эволюции во время его жизни на планете, распадаются и превращаются в другие формы.
7. Каждое существо продолжает существовать в своей сущности после того, как (физическая) форма, выражавшая его характер, растворится и исчезнет. Но пока оно не приобрело (духовного) самосознания и самопознания, оно будет вынуждено после некоторого отдыха вновь появиться в новой форме (маске или личности), чтобы возобновить процесс дальнейшего развития. (2) После того, как божественный принцип в человеке достиг индивидуального (духовного) самосознания и самопознания, ему больше не требуется воплощаться в (физических) формах. Он может, гармонично объединившись со ВСЕМ, продолжать существование, как осознанный разум.
8. Достижение духовного самосознания и самопознания и как следствие обязательное совершенство предполагают достижение бессмертия, но последнее нельзя достичь, не достигнув первого. Только совершенное остается; несовершенное постоянно изменяется.
9. Хотя индивидуальная человеческая монада без (духовного) самосознания и знания может достичь состояния совершенства при медленном процессе эволюции, растянутым, возможно, на многие миллионы лет, тем не менее, не надо ждать, пока природа медленно и без посторонней помощи достигнет своей цели. Ей может помочь индивидуальная воля и усилия тех, кто знает, как поступать.
10. Первым необходимым требованием для всех, кто стремится к совершенству, является знание законов, которые правят в видимой и невидимой вселенной, это знание также включает изучение строения вселенной и человека.
11. От знания приходит сила, но те, кто обладает знанием, не извлекут из него пользы, пока не применят его на практике. Поэтому второе требование относится к воле, так как индивидуальная воля, отклоняясь от направления воли всеобщего блага или сопротивляясь последнему, является злом, и может принести только окончательное разрушение тому, кто осуществляет ее, следовательно, воля индивида должны действовать в соответствии с универсальной волей Бога.
12. Делать зло для большинства людей гораздо проще, чем делать добро. Добрая воля и желание приносить пользу необходимы для выполнения работы. Для того чтобы преодолеть сопротивление злу и делать добро, требуется энергия, мужество и усилия, и поэтому третьим необходимым требованием является практика добра по нашему понятию и желанию.
13. Но так как однажды обретенная сила может быть использована во благо или во зло, то не желательно, чтобы людям с дурными наклонностями и устремлениями давались знания для продления существование их личности после растворения физической формы. Их существование принесло бы вред другим, и подверглось бы долгому, медленному и мучительному окончательному распаду. Таким образом, самые глубокие тайны розенкрейцеров, и путь к практическому применению тайных знаний, следует открывать только тем, кто праведен и чист до такой степени, чтобы тайны, сообщенные им, не могли бы быть использованы во зло. Поэтому четвертым необходимым требованием для розенкрейцеров, является молчание в отношении сообщенных им тайн.
Сноски:
1. Эти слова постоянно порождают недоразумения и кривотолки, потому что почти каждый имеет свое мнение о том, что такое «благо».
2. См. Бхагавадгита, гл. 6.