«Путь» апрель 1887 года

Примечательным фактом в оккультизме является то, что великие Учителя, которые в теле работают среди людей, являются членами целительной гильдии, благороднейшей из всех ученых профессий. Она является самой благородной, потому что по своей истинной природе она сочетает функции священника и врача, целителя души, а также тела. Таким будет учитель умов более благородной цивилизации, которая взойдет когда-нибудь над миром; духовные вожди народа будут на страже здоровья своих тел так же, как и душ. Рассказывают, что Гермес был великим врачом и руководителем великого братства адептов. Иисус из Назарета и Иоанн Креститель были членами братства ессеев, ордена терапевтов. Аполлоний Тианский служил послушником в храме Гиппократа и был целителем людей. В средние века и в начале Нового времени в Европе, мы находим братство розенкрейцеров, посвященное достижению и применению медицинских и духовных знаний. Даже в первобытном обществе, среди диких племен таких, как индейцы, мы находим священные ордена, состоявшие из «знахарей», и есть веские основания полагать, что некоторые из них обладали ценными оккультными способностями. По этим духовным, терапевтическим и эзотерическим братствам, существовавшим на протяжении всей истории, вероятно, можно проследить прогресс, достигнутый человечеством на материальном, интеллектуальном и духовном уровнях. Их знания тайных сил природы явились для мира истоками механической и химической науки, лежащих в основе материальных достижений, которые составляют силу и гордость нашей нынешней материальной цивилизации, хотя последняя мало помнит, кому она обязана этим. Почему эти две великие функции объединены у Учителей человечества, забота о теле и душе? Разве это не приведет человека постепенно к состоянию телесного совершенства, которое должно характеризовать славную «Грядущую расу»? Эта раса будет сочетать божественное и человеческое в качествах, которые описаны в книге «Через Золотые Врата»: «Возвышенное животное в человеке – это нечто не воображаемое по своей великой силе служения и крепости». Таким образом, мы увидим реализованной божественную расу со сверхъестественными способностями, по сравнению с которыми потенциал запутанных механических устройств настоящего века, достигнутый за счет порабощения и деградации миллионов трудящихся, окажется ничтожным, как грубые пещерные орудия труда по сравнению с теми орудиями, которыми наш век может высокомерно гордиться.
Можно авторитетно заявить, что Парацельс действительно был одним из величайших учителей, когда-либо известных на земле. Его можно поставить в один ряд с Гермесом Трисмегистом. Несмотря на то, что он был отцом современной химии, его имя до сих пор не сходит с уст людей, так как его революционные методы в медицине, естественно, явились причиной враждебности врачей и аптекарей его времени, чьи притязания он безжалостно отметал. Будучи «завсегдатаями», они, естественно, были ухом для общественности, и их доносы имели такую цветастую историю, что, хотя наука сейчас начинает осознавать свой долг перед ним, он, по-прежнему, широко рассматривается как буйный самозванец.
Поэтому мир во многом обязан замечательной книге доктора Гартмана. (1) Вполне уместно, что врач описал лучший популярный обзор жизни великого мастера медицины. Доктор Гартман написал свою работу с большой симпатией, что сделало ее самым важным его вкладом в оккультную литературу, хотя и его предыдущая работа была прекрасной. Примечательно, как великие Адепты, которые работали незаметно среди людей, появлялись в поворотной точке цикла. Аполлоний и Иисус пришли, когда Римская империя была на пике своей славы и начинала путь к своему падению. Парацельс появился на заре современной эпохи, которая приближается к расцвету, его учение заложило основы нашей современной физической науки. Насколько велико это учение, видно по содержанию его произведений, указанных д-ром Гартманом. Дата его рождения имеет большое значение; 1493 год, через год после открытия Америки Колумбом. Мы видим его, бόльшего чем Колумб, стоящим на пороге нового мира, который не только расширяет известную область земного шара, открывает огромные континенты с помощью господствующей расы, но мира, который расширяет богатство, интеллект и религии. Он был современником Лютера; но, хотя радикальная реформа, проведенная отцом протестантизма, была одной из главных особенностей изменения цикла, Парацельс стоял на слишком высоком уровне, чтобы принимать участие в сектантских ссорах, он говорил: «Среди всех сект нет ни одной, которая бы обладала истинно разумной религией. Мы должны читать Библию скорее сердцем, чем умом, пока в какой-то момент истинная религия не придет в мир».
Что касается адептства Парацельса, д-р Гартман отмечает: «Древнее предание говорит, (и те, кто, вероятно, знают, подтверждают это) что тот, чье астральное тело в процессе физического существования стало осознанным и независимым от физической формы, уже живет, как адепт вместе с другими адептами того же ордена в определенном месте в Азии, откуда он незримо, но тем не менее действенно влияет на умы своих последователей, являясь им иногда даже в видимой физической форме». По мнению некоторых исследователей вполне вероятно, что сейчас Тот, кто был когда-то известен как Парацельс, находится в астральном теле, которое встречается с другими адептами в Азии. Настоящее время является важным периодом в мировой истории, так как был дан намек, что великий Учитель может появиться среди людей. Большинство, однако, вряд ли падут ниц и поклоняться Ему, когда он придет; на самом деле, их отношение к Нему, вероятно, будет совсем другим. Сравнительно мало будет тех, кто, вероятно, узнают Его, так как только дух может воспринимать дух.
Есть фрагмент в работе д-ра Гартмана относительно физического облика Парацельса, который требует некоторого комментария. Тот факт, что он был безбородым, породило легенду, что он был оскоплен в младенчестве. Этого не могло быть. Требования к адептству предполагают полноценное тело со всеми его органами. Парацельс был одним из розенкрейцеров, и это одна из причин, почему он не мог быть членом этого братства, будь он физически неполноценен. Более вероятно, что отсутствие бороды имело другое значение. Говорят, что физические характеристики великих учителей относятся к более высокой расе, чем та, среди которой они работают. Гаутама Будда, например, создал религию для большей части монголоидной расы, но он был арийцем. Согласно легенде он был светловолосым с бледным цветом лица. Аббат Хок описывает именно так его красивый образ в виде великолепных временных фигур на больших праздниках цветов, ежегодно проводимых в ламаистском монастыре Кунбум на Тибете. Личное явление Иисуса из Назарета неизвестно миру, но есть основания полагать, что он не был еврейского типа, и его облик отличался от обычных представлений. Те, кто читал «Грядущую расу» Бульвера, возможно, помнят намек на причину отсутствия бороды у Парацельса.
Доктор Гартман обращает внимание на лаконичную манеру Парацельса выражать свои мысли. Это качество его произведений можно будет увидеть в приводимых отрывках, переведенных на прекрасный английский язык. Нет никаких оснований обвинять его в напыщенности стиля. Он просто говорил с уверенностью, как и все мужчины, которые говорят с властью. Аполлоний ответил, когда его спросили, как мудрый человек должен говорить о том, что он знает: «Он должен говорить, как законодатель. Законодатель должен представлять толпе в виде заповедей то, что он знает, как истину». Именно таким образом, учил Парацельс. Как хорошо сказал д-р Гартман: «Ежедневно происходит то, что тот, кто выставляет и обличает недостатки других, представляется поверхностному наблюдателю хвалящимся своим превосходством, хотя причин для этого он не находит».
Маловероятно, что обвинения в пьянстве, выдвинутые против Парацельса имели какие-либо веские основания. У него было много заклятых врагов, и фабрикация таких обвинений ими без оснований была бы очень естественной. Предполагают, что основанием для обвинения послужило письмо к некоторым студентам в Цюрихе, в котором он обращался к ним, как Combibones оptimi (лат. лучшие собутыльники). Но, кажется, наиболее вероятно, что это относится к общепринятому распитию «вина» мудрости, особенно потому, что письмо является очень серьезным и патетическим. Как замечает Арнольд в своей «Истории церквей и герметизма»: «Человек, который является обжорой или пьяницей, не может обладать такими божественными дарами».
То, что Парацельс получил огромные знания не из книг, видно из того факта, что он читал очень мало. В течение десяти лет он не прочитал ни одной книги, и его ученики свидетельствуют о том, что он диктовал свои работы им не по заметкам или рукописям. Его духовные заповеди имеют самый возвышенный характер, и полностью совпадают с тем, что в последнее время поступает из восточных источников. Он спрашивает: «Какая философия не поддерживается духовным откровением?» Относительно молитвы или устремления ко всякому благу, он сказал: «Необходимо искать и стучать, и тем самым просить Всемогущую Силу внутри нас, напоминать ей об ее обещаниях и держать ее в бодрствующем состоянии. Если мы будем делать это в надлежащей форме с чистым и искренним сердцем, то получим то, что просим, и найдем то, что ищем, и будут открыты двери Вечного, которые были закрыты перед нами, и то, что было скрыто от нашего взора, выйдет на свет. Следующим принципом является вера, и не просто вера в то, что может или не может быть правдой, но вера, основанная на знании, непоколебимая уверенность в себе, вера, которая может сдвигать горы и бросать их в море, которой все возможно, как и Христос Сам свидетельствовал об этом. Третий принцип – это воображение. Если эта сила правильно возгорелась в нашей душе, мы не будем испытывать никаких трудностей, чтобы привести ее в гармонию с нашей верой. Человек, глубоко погруженный в мысли, так сказать, утонувший в своей душе, подобен тому, кто потерял чувства, и мир смотрит на него, как на глупца. Но в сознании Всевышнего он мудр. Он, так сказать, является близким другом Бога, знающим гораздо больше о Божьих тайнах, чем все те, которые получают поверхностную ученость через чувства; потому что он может постичь Бога через душу, Христа через веру и Святого Духа через возвышенное воображение. Таким образом, мы можем возрастать, чтобы быть похожими на апостолов, и не бояться ни смерти, ни тюрьмы, ни страданий, ни пытки, ни усталости, ни голода, ни чего-либо еще».
Выше приведенный отрывок важен для иллюстрации глубокого мышления Парацельса. Характер мистического развития очень четко определен. Очевидна связь между предложением о человеке «утонувшим в своей собственной душе» и концом пункта 16 первой части «Света на Пути»: «И та власть, которой ученик должен добиваться, придаст ему вид ничтожества в глазах толпы». Последняя глава книги «Через Золотые Врата» посвящена именно этому вопросу, что видно из слов о человеке, который когда-то действительно одержал победу: «Того ощущение горения, которое казалось ему единственным доказательством его существования, больше нет. Как он может знать, что он жив? Он знает об этом только благодаря доказательству, но со временем он не захочет спорить. Для него наступает покой; и он найдет в этом покое силу, которую возжелал. Тогда он будет знать, что такое вера, которая может передвигать горы».
Далекие странствия большинства оккультистов являются важным фактом. Пифагор путешествовал в Египет и Индию. Аполлоний также ходил туда, и провел почти всю свою жизнь, путешествуя по всему миру. Почти все известные исследователи оккультизма сегодня много путешествуют. Мадам Блаватская, например, не раз бывала почти во всех областях земли, и попадала в необычные приключения. Парацельс был также великим путешественником; он путешествовал далеко на Восток, был взят в плен татарами. Говорят, что он даже дошел до Индия, и вполне вероятно посещал Учителей на Тибете. Так он говорил о причинах своего странствия: «Тот, кто хочет изучать книгу природы, должен исходит своими ногами ее страницы. Книги изучаются, вглядываясь в буквы, их содержащие, а Природа изучается исследованием содержания ее сокровищниц в каждой стране. Любая часть мира представляет собой страницу в книге природы, а все страницы вместе образуют книгу, содержащую великие откровения». Это есть исполнение директивы: «Наблюдай за своими ощущениями и поучайся у них».
Глубокое научное понимание проявляется в трудах Парацельса; он, очевидно, смотрел далеко в будущее. Д-р Гартман указывает на то, что его учение имеет большое сходство с учением Дарвина и Геккеля. Свойство ума, которое мы называем современным, но которое лучше назвать универсальным, так как оно проявляется в словах величайших людей всех веков, было присуще Парацельсу. Следующий пророческий отрывок из его «оккультной философии» является свидетельством глубоко просветленного духа: «Истинная наука может сделать очень многое; Вечная Мудрость существования всего не имеет времени, начала или конца . Невозможное теперь будет достигнуто потом; необычное сейчас в будущем будет доказано, как истинное, и то, что рассматривается как суеверие в одном веке станет основой для утвержденной науки в другом».
Современная наука подтверждает учение Парацельса. Например, признается микробная теория болезни Парацельса, которая, как правило, считалась одним из первых открытий недавних медицинских исследователей. Выдающийся немецкий ученый Йегер делает свои открытия, исходя из теории Парацельса, он проводит некоторые медицинские процедуры, рекомендованные последним, которые считались основанными на грубейших суевериях, но в действительности соответствовали самым высоким научным учениям, касающихся молекулярного действия.

СНОСКА:
1. «Жизнь Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейм, известного под именем Парацельса и сущность его учений о космологии, антропологии, пневматологии, магии и колдовству, медицине, алхимии и астрологии, философии и теософии, извлеченных и переведенных из его редких и объемных работ и некоторых неопубликованных рукописей». Франц Гартман.