ОСТЕНДЕ, 5 ДЕКАБРЯ
Дорогой доктор, непременно простите меня за мое кажущееся пренебрежение к вам, мой старый друг. Даю Вам честное слово, я до смерти загружена работой. Всякий раз, когда я сажусь, чтобы написать письмо, все мысли разбегаются, и я не могу продолжать работу над «Тайной доктриной» в тот день. Но Ваше письмо (последнее) настолько интересно, что я должна ответить на него, как Вы и просили. Вы поступите превосходно, если отправите в «Теософ» материал об этом своём эксперименте. Это имеет огромное значение в связи с ложью и обвинениями Ходжсона, и я рада, что Вы получили такое независимое подтверждение; во всяком случае, астральный свет не может лгать в мою пользу.
Я буду говорить только о четвертом послании, поскольку о достоверности остальных трех Вы знаете сами. 1. Это похоже на приватный храм таши-ламы, недалеко от Шигадзе, построенный из материала, похожего на «мадрасский цемент»; он сверкает, как мрамор, и его называют снежным «лхакангом» (храмом), насколько я помню. На крыше нет «солнца или креста», но есть своего рода albiora 3 дагоба, треугольная, на трех столбах, с золотым драконом и шаром. Но на драконе есть свастика, и она, возможно, похожа на «крест». Я не помню ни одной «покрытой гравием дорожки» — и ее нет, но храм стоит на возвышенности (искусственной) и ведет к нему каменная тропа, и там есть ступени — сколько я не помню (меня никогда не пускали внутрь); видела снаружи, а интерьер мне описали. Полы почти всех храмов Будды (Сунгьясы) сделаны из желтого полированного камня, добываемого в горах Урала и в северном Тибете ближе к русской территории. Я не знаю названия, но оно похоже на желтый мрамор. «Господин» в белом, возможно, Учитель, а «лысый», как я полагаю, старый «бритоголовый» священнослужитель. Накидки у них обычно черные или очень темные (я привезла одну такую Олкотту из Дарджилинга), но откуда взялись серебряные пряжки и бриджи, я в недоумении. 4 Они носят, как вы знаете, длинные высокие до икр сапоги, сделанные из войлока и часто расшитые серебром, как у того малого от Бабаджи. Возможно, это – уродец астрального видения, перемешавшийся со вспышкой памяти (вследствие ассоциации мыслей) о какой-то картинке, которую она видела ранее. В этих храмах всегда есть передвижные «картинки» с различными геометрическими и математическими задачками для учеников, изучающих астрологию и символику. «Ваза», вероятно, — одна из многих китайских причудливых ваз в храмах для различных предметов. В углах храмов находятся многочисленные статуи различных божеств (дхьяни). Крыши всегда (почти всегда) поддерживаются рядами деревянных столбов, разделяющих крышу на три параллелограмма, а зеркало «мелонг» из полированной стали (круглое, как солнце) часто венчает Kiosque 5 на крыше. Я сама однажды приняла его за солнце. Кроме того, на куполах дагобы иногда бывает конусообразный шпиль, на котором вертикально расположен золотой диск и наконечник грушевидной формы, и часто полумесяц, а над ним шар со свастикой.
Спросите ее, видела ли она: «Om tram ah hri hum», символы которых примерно нарисованы иногда на «зеркалах» мелонга — (медного диска) против злых духов для простого народа. Или, возможно, она видела ряд пластинок (маленьких кубиков), на которых видны такие знаки:
Если так, то я знаю, что она видела. Вокруг таких храмов «сосновые леса», храмы специально строятся там, где есть такие леса, а также дикая опунция и деревья с китайскими фруктами, которые священнослужители используют для изготовления чернил. Верно, там есть озеро и горы, если это рядом с Учителем, а если рядом с Шигадзе, то только невысокие холмики. Статуи Мей-лха Гьялпо, двуполой повелительницы саламандр и гениев воздуха, выглядят как этот «сфинкс»; но ее нижняя часть тела скрывается в облаках, и вовсе не рыбья, и она не красива, только символична. Рыбачки действительно носят только подошвы, в качестве сандалий, и все они носят меховые шапочки. Вот и всё. Поможет ли это? Но Вы, непременно, перепишите.
Искренне Ваша,
Е.П.Б.

СНОСКИ
1 По просьбе г-на и г-жи Джонстон, а также других людей я разрешил опубликовать эти личные письма, написанные мне Е.П. Блаватской, в журнале «Путь», поскольку они содержат некоторые вещи, представляющие общий интерес. – Д-р Ф. Гартманн
2 Это относится к психометрическому исследованию «оккультного письма», которое было напечатано вместе с рисунком в журнале «Теософ» за 1886 год. Психометром была немецкая крестьянка, совершенно не сведущая в таких вещах; но передала, по-видимому, точное описание буддийского храма в Тибете с его окрестностями и надписями внутри, а также лам или священников и Учителя, и некоторых людей, работающих по соседству с храмом. Я не мог выдумать такого описания, так как я никогда не видел подобного храма, или, если бы я был там в духе, этот визит не оставил следов в моей памяти. — Г.
3 Лат. белая. – Прим. пер.
4 Объяснить джентльмена в бриджах можно тем, что я тогда был очень занят духом известного оккультиста Карла фон Эккартсгаузена. — Г.
5 Фр. беседка. – Прим. пер.