«Слово»

«Путь» сентябрь 1887 года

Я с большим интересом прочитал отличную статью под названием «Вестники из невидимого» в апрельском номере журнала «Путь»; в ней выражены мои собственные взгляды, возможно, более полно, чем я выразил их в статье журнала «Теософ», на которую дается ссылка, и которая, как представляется, привела к некоторым заблуждением. Однако в моей статье «Оккультизм в Германии» говорится о том, что новичок может получить некое слово от «Учителя» относительно практики, которая бы подходила ему, и г-н Ниманд спрашивает: «Зачем нужен адепт, когда Ишвара пребывает в сердце каждого смертного существа». Совершенно верно, Ишвара пребывает в сердце каждого человека; но не каждый способен отчетливо слышать, что он говорит, или признать его присутствие там. На мой взгляд, практическое «слово» служит особой цели связывать мысли, управлять ими и поднимать вибрации внутри, чтобы привести их в соответствие с тем светом, который хочет войти, чтобы распознать Ишвару внутри себя. Г-н Ниманд говорит: «Все, что имеет тенденцию к повышению вибрации, имеет значение. Ваша интуиция направит вас к мудрому решению». Предположив, однако, что ваша интуиция не достаточно сильна, чтобы безошибочно понять, или другими словами вы еще недостаточно духовно продвинуты, чтобы услышать голос Ишвара внутри вас, разве не полезно получить инструкции, подходящие к вашему состоянию от некоего адепта или через какого-то человека, через которого Ишвара может говорить внятно к вашему низшему эго? Конечно, адепт не может думать или возрастать за другого человека, но он может направлять человека либо негласным влиянием своих мыслей, либо давая ему словесные или письменные инструкции. Таким образом, он может помочь ученику, чтобы последний смог найти своего собственного учителя внутри себя, который является единственным Учителем, кто имеет право на поклонение, потому что это Высшее Я любого человека.
В статье «Оккультизм в Германии» говорится, что благотворительность, распространение учения и т.д., не являются достаточными для практического прогресса, но г-н Ниманд считает, что этим заявлением добродетель несколько умаляется. Если это так, то Бхагавад Гита может быть истолкована аналогичным образом, так как она умаляет такую же деятельность, которая, хотя и считается хорошей, являются результатом раджа-гуны. Есть миллионы людей, которые совершают акты милосердия по одной или другой причине, или которые пытаются учить других о том, о чем мало что знают сами. Они, тем не менее — или, возможно, по какой-то причине — добиваются очень небольшого успеха в познании собственной личности. Одним из основных моментов, кроме практики всеобщей благотворительности без каких-либо эгоистических интересов, по-видимому, является не только управление страстями, но и совершенное управление своими собственными мыслями. Практика «слова», как представляется, является наиболее эффективным способом, чтобы научиться управлять своими мыслями, так как она заставляет последних сосредотачиваться на этом слове. Причина, почему многие «йоги» практикуют произношение ОМ часто в течение многих лет без какого-либо очевидного прогресса, может скрываться в том, что они произносят его своими устами, а не сердцем. В таком случае такая практика будет столь же бесполезна, как и повторение христианских молитв, когда ум блуждает, где хочет. Слово или объект, выбранный человеком для успокоения своих мыслей, не обязательно должен быть нематериальным, так как любое слово соответствует определенной идее, и ум должен опираться на высшую концепцию, которую он способен понять. Мы не можем понять ничего, что не находится в пределах самих себя, и прежде чем мы сможем понять его полностью или понять его рассудком, мы должны прежде всего быть в состоянии ощущать его внутри себя. Большая ошибка наших «психические исследователи» заключается в том, что они пытаются охотиться во внешнем за вещами, которые можно найти только внутри себя, и что они пытаются понять рассудком вещи, которые они не ощущают, или которые (если они ощущают) они отвергают и называют «галлюцинаций».
Как кажется, кроме того, помимо вышеупомянутого должного использования «слова» на практике, с этой практикой связана некая оккультная энергия, с помощью которой некоторые духовные силы могут быть приведены в движение, стремящееся пробудить духовное сознание. Эта энергия уже упоминалась в статье г-на Ниманда.
Духовная жизнь, несомненно, состоит в отказе от идеи эго; и даже для этой цели практика «слова» мне кажется весьма полезной, потому что тот, кто практикует его правильно, не думает о себе, а о состоянии, которое превосходит эго. Чем еще может быть практика «слова», как не горячей молитвой души, направленной на концентрацию ума; молитвой, которая в то же время является приказом, с помощью которого внутренний царь управляет животными силами? Чем еще она может быть, как не одновременным упражнением мысли и воли, которое, как говорят, имеет место на лоне Брахмана в начале каждой манвантары? Если Бог в своей сущности сказал в начале: «Да будет свет»; и Свет стал, почему не мог Бог повторить этот процесс в человеке, и сказать в сердце своем, твердо и с полной верой. «Да будет свет», и не исключено, что он мог стать внутренним светом, при условии, что правильного произнесения слов, не устами, но мыслью и волей.
Возможно, что человек может вполне обойтись без каких-либо инструкций или помощь адептов, при условии, что он без такой помощи в состоянии найти «Владыку всех миров». Есть и другие люди, которые, услышав об адептах, начинают искать только их, вместо того чтобы искать Учителя внутри, а есть и те, кто хочет познать истину ради нее самой, но не обладают достаточной мудростью, чтобы найти её без посторонней помощи; таким адепты могут оказать помощь, возможно, незаметно и осознанно для них, при условии, что они заслуживают помощи, всерьез желая отречься от своего эго. Таковым было, по крайней мере, как нам кажется, распространенное мнение, даже в самом далёком времени, и все формы посвящения, а также современные церковное институты и образовательные заведения основаны на предположении, что те, кто знает многое может сообщить тем, кто знает меньше, и тем самым приносит им пользу. Эта истина настолько очевидна, что не нуждается в разъяснении.
Я рад, что г-н Ниманд обратил внимание на этот вопрос, так как это доказывает, что говоря об оккультных предметах нужно высказываться очень определённо, чтобы избежать непонимания.