АЛЬ-ГАЗАЛИ: АЛХИМИЯ СЧАСТЬЯ

ГЛАВА I. О знании души, и почему знание о душе является ключом к знанию о Боге.

О, искатель божественных тайн! Знай, что дверь к познанию Бога будет открыта человеку, когда он, прежде всего, узнает свою собственную душу, и поймет истинный свой дух, после этого он станет тем «кто знает себя и поэтому знает Господа».

Если ты хочешь, о, искатель пути, знать свою собственную душу, знай, что блаженный и всеславный Бог сотворил тебя из двух вещей: одна – видимое тело, а другая представляет собой нечто внутреннее, что называется духом или сердцем, что может быть воспринято только умом. Но когда мы говорим о сердце, мы не имеем в виду кусок плоти, который находится в левой стороне груди человека, потому что он есть и в мертвом теле и у животных, его можно видеть глазами, и он принадлежит видимому миру. То сердце, которое выразительно называют духом, не принадлежит этому миру, и, хотя оно пришло в этот мир, оно пришло лишь затем, чтобы оставить его. Это – суверен тела, который является его проводником, а все внешние и внутренние органы тела являются его субъектами. Его особое качество – знание Бога и наслаждение видением красоты Божественного потока. – Тебя спросят о духе. Отвечай на этот вопрос так: «Дух является созданием по уровню Бога. Дух принадлежит миру разных уровней. Все существование делится на два вида, один – мир уровней, а другой – мир этого творения. Творение и уровни принадлежат Ему».

— Дух, обладающий свойством познания Бога, называют сердцем; его нет у животных, он – не материя и не случайность. Сердце было создано с ангельскими качествами. Это – субстанция, суть которой трудно постичь. Закон не позволяет его объяснять, и у ученика нет возможности ознакомиться с ним в самом начале своего пути.

— Знай, о, ищущий божественные тайны! Тело есть царство сердца, и в теле есть много сил противоположных сердцу, как Бог говорит в Своем Святом Слове.

— Знай, о, ученик мудрости! что тело, которое является царством сердца, напоминает большой город. Рука, нога, рот и другие члены похожи на людей различных профессий. Желание является обычным носильщиком; гнев является комендантом города, сердце его правителем, а разум является визирем. Государь нуждается в работе всех жителей. Но желание, обычный носильщик, является лжецом, тщеславным и честолюбивым. Он всегда готов сделать противное тому, что приказывает разум, визирь. Он стремится присвоить себе все, что видит в городе, который является телом. Гнев, комендант, буйный и продажный, быстрый и страстный. Он всегда готов  разгневаться, пролить кровь, и подорвать чью-то репутацию. Если государь, сердце, непременно советовался бы с разумом, его визирем, то, когда желание преступает границы, он бы дал место гневу, но взял бы над ним власть (не давая ему еще полной свободы, должен заставить его рассердиться на разум, визиря, так чтобы, выйдя из себя, он не простер бы руки на царство). В царстве должно быть равновесие, и все члены должны выполнять те функции, для которых они были созданы. Их служение будет принято у престола благодати, и они получат вечное блаженство.

Достоинство сердца бывает двух видов; одно через знания, а другое через проявление божественной силы. Достоинство через знания также бывает двух видов. Первое – это внешнее знание, которое каждый понимает: второе – сокрытое знание, которое не всеми может быть понято, оно чрезвычайно ценно.

— При втором достоинстве силой мысли душа переходит от пропасти до самого высокого неба, и с востока до запада.

Самое удивительное из всего заключается в том, что в сердце есть окно, откуда оно обозревает мир. Он называется невидимым миром, миром разума или духовным миром.

— Сердце напоминает чистое зеркало, особенно тогда, когда человек засыпает и  его чувства закрыты, а сердце свободное и чистое от порочных привязанностей сталкивается лицом к лицу с хранимой Скрижалью. Скрижаль отражает на сердце реальные состояния и сокрытые формы, написанные на ней. В этом состоянии сердце видит самые удивительные формы и сочетания. Но когда сердце не свободно от примесей, или когда, просыпаясь, оно переполнено чувствами, то сторона, обращенная к скрижали, будет затемнена, и не сможет ничего увидеть. Хотя во сне чувства притупляются, но способность к созданию образов не притупляется, а сохраняет формы, отражаемые на зеркале сердца.

— В состоянии смерти чувства полностью отделены, и завеса тела удаляется, сердце может созерцать мир невидимый и его сокрытые тайны без покрова, так же как молнии или небесные лучи действуют на внешний глаз.

— Если человек занимается практикой, совершенством, святой ревностью и аскезой, если очищает сердце от скверны предосудительной привязанности, а затем садится в уединенном месте, отказываясь от всех своих внешних чувств и постоянно взывая «Боже! Боже!», то его сердце приходит в гармонию с видимым миром. Он больше не будет замечать материальный мир, и ничего не будет в его сердце кроме Всевышнего. В этом явлении невидимого мира открываются окна сердца, и то, что другие, возможно, видят во сне, он в этом состоянии видит как реальность. Духи ангелов и пророков являются к нему, и он общается с ними. Тайны земли и неба раскрываются перед ним… Так можно получить знания всех пророков, которое нельзя получить путем изучения.

— Когда сердце свободно от мирских похотей, от враждебности общества и от отвлечения чувствами, возможно видение Бога. Этот путь принят у мистиков. По этому пути следуют пророки.

— Сердце человека, находящееся  в духовном мире, знает своего Творца и Создателя; оно смешивается с ангелами и знает, для какого служения было создано.

— Тот, кому даровано откровение, направляющее его реформировать мир, призывать народы обратиться к Богу, вести особый образ жизни, называется пророком, и его образ жизни называется законом, а совершаемые им действия которые выходят за пределы обычного, называются чудом. Если он не призван обращать народы, но поклоняется в соответствии с заповедями другого посланника, то его называют святым, а совершаемые им действия, которые выходят за пределы обычного, называются проявлением благодати.

— Знание о Боге, которое является раскрытием истины, нельзя приобрести без самоотречения и усилий. Если человек не достиг совершенства и степени Высшего, ничего не будет открыто ему, за исключением случаев особой божественной благодати и милосердного провидения, но это происходит очень редко.

— Итак, ты узнал, о, ученик божественных тайн, о достоинстве сердца через знания.

— А теперь послушай о достоинстве сердца через божественную силу и величие, на  которые оно способно.

— Когда Бог желает, ангелы посылают ветры, вызывают дожди, приносят зародыши в тело животных, формируют их, заставляют семена прорастать в земле и растения расти, причем многие легионы ангелов назначены на это служение. Сердце человека, созданное с ангельскими свойствами, должно также оказывать влияние на материальный мир, и иметь над ним власть;… Если животные жестокие качества не доминируют, если сердце смотрит на льва или тигра с «властью», то они становятся слабыми и покорными. Если сердце смотрит с добротой на всех больных, то оно уже не будет больным, а здоровым. Если оно смотрит на сильных с властью,  то они могут стать немощными. Реальность существования такого воздействия известна разуму и опыту.

— Того, в ком действия имеют силу, но они являются причиной чьих- то страданий,  называют колдуном.

— Сердце имеет власть и управляет через три канала. Один через видения; второй через управление собственным телом; третий через знание. У некоторых людей все открывается по воле Бога. Такого рода знание называется «проникновением или освещением», как говорит Бог в Своем Слове: «Мы осветили его нашим знанием». Все три канала можно найти в определенной мере в некоторых людях, в других можно найти два из них, а в третьих, только один; но всякий раз, когда все три канала находятся в одном человеке, он принадлежит к разряду пророков или величайших святых. Человек не может понять состояние бытия, которое выходит за рамки его собственной природы. Ни один человек не может понять другого человека, который выше его по иерархии.

— Путь мистика ищут все люди, и он вожделен всеми классами общества, но достигшие цели чрезвычайно редки.

— Тело – это животное, которое сердце должно оседлать, являясь его наездником; главной целью сердца является приобретение знаний о Боге.

 

ГЛАВА. II. О ЗНАНИИ БОГА.

— В книгах древних пророков написано: «Познай свою собственную душу, и ты познаешь Господа твоего»; у нас вошло в традицию: «Тот, кто знает себя, знает своего Господа».

— Его сфера, по-прежнему, окутана завесой. До некоторых свет доходит, как от мерцающей звезды. Другие видят ее, как при свете луны. Третьи освещаются как будто лучезарным солнцем. А некоторым невидимый мир совершенно открыт, как мы слышим в святом Слове Божьем: «Итак, Мы призвали Авраама, чтобы увидеть небо и землю». А вот, что пророк говорит: «Востину, у Аллаха семьдесят тысяч завес [из света и мрака. Если они будут сняты, то лик Его все испепелит]».

 

ГЛАВА. III. О ЗНАНИИ МИРА.

— Знайте, что этот мир является одним из этапов нашей жизни в вечности. Для тех, кто идет в правильном направлении, это – путь религии. Это – базар, торгующий в пустыне, где те, кто идет по пути к Богу, могут запастись провизией для путешествия, и отправиться оттуда к Богу без печали и уныния.

— Мир иллюзорен, притягателен и коварен.

— Мир предстанет перед великим собранием в последний день, в виде женщины с багровыми глазами, висячими губами, уродливой формы, и все люди будут смотреть на нее и восклицать: «Что за уродливое и ужасное существо, чей один только вид является тяжелой пыткой для души». И им ответят: «Из-за нее вы завидовали и ненавидели друг друга, и были готовы убивать друг друга. Из-за нее вы восставали против Бога и предавались всяким порокам». И тогда Бог прикажет отправить ее в ад вместе со своими последователями и возлюбленными. (7)

Господь Иса (да благословит его Аллах!) говорит, что мир подобен человеку, который пьет морскую воду. Чем больше он пьет, тем больше  возгорается его внутренний жар, и если он не остановится, то уничтожит себя этой водой.

 

ГЛАВА IV. О ЗНАНИИ БУДУЩЕГО МИРА.

— Знаете, возлюбленные, что мы не сможем понять мир будущего, пока не узнаем, что такое смерть; мы не сможем знать, что такое смерть, пока не узнаем, что такое жизнь; мы не сможем понять, что такое жизнь, пока не узнаем, что такое дух.

— Ниже приводится иллюстрация продолжительности вечности, насколько человеческий разум может постичь ее. Если пространство между пространством по ту сторону неба и нижней землей,  что охватывает всю вселенную, наполнить зернышками горчицы, и если ворон захочет питаться ими, прилетая один раз в тысячу лет и беря только одно зернышко, так что с течением времени не осталось бы ни одного, то все же в конце этого времени продолжительность вечности не уменьшилась бы даже на величину одного горчичного зернышка.

 

АЛЬ-ГАЗАЛИ О МОЛИТВЕ

 

— Молитвы бывают трех видов, из которых первые просто произносятся губами. Молитвы второго вида сопряжены с большим усилием души удерживать мысли на божественном без помех злых фантазий: третий вид молитвы наступает, когда трудно отвлечь ум от божественного. Истинной молитвой является та, когда Тот, к кому взывают, овладевает душой просителя, и душа его растворяется в Боге, молитва прекращается, осознание себя оставляет молящегося до такой степени, что любая мысль во время молитвы воспринимается как завеса между душой и Богом. Это состояние называется мистиками «растворением» по той причине, что человек настолько растворен, что он не принимает ни одной мысли о своем теле или о том, что происходит вовне, ни одной мысли, зарождающейся в его собственной душе. Он отсутствует, так сказать, для материи и устремлен к своему Господу, и, наконец, находится целиком в Господе. Как только возникает мысль, что он растворен в Абсолюте, то – это обман, так как в растворении нет осознания себя. Эти мои слова, хотя неопытные богословы назовут их глупым лепетом, отнюдь не без значения. Действительно, состояние, о котором я говорю, напоминает человека, влюбленного в какой-то предмет, например, богатство, славу или удовольствия. Мы видим, что одни люди, так увлеклись своей любовью, а другие гневом, что не слышат того, о чем им говорят, и не видят тех, кто проходит перед их взором. Они так поглощены своей страстью, что не осознают этого. Как только вы направите свой ум на это пристрастие, то обязательно переключите его от объекта страсти».

Опять же он говорит: «Начало – это встать на путь к Богу, затем найти Его в  «растворении». Это происходит мгновенно, как вспышка молнии. Но потом при повторении это состояние закрепляется и вводит душу в высший мир, где  ее встречает чистейшая истинная сущность, наполняет душу образами духовного мира, в то время как величие божества  усиливается и обнаруживает себя».