ДЕСЯТЬ СЕФИРОТ В РАЗНЫХ ФОРМАХ

Возникновение десяти сефирот или «сияний» из Эйн Соф изображалось древними и средневековыми каббалистами множеством способов. Так как вся истина никогда не может содержаться в одном символе и даже в двух десятках, то более широкое понятие можно получить при собрании различных аспектов любого из учений. Разнообразие символов служит, с одной стороны, углублённому и обобщённому пониманию, тем самым уменьшая догматизм, а с другой стороны помогает дисциплинировать и развивать память.
В средневековой рукописи тринадцатого века, опубликованной только частично Адольфом Еллинеком в его труде «Beiträge zur Gescґicґte der Kabbala» (Вклад в историю каббалы), рабби Ицхак из Школы Сеговии в Акко даёт ряд таких иллюстраций, что мы цитируем по переводу Исаака Мейера1:
«Иллюстрации, данные устно, послужили объяснению тайны Единства Десяти Сефирот в самих себе, которые всегда сосредоточены в Эйн Соф, от Эйн Соф к Эйн Соф…Помните, что некоторые из каббалистов сравнивают его (Единство) с цепью, образующей нерасторжимое единство посредством соединительных звеньев…»

Этот графический символ внутреннего существа планет и звёзд описан в теософии, как планетная и/или солнечная цепь глобусов. Каждая сефира или «звено» (будь то глобус, планета или солнце) находится в пределах своей сферы, как независимая, самодостаточная сущность, состоящая из собственной субстанции и проявленного уникального характера; тем не менее, каждая сефира связана с Единым и с другими сефирами или «звеньями» в нерасторжимом единстве. В «Тайной Доктрине» (2:23) ЕПБ пишет: «В древних космогониях видимые и невидимые миры являются двойными звеньями одной и той же цепи», то есть верхние сефирот и нижние, «невидимые» и «видимые» являются индивидуально или коллективно звеньями одной цепи.
Вторая иллюстрация уподобляет сефирот «разным водам, текущим из одного источника и разделяющимся на многие реки, которые (снова) соединяются в океане; откуда они возвращаются снова из-под земли в свои бывшие подразделения; и так далее в непрерывном единстве;…»
Мейер
По этому вопросу «Зоґар» говорит:
«Форму, в которой Он обычно изображается, можно сравнить с очень большим морем, так как воды моря сами по себе не имеют ни границ, ни формы, и только тогда, когда распространяются по земле, они обретают форму (подобие דמיון димийон). Теперь мы можем произвести следующий подсчёт: источник морской воды и водный поток, истекающий оттуда для распространения составляют два. Потом образуется большой резервуар, как будто была вырыта огромная полость; этот резервуар называется морем и является третьим. Непостижимая бездна делится на семь потоков, напоминающих семь длинных сосудов. Источник, поток воды, море и семь потоков составляют вместе десять. И когда Господь разбивает сосуды, которые он сделал, воды возвращаются к источнику; остаются только кусочки этих сосудов, сухие, без воды. Именно таким образом Причина всех Причин породила десять Сефирот».
1:42б, 43а, Гинзбург, стр. 95
В этом отрывке содержится глубокая символика: Воды пространства (Эйн Соф) без формы и вида, как только «Последний трепет седьмой вечности задрожит в бесконечности» (ТД, т. 1, стр. 28), распространяются и обретают форму (димийон). Источник Вод, течение или поток воды, которая течёт из него, и резервуар, в который поток опорожняется, являются тремя непроявленными сефирами — Кетер, Хохма и Бина — из которых исходят семь келим כלים (сосудов), семь проявленных сефирот.
Сравнивая каббалистическое утверждение, что «Господь разбивает сосуды», со станцей из «Тайной Доктрины»: «Тогда сыны разъединяются и рассыпаются…» (1:30), мы видим два способа описания удаления жизненных воинств из мира или цепи миров в период растворения, который следует за любым периодом активности или проявления. «Воды возвращаются к своему источнику», но не сосуды или проводники, которыми пользуются жизненные волны, они выбрасываются и разбиваются вдребезги, однако сущности выдерживают и «возвращаются к своему источнику», как говорит «Зоґар»; или как сказано в станцах Книги Дзян: они «возвращаются в Лоно Матери к концу Великого Дня, чтобы снова соединиться с нею».
На третьей иллюстрации
«другие сравнивают союз милосердия и строгости [двух противоположных Столпов энергии сефирот] с драгоценным камнем, который объединяет в себе различные особенности других драгоценных камней разного качества (цвета?) и всё же сохраняет идеальное единство;…»
Мейер, стр. 251-2
Мириады граней одного драгоценного камня напоминают имя Будды — «Алмазное сердце» — что означает, что Будда или «пробуждённый» настолько отполировал или усовершенствовал семь (десять и двенадцать) граней своей природы, что вся она стала кристально чистой. Сила этого символа не столько в совершенствовании одной или нескольких граней, но во всей симметрии, во взаимодействии друг с другом и каждой со всеми: каждая часть подчиняется целому, и, тем не менее, каждая часть необходима для интеграции целого.
В-четвёртых, «есть такие, которые признают в качестве иллюстрации единство различных цветов в пламени горящего угля, когда пламя и уголь составляют единое целое;…» (Мейер). Этот символ часто используется в «Зоґар», а также в «Сефер Йецира». В «Зоґаре» далее говорится:
«Для того чтобы познать святое единство, мы должны рассмотреть пламя, поднимающееся от очага или зажжённой свечи; мы видим, во-первых, два вида света, сверкающий белый и чёрный или синий; белый свет выше и поднимается по прямой линии, чёрный или синий свет внизу, и очевидно является основанием первого; однако два света настолько тесно объединены, что образуют единое пламя. Но основание, образованное синим или чёрным светом, в свою очередь, соединено с фитилём, который находится под ним. Белый свет никогда не меняется, он всегда остаётся белым; но в нижнем свете выделяются несколько оттенков. Нижний свет, кроме того, принимает два противоположных направления; верхняя часть прикреплена к белому свету, а нижняя соединена с горящей материей, но материя постоянно истребляется и постоянно поднимается к верхнему свету. Таким образом, все снова присоединяется к единству».
1:51а, Франк, стр. 166-7
Обратите внимание на предложение, которое содержит суть зоарической мысли: «Белый свет никогда не меняется, он всегда остаётся белым; но несколько оттенков выделяются в нижнем свете» – т. е. Кетер, первая эманация или первый Логос, не меняется, а нижние сефирот отличаются разнообразием качеств индивидуальных светов.
В качестве пятой иллюстрации Ицхак из Акко выбрал «образ грозди винограда, в которой гроздь и виноград едины» (Мейер). Символика универсальна: вино духа присуще любому аспекту природы. Хотя одна виноградина является отдельной сущностью, сама по себе она не представляет собой ничего постоянного; в союзе гроздь представляет Древо сефирот, единство разнообразных элементов.
В шестой иллюстрации Ицхак из Акко говорит:
«Я к тому же слышал из уст самых выдающихся наших учёных людей метафору дерева с корнями (10 сефирот) в земле, а его многочисленные ветви, веточки, листья, прожилки, плоды с их кожурой и ядрами являются производными друг от друга, и тем не менее все извлекаются из костного мозга дерева, и, таким образом, все вместе образуют полное и неразрывное единство от корней до самой верхушки дерева, потому что все они от одного и того же основного источника и указывают на него».
Мейер, стр. 252
Как мы уже видели, древо жизни или жизней, Эц Хайим, по-разному описано в «Зоґаре»: то с корнями в земле и ветвями, растущими вверх по направлению к Духу, как писал Ицхак из Акко; то «как дерево, имеющее корни в небе, а ствол и ветви образуют сефирот» (Мейер, стр. 253); то снова, как «Древо жизни внизу», которое отражает «Древо жизни вверху», как в следующем примере:
Но поскольку разрешено раскрыть, то теперь настало время раскрыть, что все Нешамот נשמות [множественное число от Нешама נשמה] души выходят из этого огромного дерева и из этой могучей реки, которая течёт из Эдема, и все Рухим רוחים [множественное число от Руах רוח] духи выходят из этого другого небольшого дерева. Душа Нешама приходит сверху, а Руах дух снизу, и объединяются в одно… и никогда ничего не бывает потеряно».
2:99б, Мейер, стр. 413
«Вверху на Древе Жизни не существует чуждых клиппот קליפות [скорлуп], так как сказано: «У Тебя не водворится злой» (Псалом 5:5), но на дереве, ниже, существуют чуждые клиппот».
1:27а, Мейер, стр. 436
Другой вариант большого дерева дан в следующем отрывке из «Зоґар»:
«Это дерево поднимается до небесных облаков и сокрыто между тремя горами. Дерево выходит из-под трёх гор и поднимается Выше и спускается Ниже. Этот дом снабжается питьём от него, а в нём (этом доме) спрятано много таинственного Вышнего, что не известно. Это дерево раскрывается в дневное время и покрывается (скрывается) в ночное время».
1:172, Мейер, стр. 385
Символ древа жизни или жизней в любой форме является одним из самых древних. Он играет важную роль в великих мировых религиях, особенно когда представляется в виде дерева с корнями, помещёнными в духовные миры, а ветвями, нисходящими в материю. Следующие цитаты из «Тайной Доктрины» освещают эту концепцию «Зоґара»:
«Скандинавский Аск, древо Аш Гесиода, от которого произошли люди бронзового поколения, Третья Коренная Раса, и Древо Тзите в Пополь Вух, из которого была создана мексиканская третья раса, все они едины. Это очевидно для каждого читателя. Но кто из западных учёных может объяснить оккультную причину, почему скандинавский Иггдразил, индусский Ашваттха, Гогард, Древо Жизни эллинов, и тибетский Кумбум, все являют тождественность с каббалистическим древом Сефирот и даже со священным Древом, созданным Ахура Мазда, и древом Эдема? Тем не менее, плоды всех этих «Древ», будь то Пиппала, или Хаома, или даже более прозаическая Яблоня, все они – «растения жизни», фактически и воистину. Все прототипы наших рас заключались в Микрокосмическом Древе, которое выросло и развилось внутри и под обширным мировым Макрокосмическим Древом…»
ТД, том 2, станца IV, шлока 15
«Дерево было перевёрнуто, его корни вырастали из небес, из некорневого корня всего сущего. Его ствол рос и развивался, проходя сквозь планы Плеромы, оно раскидывало свои пышные ветви сначала на плане едва дифференцированной материи, а затем ниже, пока они не коснулись земного плана. Так, в Бхагавад Гите говорится, что ашваттха, древо жизни и бытия, чьё разрушение только ведёт к бессмертию, растёт корнями вверх, а ветвями вниз (гл. XV). Корни представляют Высшее Существо, Первопричину или Логос; но надо выйти за пределы этих корней, чтобы соединиться с Кришной, который, как говорит Арджуна (гл.XI), «более великий, чем Брахма или Первопричина… непреходящий, бытие и небытие и то, что вне этого. «… Только тот, кто выходит за пределы корней, никогда не возвращается, т. е. не перевоплощается более в течение этого «века» Брахмы.
Только тогда, когда его чистые ветви коснулись земной грязи сада Эдемского, нашей Адамовой расы, дерево, загрязнённое прикосновением, утратило изначальную чистоту…»
ТД, том 1, отдел X. Культ древа, змия и крокодила
И другие аналогии десяти сефирот можно найти в различных книгах «Зоґар». Седьмая иллюстрация сравнивает их с искрами, получаемыми на наковальне или «металлом из кремня, которые всегда скрыты в последнем в качестве потенциальной силы и единства, и становятся видимыми только в результате удара» (Мейер, стр. 252). Это имеет отношение в широком смысле к эманации «жизней», будь то людей или миров из Эйн Соф; и, в частности к «искрам», являвшимися «старыми мирами, которые были уничтожены». Искры или проблески являются мириадами воплощённых жизней, которые вспыхивают в Эйн Соф. Сравните это со станцей Книги Дзян:
«Из Лучезарности Света – Луча Вечной Тьмы – устремились в Пространство Энергии, вновь пробуждённые;… И эти суть Естества, Пламена, Начала, Строители, Числа (т. е.сефирот), Арупа, Рупа и Сила или же Божественный Человек (Адам Кадмон) – Сумма Всего. И от Божественного Человека произошли Формы, Искры…»
ТД, том 1, станца IV, шлока 3
Что касается особого смысла, когда «Зоґар» упоминает об «искрах» как о «древних мирах, которые были уничтожены», «ґа-Идра Зута Каддиша» (Малое Святое Собрание) гласит:
«421. И поэтому были Предшествующие Миры уничтожены, так как Предшествующие Миры были образованы без (устойчивой) структуры.
422. Но эти, которые не существовали в устойчивой структуре, называются вибрационным пламенем или искрами [Зикин Ницоцин], подобно работнику по камню, высекающему искры молотком из кремня, или кузнецу при ковке железа, высекающему молотом искры во все стороны.
423. И эти искры, несущие огонь и блеск, в скором времени гаснут. И они называются Предшествующими Мирами.
424. И потому они были уничтожены, и не сохраняются, пока Всесвятой Древний не будет иметь устойчивой структуры, и трудящийся не сможет приступить к Своей работе».
Maзерс, стр. 301
Много было попыток построить миры, но все были неудачными, пока Святой Древний не стал руководить, производя «равновесие» (маткела) между духовным и материальным, так как только тогда Древо жизни сефирот могло устоять. Как говорит шестая станца Книги Дзян:
«Старшие колёса вращались сверху вниз и снизу вверх… Зародыши матери наполняли всё сущее. Битвы возникли между Созидателями и Разрушителями, и битвы велись за пространство; семя рождалось и вновь появлялось, беспрестанно».
ТД, том 1, станца VI, шлока 7
ЕПБ комментирует:
«Фраза «Старшие Колёса» относится к мирам или глобусам нашей Цепи, какими они были на протяжении предыдущих Кругов. Настоящая станца, когда она объяснена эзотерически, может быть найдена целиком в содержании каббалистических трудов. Здесь будет найдена история эволюции тех бесчисленных небесных тел, которые развиваются после периодичной пралайи, будучи перестроены из старого материала в новые формы. Предыдущие сферы-миры разлагаются и вновь появляются преображёнными и усовершенствованными для новой фазы жизни. В каббале миры сравниваются с искрами, вылетающими из-под молота великого Зодчего – Закона, который правит всеми меньшими Творцами».
Там же
Другая иллюстрация представляет сефирот как ряд концентрических окружностей или сфер, где Кетер снаружи, а Малхут в центре. Прилагаемая диаграмма (см. стр. 54) из десяти сефирот, расположенных в виде концентрических окружностей или сфер, является древней и совершенной, так как круг (яйцо или сфера) с незапамятных времён считается символом непрерывно возрождающейся жизни. ЕПБ пишет:
«Бесплотные Разумы (Планетарные Духи или Силы созидающие) всегда изображались в форме кругов. В примитивной философии иерофантов эти невидимые круги были причинами, прообразами и строителями всех небесных сфер, которые являлись их видимыми телами или покровами, и душами, из которых они состояли. Конечно, в древности это было общепризнанным учением (См. Иезекииль, гл. 1).
«Прежде математических чисел, – говорит Прокл (в «Quinto Libro» Эвклида), – существуют самодвижущиеся числа; прежде явных цифр – живые цифры и, прежде чем создать материальные миры, которые движутся по кругу, Мощь Творящая создала невидимые круги»».
ТД, том 2, гл. Крест и круг
Подставив термин сефирот вместо планетарных духов или созидательных сил ЕПБ или «чисел» и «цифр» Прокла, мы получаем точную картину каббалистического подхода, что вовсе не странно, потому что возникнув из одного источника, любая из мировых систем мысли должна доказать тождественность в главном.
Соответствие планетарных или космических сил на диаграмме десяти сефирот показано по общепринятому мнению большинства каббалистических авторов, хотя есть небольшие различия в порядке. При рассмотрении соответствия семи священных планет (шивъа кохавим שבעה כוכבים) сефирам, значение придаётся не фактическому порядку, но непрерывному взаимодействию духовных, интеллектуальных, психических и физических энергий зодиака, солнца, планет вместе с нашей землёй или глобусами планетной цепи.
Символ концентрических сфер свойственен не только зоарической мысли: он встречается во многих культурах. Например, в шумерских и вавилонских космогониях он сохранился в зиккуратах или ступенчатых пирамидах, где каждая история представляет другую планету. Он находится в греческой мысли под разными формами, в частности, в учении о «кристаллических сферах», сформулированном Евдоксом в четвёртом веке до нашей эры, где планеты описаны как
«полые, прозрачные шары, заключённые друг в друга и окружающие неподвижное тело земли; сначала «перводвигатель» двигал все внутренние сферы, сообщая им универсальное движение, затем сферы передавали его всем звездам, одна передавала Солнцу, одна Луне и одна каждой из пяти известных в то время планет».
«Романтика астрономии: Музыка сфер»,
Флоренс Aрмстронг Грёндаль, стр. 199
Девятой иллюстрацией сефирот является прообраз человека в яйцевидной сфере, где различные члены человеческого тела изображены в виде плотских представителей десяти космических сефирот. Хотя этот графический символ имеет тенденцию антропоморфизировать изначальную космическую концепцию небесного или планетарного единства с человеком, как с живым пламенем, соединением духовных, интеллектуальных и жизненных огней. Когда эти элементы включены в диаграмму концентрических кругов, их универсальный аспект очевиден: десять светов или сияний рассматриваются одновременно, как космические, солнечные или планетные сферы; семь или десять глобусов планетной цепи; десять чисел исходящих из не-числа2, а также десять элементов тела.
Десятая иллюстрация изображает сефирот как орех, ядром которого является «свет», закрытый несколькими скорлупами или слоями кожуры, которые являются «оболочками» или «покоями», окружающими этот свет. Сравнивая мир с орехом, ядро которого окружено несколькими скорлупами, «Зоґар» говорит:
«Так обстоит дело со всей вселенной, верхней и нижней; от таинственной высшей точки до крайних пределов всех степеней (сефирот), всё формирует одно целое, из которого сформированы части, одна в другой, так что они служат скорлупами одна другой. Первая точка (сефира Кетер, Эго или Воля) является внутренним и несоизмеримым Светом, поэтому мы не можем знать его блеск, чистоту и тонкость, пока (мы не достигнем) той точки, которая распространилась за счёт расширения. Это расширение точки становится храмом или чертогом, обволакивающим эту же точку, то есть светом, которого нельзя знать из-за его огромного сияния. Но этот чертог (сефира), который служит в качестве оболочки этой оккультной точки, сам по себе является несоизмеримым Светом, не содержащим в равной мере ту же тонкость и то же сияние, как у первой скрытой оккультной точки. Эта сфера снова распространяется за счёт нового расширения (формирования) первого света, которое служит оболочкой тонкой, ясной, внутренней сферы. Части бытия продолжали таким образом развиваться одна от другой, и облачаться одна в другую. Поэтому каждая из них и в совокупности, служили в качестве взаимных оболочек, и они (относительно одна к другой и ко всем остальным), являются ядром и скорлупой, но, однако, все едины в совокупности, потому что являются для кого-то скорлупой, но в то же время ядром для другой степени. Абсолютно то же самое происходит в низших областях; и человек в этом мире сотворён по подобию, будучи (состоящий из) ядром и скорлупой, которые являются духом и телом. Таков в целом порядок вселенной».
1:19б–20а, Мейер, стр. 190-1
В одиннадцатой иллюстрации сефирот изображены, как вспышки молнии, в свою очередь, выстреливающие пламенем; или опять же в виде «неизмеримых светов» или «сияний». «Сефер Йецира» говорит: «Десять – это сефирот из Пустоты, чей внешний вид, как вспышка молнии» (1:5). В отделе «Зоґара» под названием «ґа-Идра Зута Каддиша» (Малое Святое Собрание) есть несколько пунктов, где сефирот сравниваются со светом, огнём и сиянием:
«74. Он Вечный Древний Древних является самым высоким Венцом среди Небесных, которым коронуются все Венцы и Короны.
75. И от Него все света [сефирот] освещаются, и они вспыхивают огнём и сияют.
76. Но Он истинно Высший Свет, который сокрыт и не известен.
77. И все другие Света зажигаются от Него и получают (своё) Сияние (от него)…
85. Кроме того, Всесвятой Древний символизируется и скрывается под концепцией единства, так как Он Сам Един, и все Едины.
86. И, таким образом, все остальные Света освящены, ограничены и связаны друг с другом в Единстве или Монаде и Едины…»
Мазерс, стр. 267-8
Вышеприведёнными иллюстрациями отнюдь не исчерпывается запас каббалистических образов. Так плодородна была их изобретательная сила и так глубоко проникнуты были они представлением об энергии сефирот, изливающихся из Бесконечного Эйн Соф, что каббалисты видели даже в самых обычных делах человека символ древа жизни. Они даже сравнивали разворачивание сефирот с чисткой шелухи лука, шелушением слоёв кожи и т. д.
Главной мыслью символа, диаграммы или метафоры является, как выразилась ЕПБ, то, что «все эти олицетворённые Силы не эволюируют одна из другой, но представляют лишь множество аспектов одного и единого проявления Абсолютного Всё» (ТД, т. 1, стр. 350). Или опять же, как Кришна объяснил Арджуне:
«Хотя Я нерожденный, непреходящий и хотя Я — Господь всех существ, всё же, пребывая в собственной природе, Я являюсь с помощью своей энергии (атма-майи)».
Бхагавад-гита, гл. 4, ст. 6