5
Тройственная природа сефирот

Десять сефирот делятся на триады различных типов или
на два лика, Великий Лик (Макропросопус) и Малый Лик (Микропросопус). Тройственный характер сефирот проявляется в
трёх главах и трёх делениях архетипа человека, а также в
трёх мирах (עולמים оламим) или ликах (אנפין анпин).
Первая из трёх глав сама является триадой, состоящий из
Кетер, Хохма и Бина: Кетер в этом контексте является теменем, Хохма – мудростью ума, а Бина пониманием, идущим от
сердца. Внимание каббалиста сосредотачивалось на том, что
три самые высокие сефирот означали самые высокие качества Адама Кадмона, следовательно, соединение головы и
сердца в мудрости, три в одном, образует главу Адама Кадмона. Так говорит «ґа-Идра Зута Каддиша»:
«78. Он Всесвятой Древний [Аттика Каддиша] оказывается
имеет три главы, которые содержатся в одной Главе.
79. И Он Сам является этой единственной высшей из высших Глав».
Maзерс, стр. 267
Последующие сефирот также образуют триады по подобию божественной триады. И «ґа-Идра Зута Каддиша» продолжает:
«80. А так как Он Всесвятой Древний, таким образом, имеет
символом Триаду, следовательно, все другие света, которые сияют, заключены в Триады».
Там же
Так, ещё одна триада исходит из верхней триады и состоит из Хесед (или Гдула גדולה (и Гвура (Дин דין или Пахад
ТРОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА СЕФИРОТ / 45
1),פחד
двух рук, и Тиферет, сердца, которые вместе образуют
грудную клетку Адама Кадмона. Из этой средней триады исходит третья и самая нижняя триада, состоящая из Нецах и
Ґод, двух ног, и Йесод, рождающей силе, образуя вместе Основание Адама Кадмона.
Эти три триады — голова, грудь и основание — изливают
свою энергию и, следовательно, проявляются через самую
низшую или десятую сефиру Малхут, царство, известное как
стопы или стабильность Адама Кадмона.
Каждая глава или деление имеет главного правителя:
первая глава или триада управляется Кетер, вторая Тиферет, а
третья Йесод (или Maлхут). Соединяя три триады с диаграммой концентрических сфер, сопоставляя сефирот с планетными или созидательными силами, мы видим, что Кетер, правитель божественной триады, представляет собой Перводвигатель, изначальное движение, божественное дыхание, первый
трепет проявления; Тиферет, правитель второй триады, означает солнце, даятеля духовной, умственной и витальной жизни; Йесод, правитель низшей триады, представляет луну, даятельницу психической и физической жизни; в то время как
Mалхут, царство, в котором правят три правителя, представляет собой основу или элементы нашей земли, проводник
или носитель божественной, солнечной и лунной силы.
Эти три триады параллельны трём упадхи или основаниям, которые составляют человеческую систему. В «Основах»
Пурукер пишет:
«Человека можно рассматривать как состоящего из трёх существенных основ; санскритским термином является упадхи.
Значение слова – «приближаться» к модели или образцу, как
холст, так сказать, на котором играет свет, падающий от лампы.
Это – игра тени и формы, по сравнению с истинной реально1
Гдула – альтернативное имя Хесед, и означает величие, могущество, власть;
Дин и Пахад являются альтернативными именами Гвуры и означают суд и
страх, благоговение и справедливость.
46 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
стью. Эти три основания или упадхи, во-первых, монадические
или духовные; во-вторых, как учат Владыки света, называемые
Манаса-дхьяни, означают разумную или интуитивную сторону
человека, элемент-принцип, который делает человека человеком; а третью основу или упадхи можно назвать жизненноастрально-физической, если вам так больше нравится.
Эти три основы вытекают из трёх разных линий эволюции,
из трёх различных и отдельных иерархий бытия…
…Самая низшая исходит от земли, в конечном счёте, от
Луны, нашей космогонической матери; средняя, манасическая
или разумно-интуитивная – от Солнца; монадическая от Монады
всех монад, высшего цветка или апогея, или, вернее, высшего
семени вселенской иерархии, которая формирует нашу вселенную или универсальный космос».
«Основы», стр. 152
Итак, мы видим прямо внизу древа жизни сефирот центральный столп божественной, солнечной, лунной и земной
энергии, изливающейся через Кетер, Тиферет, Йесод и Maлхут
и соответственно питая энергией в человеческой системе Нешаму, Руах, Нефеш и Гуф גוף.
Когда эти три мира рассматриваются как лики (анпин
אנפין или парцуфин פרצופין ,(то Кетер называется Божественным Ликом; Тиферет называют Царём (Мелех מלך ,по-арамейски Maлка) или «Святым Царём» (Maлка Каддиша); Малхут (или Йесод) является Царицей, Невестой Мелеха, и называется Maлхета, Maтрона или Mатронита, «матрона» или
«мать».
Последняя аналогия имеет большое значение. Мы упоминали, что были «предыдущие миры», «древние миры», которые не могли существовать, потому что Святой Древний не
«принял форму», другими словами, царь и царица, Тиферет и
Йесод-Maлхут, не объединились для создания «равновесия»
(маткела) необходимого для жизни древа сефирот. Другими
словами, Солнце и Луна ещё не объединили свои силы, чтобы
произвести землю с сонмами живых существ; это утвержде-
ТРОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА СЕФИРОТ / 47
ние применимо к генезису миров, зарождению человечества
и пробуждению человеческой души к её духовным возможностям.
Mалхут истинно есть Царство: приёмник и носитель энергий всех девяти высших сефирот; каждая из трёх сефирот правого и левого столпа соответственно передаёт свою индивидуальную силу через главного правителя трёх триад или ликов, так что центральный столп, образованный правителями
(Кетер, Царём и Царицей), фокусирует планетные силы через
три упадхи или основания — Монадическое или Кетер, солнечное или Тиферет и лунное или Йесод, причём все находят
проявление в земном основании или Maлхут.
Мы можем также рассмотреть сефирот, как активные и
пассивные потоки жизненной силы, делящиеся вертикально
на три потока энергии: правый или мужской Столп Хесед (Сострадание или милость), состоящий из трёх сефирот справа:
Хохма, Хесед (или Гдула) и Нецах, в котором преобладают
мужские, передающие и центробежные силы. Левый или
женский поток жизненной силы, который соответствует
мужскому потоку, называется Столпом Дин (Суда), состоящим
из трёх сефирот слева: Бина, Гвура или Дин, и Ґод, в котором
преобладают женские, получающие и центростремительные
силы.
Третий или центральный поток жизненной силы, поток
духовной стабильности, называется Центральным Столпом
Рахамим (милосердием или гармонией). Состоящий из
четырёх сефирот, идущий от Кетер вертикально вниз через
Тиферет и Йесод, до и включая Maлхут, он представляет собой
гармоничное взаимодействие правого и левого столпов. Это –
стабилизирующий столп между двумя противостоящими силами; правым и левым, передающим и принимающим, центробежным и центростремительным столпами. Другими словами, планетарные энергии, сосредоточенные в правом и ле-
48 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
вом столпах Эц Хайим (древе жизней) принимаются центральным столпом и стабилизируются там для того, чтобы
успешно стекать в Maлхут для проявления на земле. По этому
центральному потоку идёт движение в непрестанном ритме
от Кетер Венца через промежуточные сефирот вплоть до
самой низшей сефиры, Maлхут, и сознание может подниматься или спускаться по этому невидимому пути. Поскольку древо сефирот относится не только к космосу в целом, но и к
каждому живому существу, этот путь находится также внутри каждого из нас.