Четыре Мира

Каббала отнюдь не учит о существовании одного Адама,
как единственного родоначальника человечества, а выделяет
четырёх Адамов или четыре человечества, существующих в
соответствующих четырёх Оламим עולמים) мирах или планах). Они варьируют Адама по качествам характера от духовного или первого Адама, Адама Кадмона «Зоґара», до самого
низкого или самого материального, земного Адам Бытия.
Четыре мира или плана постепенно уменьшающиеся в духовности описываются как четыре распространения или проявления первозданного Адама Небесного.
Олам עולם) единственное число от Оламим) образовано
от ивритского глагола, обозначавшего первоначально «скрывать, прятать» с философским расширением смысла «сокрытое время», или эпоха, когда рождение и смерть «скрыты» от
примитивного знания, но во время которого духовные существа «живут, движутся и существуют». Короче говоря, олам
является миром или состоянием бытия, где сущности, человек или другие, проводят определённую часть времени, и, таким образом, приобретают в пространстве разный опыт. Он
похож по значению на санскритское слово лока и тождественен с гностическим эоном.
Олам исстари обозначает «вечность», часто неправильно
понимаемую в значении во веки веков, без конца. Первоначально оно не означало бесконечную длительность; наоборот, «Зоґар» рассматривает его как определённый период времени, в течение которого сущности проявляются в том или
ином состояние бытия — мире или сфере.
Четыре Адама воспринимаются не отдельно от Оламим,
но как их сознания. Они так тесно связаны друг с другом, что
50 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
Оламим часто называют Адамами, в то время как четырёх
Адамов часто называют четырьмя Оламим. Если смотреть с
этой точки зрения на сущности, которые населяют и информируют эти миры или планы, то они называются Адамами;
если их рассматривать как миры, в которых эволюционируют
сущности, то они называются Оламим. Кроме того, каждый из
Адамов имеет своё собственное древо жизни сефирот, в котором и через которое он испытывает десятеричные качества
сознания.
Таким образом, три потока эманирующей энергии исходит от Бесконечного, Эйн Соф:
(а) в десятеричное древо жизни сефирот,
(б) четыре Оламим, и
(в) четыре Адама.
Сопоставляя их с теософской философией и рассматривая
проявления планетарной цепи:
(а) сефирот будут соответствовать различным состояниям
сознания семи (десяти или двенадцати) глобусов такой
цепи;
(б) оламим будут соответствовать локам, талам или
четырём космическим планам или мирам, в которых
действуют глобусы или сефирот; и
(в) в человеческом контексте четыре Адама соответствуют четырём коренным расам или человечествам нашего нынешнего планетарного жизненного цикла или
раунда существования.
Такие соответствия не сложны и стойки. Вообще говоря,
три эманации «Зоґара» являются каббалистическим способом
описания того, что теософы понимают под глобусами, планами бытия и коренными расами, каждая из которых различна,
ЧЕТЫРЕ МИРА / 51
но все они тесно связаны между собой и взаимозависимы,
как стороны треугольника.
Четыре мира или оламим считаются четырьмя эманациями или производными Эйн Соф, Бесконечного,
«так как Эйн-Соф – «Неведомое и НЕНАЗЫВАЕМОЕ» – не могло быть проявлено, то Оно было представлено, как выявляющееся Проявленные Силы. Следовательно, человеческий разум должен и может иметь дело лишь с Его Эманациями».
ТД, т. 2, стр. 41
Каббалистические названия этих четырёх эманаций следующие:
(1) Олам ґа-Ацилут, האצילות עולם» мир соединения или
конденсации» иногда называют олам ґа-сефирот «миром
эманаций или чисел». Это самый высокий из четырёх миров,
точка соединения сфер совершенного духа вверху и всё более
и более материальных оламим внизу. Как прототип или духовная модель низших миров, он эманирует другие оламим.
(2) Олам ґа-Брия הבריאה עולם» ,мир производства или сотворения» проводник или скорлупа олам ха-ацелут получает
духовную энергию свыше и проявляет её в меньшей полноте,
чем его прототип. Этот мир производства или сотворения в
свою очередь, становится прототипом следующего мира.
(3) Олам ґа-Йецира היצירה עולם» ,мир создания», действует как проводник творческих сил второго олама, проявляющихся в ещё более низкой полноте духовности. Тем не менее,
этот третий мир выступает в качестве прототипа нашей земли, самой низшей из четырёх оламим.
(4) Олам ґа-Асия העשיה עולם» ,мир действий и труда»,
поле земного существования, является четвёртым миром. Он
проводник третьей сферы, и, следовательно, проявляет в ещё
меньшей степени полноту сияния духовности. Этот мир также называют олам ґа-Клиппот, «мир скорлуп или шелухи»,
указывая на то, что на нашей земле проявляется только шелу-
52 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
ха или скорлупа реальности, в то время как свойства человеческого духа ощущают себя как дома в той или иной степени
в верхних оламим.
Интересно, что три низшие оламим называются именами, корень которых значит «создавать», но каждое слово имеет достаточно разный смысловой оттенок, чтобы показать,
что форма на плане Брия имеет разумный или идеативный
характер, в то время как форма на плане Йецира более материальна, хотя и не так материальна, как форма низшего мира
Асия. Корень слова также подразумевает, что форма на плане
Йецира действует больше в астральном мире, в то время как
форма на плане Асия имеет больше общего с конденсацией
физической материи.
Гинзбург в своей «Каббале» пишет о четырёх оламим:
«Различные миры, которые последовательно исходит из
Эйн Соф и друг от друга, и которые поддерживают связь с божеством первого, второго, третьего и четвёртого поколения, населены, за исключением первого (т. е. Мира эманаций), духовными
существами различных уровней… первый мир, или архетип Человека, по чьёму подобию всё создано, никем не населён. Ангел
Mетатрон [מטטרון [занимает второй или мир Брия [олам брия],
который является первым обитаемым миром; он один представляет мир чистых духов. Он есть облачение שדי] Шаддай], то
есть видимое проявление Божества; его имя в численном значении равно имени Господа (Зогар, III, 231а)1
. Он управляет видимым миром, сохраняет единство, гармонию и вращение всех
сфер, планет и небесных тел, и является главой мириад ангельских воинств, которые населяют второй обитаемый мир или мир
Йецира [олам йецира], и которые разделены на десять чинов соответственно десяти Сефирот. Каждый из этих ангелов закреплён
за разными частями Вселенной. Один управляет одной сферой,
ещё один другим небесным телом; один ангел ответственен за
солнце, другой за луну, третий за землю, четвёртый за море, пя1
Раши на книгу Шмот (23:21) объясняет, что сумма букв слова Метатрон, написанного на иврите, взятых в их числовом значении (40+9+9+200+6+50=314 —
мэм-тэт-тэт-рэйш-вав-нун), равна сумме букв слова Шаддай — одного из имён
Всевышнего (300+4+10=314 — шин-далет-йуд).
ЧЕТЫРЕ МИРА / 53
тый за огонь, шестой за ветер, седьмой за свет, следующий за
временами года и т. д. Эти ангелы получают имена от небесных
тел, которые охраняют» (стр. 108-10).
«Зоґар» считает, что каждый из четырёх оламим имеет
ключевую точку в каждом человеке, каждый мир соответствует одному из четырёх основных принципов человеческой
системы. Поэтому нешама или дух, как полагают, проявляться без помех в олам ґа-Ацилут; руах или духовный разум, находит подобную свободу в олам ґа-Брия; нефеш в олам ґаЙецира и гуф, скорлупа или вместилище предшествующего
духовного, разумного и психического дыхания в олам ґаКлиппот.
Эти оламим не проявляются в виде нисходящих слоёв Эйн
Соф или как ступени лестницы, одна под другой, но окружают
друг друга, как оболочки человеческой системы, можно сказать, обволакивают жемчужину нешама:
«В человеческом организме нешама является мыслящим
умом и находится в головном мозге; она окружена руах, духом,
который пребывает в сердце; а руах окружён нефеш, жизненным
духом, пронизывающим всё тело; и, наконец, все они покрыты
плотью, кожей, костями, а затем одеждой. Поэтому в структуре
вселенной, Макрокосме, в высшем мире Сефирот, Ацилут
окружён миром Брия, миром творения или эманации, души и волеизъявления Божества. А этот мир миром Йецира или миром
созидания, то есть жизненной силой, и, наконец, этот мир
окружён миром действия или Асия, миром материальности, который есть скорлупа или оболочка».
«Зоґар» 1:20а, Мейер, стр. 292
54 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
Говоря о небесах или других глобусах, процесс эманация
описывается следующим образом:
«И все небеса находятся один над другим, как слои лука, некоторые ниже и некоторые выше… Нижние земли, откуда они
берутся? Они от цепи земли и от небес вверху».
«Зоґар» 3:9б, 10а, Мейер, стр. 415-16
ЧЕТЫРЕ МИРА / 55
На каждый из этих миров эманирует всё десятеричное
древо жизни. Хотя все древа сефирот соответствуют единому
плану, тем не менее, они проявляют свою собственную особую энергию, соответствующую тому олам, на котором они
развёртываются. Это сказано в аллегорической форме:
«И выходят из него [любого конкретного мира или олам]
различные существа, отличающиеся друг от друга. Некоторые из
них в одежде (кожах), некоторые из них в оболочках (клиппот),
как черви, которые находятся в земле, некоторые из них в красных оболочках, некоторые в чёрных, некоторые в белых, а некоторые в разноцветных…»
«Зоґар» 3:10a, Мейер, стр. 416-17
Разные цвета напоминают о Станце Дзиан (ТД, т. 2,
стр. 20), в которой разные человеческие расы называются
лунными, жёлтыми, красными и чёрными. Не то, чтобы существа проявлялись в любом олам физически красного, белого или любого другого цвета, но цвета предполагают разные
качества развития.
Таким образом, (а) каждый из четырёх миров излучает
или проявляет древо сефирот в гармонии с определённым качеством олам; или (б) рассматривая материю со стороны сознания, каждое проявление сефирот определяет качество конкретного олам. Есть старая нерешённая проблема: определяют ли по теософской терминологии миры или глобусы качества своих царств эволюционирующих существ, или сами
жизни определяют (так как миры эманируют из самих себя)
качество и характер этих миров. Последняя точка зрения, пожалуй, ближе всего к эзотерической концепции, следовательно, мы можем точно сказать, что каждое из четырёх древ сефирот в конечном счёте эманирует или развивает соответствующий олам как область действия во время проявления.
Следующая диаграмма взята из «Тайной Доктрины»,
когда ЕПБ сравнивает Восточную Гупта-Видью (сокрытую
56 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
мудрость) с халдейской каббалой. Мы имеем здесь семь космических планов, три из которых остаются неназванными и
неопределёнными, поскольку они являют такие духовные и
эфирные качества, что непонятны для нашего земного ума. В
современной теософской литературе эти три высших плана
называются арупа, «бесформенными» (санскритское слово,
означающее без тела или формы, как мы его понимаем). Но
они столь же реальны и живы в сознании высших существ,
которые населяют и оживляют такие сферы, как наша земля.
Относительно этих невидимых сфер ЕПБ пишет:
«Три верхние плана есть три высшие плана сознания, выдаваемые и объясняемые в обеих названных школах только Посвящённым. Низшие изображают четыре низших плана – самый
низший является нашим планом или видимой Вселенной».
ТД, том 1, станца VI, шлока 6
ЧЕТЫРЕ МИРА / 57
58 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
Эти три верхние плана, на которых главенствует божественная триада Кетер, Хохма и Бина, нельзя достичь с помощью обычного сознания, так как индивидуум
«должен пробудить три «основания» к жизни и деятельности. Но как мало людей могут подойти даже только к поверхностному пониманию Атма-Видья (Духоразумение)…»
Там же
Для удобства в правой части диаграммы Елены Петровны
мы добавили каббалистические термины оламим — четыре
оламим соответственно четырём проявленным планам; а слева мы поместили локи, описывая их в одном стиле. Обратите
внимание, что имена трёх высших непроявленных лок приведены в литературе на санскрите, у нас нет имён трёх высших «сокрытых» оламим. Но у нас есть имена трёх высших
сефирот — Кетер, Хохма и Бина — и мы можем предположить,
что верхние «сокрытые» оламим первоначально были известны посвящённым, передавшим древнюю каббалу, производным которой является её современный ребёнок, еврейская
каббала. «Тайная Доктрина» намекает на это:
«Сначала Эйн-Соф, «Сокровенное из Сокровенного», затем
Точка, Сефира и последующие Сефироты, затем Ацилатический
Мир, Мир Эманаций, дающий рождение трём другим Мирам…»
ТД, том 2, станца V, шлока 18
Здесь мы имеем дело с четырьмя нижними или проявленными планами, областью четырёх оламим.
При дальнейшем изучение диаграммы ЕПБ мы отмечаем
распределение семи проявленных глобусов планетной цепи
(как, например, в точке семи проявленных качеств любого существа, будь то солнце, планеты, человек или атом) в
четырёх проявленных оламим, по два в трёх высших проявленных оламим, и один — самый низший, наша земля — на
четвёртом и самом материальном плане.
ЧЕТЫРЕ МИРА / 59
Кроме того, таким образом распределённые по оламим
глобусы соответствуют конкретной сефире: семь нижних или
проявленных сефирот соответствуют семи глобусам четырёх
космических планов. В то же время в каждом из оламим проявляется десятеричное древо жизни сефирот, которое иллюстрирует ещё одну грань этой многогранной концепции. На
этой диаграмме ЕПБ хочет показать, что на любом плане или
олам только один из аспектов сознания является доминирующим в одно время, все другие аспекты данного древа сефирот
присутствуют в потенциале и проявляются в незначительной
степени.
Древний труд иезуита семнадцатого века Афанасия Кирхера содержит интересную схему древа сефирот, которая показывает, что внутри каждой сефиры есть силы десяти субсефирот.1
Более современные каббалисты, однако, как кажется, игнорируют это мнение.
Если для каждой сефиры проявленных оламим мы находим соответствующую оламическую силу, то можем сделать
вывод, что для каждой суб-сефиры должен быть суб-олам.
Кроме того, каждый Олам должен тогда содержать в потенциале другие суб-оламические качества. Следующая цитата, взятая из статьи, основанной на «Kabbala Denudata» (Разоблачённой каббале) Кнорра фон Розенрота, подтверждает эту мысль:
«Каждый из этих четырёх миров разделён на четыре части,
затем мы читаем об Ацилут [האצילות) [или Авия) Ацилут, о Брия
[הבריאה [Ацилут, о Йецира [היצירה [Ацилут и Асия [העשיה[
Ацилут; то же в случае трёх других миров».
«Каббала и микрокосм — I»,
Монтегю Р. Лазарус,
«Теософ», сентябрь 1887, стр. 769
Следовательно, Олам а-Ацилут называется так не потому,
что такой олам один, но из-за того, что из четырёх оламиче1
См. Oedipi Aegyptiacus, 1652.
60 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
ских качеств, существующих там, доминирующей является
сила ацилут. Точно то же происходит с другими оламим: каждое качество является доминирующим в своей сфере, в то время как остальные три суб-оламим более или менее рецессивны1
.
Следующая диаграмма может помочь прояснить эти нюансы каббалистической мысли. Мы отмечаем четыре оламим
или планы сознания, нисходящие в последовательном порядке от духовного через второй и третий миры до мира физической материи или нашей земли.
Теперь рассмотрим подробно второй олам. Олам ха-Брия
распространяется на четыре суб-оламим, относящиеся к субсефирот природной сефиры этого олам (Тиферет), а также соответствующие суб-глобусным аспектам глобуса F земной
цепи, эквивалента Тиферет. В связи с тройственным сопоставлением возникают некоторые интересные моменты:
(а) три высшие сефирот — выше семи проявленных сефирот на четырёх проявленных планах — предполагает три высших плана функционирования, то есть три высших «сокрытых» оламим, в которых функционируют три высшие сефирот;
(б) три высшие сефирот аналогично предполагают три
высших глобуса планетной цепи. Отсюда можно сделать вывод, что олам ха-Брия распространяется, чтобы содержать: (1)
три сокрытые или сверх духовные оламим; (2) три сокрытые
или сверх духовные качества глобуса; и (3) три сокрытые или
сверх духовные сефирот.
1
Рецессивный – отступающий, исчезающий (о родительском признаке, который
не развивается или отсутствует у потомства). – Прим. пер.
ЧЕТЫРЕ МИРА / 61
62 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
ЧЕТЫРЕ МИРА / 63
64 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
Существование этих трёх подфакторов в пределах второго
проявленного космического плана указывает на то, что внутри каждого олам аналогично должны существовать такие
же скрытые или сверх духовные суб-оламим, суб-сефирот и
суб-глобусные характеристики — настоящая иерархия «сокрытых» божественных духовных сил, внутренний нераскрытый
источник проявленных оламим.
Суб-оламим из мира Брия уже описаны; суб-сефирот и субглобусы, соответствующие им следующие:
Суб-оламим Суб-сефирот Суб-глобусы
Брия-Ацилут Тиферет — Йесод F-g
» — Гвура F-a
Брия-Брия » — Тиферет F-f
» — Ґод F-b
Брия-Йецира » — Нецах F-e
» — Йесод F-c
Брия-Асия » — Mалхут F-d
В связи с этим, мы приводим несколько строк из средневековой рукописи Хайима Виталя, самого любимого и выдающегося ученика Ицхака Лурии, который представляет систему оламим и сефирот как искры сияющего света, исходящего
из Эйн Соф:
«Десять Сефирот Ацилут [האצילות [искрятся и излучают десять Сефирот Брия [הבריאה ,[а также от энергии этих десяти сефирот Брия исходят искры мира Йецира [היצירה ,[а через них
были запечатлены десять Сефирот мира Асия [העשיה«…[
Эц Хайим, «Древо жизни»
п. 253, ст. 2, Мейер, стр. 331