Четыре Адама

Четыре Адама следуют тому же плану развития, что и
четыре оламим: каждый является прообразом или моделью
для последующего Адама, и отражением или образом предыдущего Адама; высший Адам является только прообразом, а
низший служит исключительно отражением или образом
высших Адамов.
«Нижний мир сделан по образцу верхнего мира; всё, что существует в верхнем мире можно найти в виде копии на земле;
всё же всё едино».
«Зоґар» 2:20а, Гинзбург, стр. 104
Это утверждение совпадает с аксиомой, приведённой на
Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста:
«То, что находится внизу, аналогично тому, что находится
вверху, а то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу,
чтобы осуществить чудеса единой вещи».
Mазерс, стр. 155
Хотя верно то, что самый высокий Адам выступает в качестве божественного духовного прототипа для последующих
Адамов низших оламим, этот первый Адам (Адам Кадмон) является образом или отражением (целем) «предыдущих
миров» или человечеств, которые были задуманы и уничтожены до сотворения этого мира или Адама Равновесия (маткела). Аналогичным образом, самый низший или четвёртый
Адам не является исключительно отражением предыдущих
Адамов, но сам выступает в качестве прототипа для миров
или человечества ниже его в сферах Шеол или Преисподней.
Первый Адам, называемый Адамом Кадмоном (Восточным или Древним Адамом) или Адамом Илаа (Высшим или
Верховным Адамом), аналогичным образом называется Ада-
66 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
мом Ацилута, так как он соответствует высшему миру, Олам
а-Ацилут, и оживляет его. Он – прообраз (צורה цура) второго
и последующих Адамов, модель, на которой строятся три низших Адама. Он соответствует нешаме в человеческом существе.
Второй Адам, называемый протоплазменным андрогином,1
имеет имя Адам Брия, так как соответствует Оламу Брия
и оживляет его. Отражая цуру Адама Кадмона, он становится
в свою очередь прообразом нижнего уровня для последующего Адама. Он соответствует руах в конституции человека.
Третий Адам, называемый доземным или «невинным»
Адамом, имеет имя Адам Йецира, так как он соответствует
Оламу Йецира и оживляет его. Он есть отражение цуры Адама Брия, и в свою очередь, становится прообразом четвёртого
или самого низшего Адама нашей земли, обычного человечества. Он соответствует нефеш в конституции человека.
Четвёртый Адам, земной Адам Бытия, соответствует нашей земле, самому низшему из оламим. Этот Адам является
отражением третьего Адама, и, следовательно, является слабым отражением, трижды удалённым от духовной цуры первозданного Адама, обитателя Олам а-Ацилут. Другими словами, сияние Адама Кадмона постепенно слабеет на одну четверть по мере прохождения через каждого последующего Адама, так что наше четвёртое человечество воспринимает только одну четверть истины и в своём безумии полагает, что видит реальность в полном объёме. Что касается земной цепи,
то четыре Адама соответствуют глобусам A, B, C и D.
Обратите внимание на идентичность концепции четырёх
Адамов и четырёх оламим каббалы с четырьмя югами или
«веками». Согласно последним, дух истины или света во время проявления во времени и пространстве сравнивается с быком. В самой высокой или Сатья-юге (Век истины), которая со1
См. Мейера, стр. 418-19.
ЧЕТЫРЕ АДАМА / 67
ответствует Олам а-Ацилут и Адаму Кадмону, бык дхармы
твёрдо стоит на четырёх ногах. Во второй или Трета-юге
(тройственный век), что соответствует Олам Брия и Адаму
Брия, истина теряет одну четвёртую часть своего блеска, так
что бык стоит только на трёх ногах. В третьей или Двапараюге (двойственном веке), что соответствует Олам Йецира и
третьему Адаму, две части истины удаляются, оставив быка
истины с двумя ногами. В четвёртой или Кали-юге, соответствующей Олам Асия и земному Адаму, отошли три четверти
истины, оставив быка стоять лишь на одной ноге: четверть
мудрости и четверть света.
Очевидно, что бык дхармы не теряет ног одна за другой, и
истина не отходит в соотношении 4, 3, 2, 1; а скорее человеческое восприятие первозданной истины скрывается за завесой
по мере того, как мы спускаемся через сферы и облачаемся в
«одеяние слепоты» каждого последующего олам. Истина одна
и та же во все времена: кристально чистая и полная у Адама
высшего олам; пропорционально нечёткая и частичная у других Адамов по мере спуска к низшему олам.
Эта концепция также напоминает смену веков, которой
учили греки, среди них Гесиод со своей «Теогонией». Снизойдя в духовном сиянии с высот или из Золотого века через второй, Серебряный век, потом третий, Бронзовый век до самого
низшего или четвёртого века, называемого Железным веком,
человечество этого последнего века стало слепым и тяжёлым.
При обсуждении оламим мы придерживались того мнения, что первоначальная каббала предполагала существование трёх высших «сокрытых» оламим, соответствующих высшим трём сефирот. Отсюда следует, что, если каждому из
четырёх проявленных оламим соответствует Адам, то должны быть сокрытые или высшие Адамы, соответствующие высшим и сокрытым оламим. Рассмотрим снова нашу схему суб-оламим на стр. 63, где мы показали один олам, содержащим
68 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
целое древо сефирот, развёрнутое в трёх непроявленных или
сокрытых оламим и четырёх проявленных или низших оламим. Помещение Адамов вместо оламим на эту диаграмму
иллюстрирует вышесказанное.1
Кроме того, если то, что относится к оламим, аналогичным образом относится к нескольким Адамам, так же, как
каждый олам имеет силы суб-оламим, то каждый из Aдамов
содержит в какой-то степени силы трёх других Адамов.
Например, в высшем Адаме, Адаме Кадмон является доминирующей энергией, с тремя другими суб-адамическими силами в рецессии, и лишь частично выраженными. Во втором
Адаме, Адам Кадмон остаётся во всей полноте, но эманирует
второго или Бриатического Адама, который затем становится
доминирующим — как Кришна, который «устанавливает эту
вселенную частью [самого себя], и всё же остаётся отделённым». Точно так же с третьим и четвёртым Адамами.
Сопоставляя четырёх Адамов с четырьмя коренными расами, изложенными в теософских трудах, мы не должны
рассматривать их только с материальной точки зрения. На
самом деле, главное значение заключается в духовном преобразовании Адама Кадмона через нисходящие сферы в Адама и
Еву нынешнего человечества. Физиологический переход от однородного Адама первого олама через протоплазменное андрогинное состояние второго Адама к двуполому человечеству сегодня имеет второстепенное значение, являясь не причиной, а побочным продуктом основных эволюционных
направлений. Согласно ЕПБ:
«Первоначальная каббала была вполне метафизична и не
имела никакого касания к животному или земному полу;
позднейшая каббала удушила божественный идеал под тяжким
фаллическим элементом».
ТД, т. 2, стр. 457
1
См. ТД, т. 2, стр. 46 ссылку на «семь изначальных Адамов».
ЧЕТЫРЕ АДАМА / 69
Она напоминает нам далее о том, что
«Эзотеризм не ведает пола. Его Высшее Божество так же вне
пола, как и вне формы; ни Отец, ни Матерь. И его первые проявленные существа, как небесные, так и земные, только постепенно становятся андрогинами, чтобы, наконец, разъединиться на
два начала».
ТД, т. 1, стр. 136
Поэтому Адам Кадмон, как главный иерарх первых проявленных существ, небесных и земных, является не просто
первым Адамом первого мира, но воплощает в своём цикле
всё, что происходит с началом нового появления или проявления миров и человечества из извечного прошлого. Таким
образом, Адам Кадмон является архетипом последующих
форм. «Мир Совершенных Идей», как каббала называет его,
эквивалентен третьему или проявленному Логосу теософии,
через который, как через фокус или лайя центр1
, текут все семена жизни. Эти семена будущих миров и человечеств содержатся в Адаме Кадмоне не в качестве физических элементов,
но, как духовные энергии «в их истинной форме», дийокан
דיוקן или «духовный двойник». Как говорит «Зоґар»:
«когда эта последняя работа была близка к завершению, всё
в этом мире, все существа вселенной, в каком бы веке им не
пришлось существовать, прежде, чем они вошли в этот мир,
предстали перед Богом в их истинной форме».
3:61б, Гинзбург, стр. 104;
см. также Мейера, стр. 388
Короче говоря, архетипическая форма была отпечатана
на пластичной субстанции божественных семян, которые
впоследствии выразились при проявлении на земле.
Относительно эманации из Бесконечного «Зоґар» упоминает несколько неудачных попыток творения вселенной.
Прежде чем десять сефирот эманировали в их нынешнем
1
Точка растворения между двумя планами сознания и материи.
70 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
виде, несколько элементарных миров претерпели рождение
и смерть, пока, наконец, сефирот совершенного равновесия
не вышли успешно из чрева пространства и времени:
«Существовали старые миры, которые погибли, как только
пришли в существование: они были бесформенными и назывались искрами.
…Эти искры являются изначальными мирами, которые не
могли продолжаться, потому что Святой Древний ещё не приобрёл форму (противоположных полов — царя и царицы), а господин ещё не приступил к работе».
«Идра Зута», «Зоґар» 3:292б, Гинзбург, стр. 103
Наконец, «Древний Древних» приобрёл форму, в которой
он мог проявить все свои способности и силы. Четыре Адама
и четыре оламим, следовательно, не были первыми мирами,
принявшими форму, но потомством или плодом ряда эволюционных усилий.
«До того как Древний Древних, Сокрытый Сокрытых распространился в форму Царя, в Венец из Венцов (т. е. первую сефиру), не было ни начала, ни конца. Он высекал и вырезал формы
и фигуры на нём следующим образом: Он разложил перед собой
покров, вырезал на нём царей (т. е. миры) и отметил их пределы
и формы, но они не могли сохраниться.
…Все они были несовершенны: поэтому он удалил их и дал
исчезнуть, пока, наконец, не спустился сам к этому покрову и не
принял форму».
«Идра Рабба», «Зоґар» 3:148а, Гинзбург, стр. 103
«Зоґар» часто упоминает о «предшествующих мирах», как
о царях Эдома, которые «царствовали до монархов» и которые
затем были уничтожены, «так как не имели ещё совершенной формы, на которую были способны» (3:135б, Гинзбург,
стр. 102, 104). Возможно, имеет значение то, что слово Эдом
(אדם (имеет те же согласные в иврите, что и слово Адам
(אדם :(Алеф, Далет, Мем Софит… Эти миры или цари могут относиться к периодическим обскурациям, к «нескольким ис-
ЧЕТЫРЕ АДАМА / 71
чезнувшим материкам, так же как и упадку их, и географическому смещению их местонахождения» (ТД, т. 2, стр. 705), к
гибели ранних рас, пока не были созданы проводники с целью сохранения священной формы, царской или манаспутрической энергии солнца.
В ответ на вопрос: «Почему первичные миры были уничтожены?» «Зоґар» говорит:
«Потому что ещё не было человека, представленного десятью Сефирот. Человеческая форма содержит всё, и так как её
ещё не существовало, миры были уничтожены… Тем не менее,
когда говорят, что они погибли, это лишь означает, что они не
имели истинной формы, так как человеческая форма ещё не возникла, в которую все вещи включены, и которая также содержит
все эти формы».
3:135b, Гинзбург, стр. 104
ЕПБ комментирует:
«Миры и люди, поочерёдно, формировались и уничтожались в силу закона эволюции и из предыдущего материала до
тех пор, пока планеты и их обитатели, в нашем случае наша Земля и её животные и человеческие расы, не стали тем, чем они
являются сейчас, в настоящем цикле, – силами противоположных полярностей, уравновешенным составом Духа и Материи,
положительного и отрицательного, мужского и женского начала.
Прежде чем человек смог стать мужчиной и женщиной физически, его прообраз Элохим – Создатель должен был образовать
его Форму на этом плане пола астрально. То есть, Атомы и органические силы, сходя на план данной дифференциации, должны
были проследовать в порядке, установленном Природою так,
чтобы всегда выполнить беспорочным образом закон, который
Каббала называет «Равновесием», посредством которого всё, что
существует, выявляется, как мужское и женское начало в своём
конечном совершенстве, в настоящей стадии материальности…
Потому Первая Коренная Раса людей, бесполая и бессознательная, должна была быть сброшена и «сокрыта до известного времени»; то есть, Первая Раса вместо того, чтобы умереть, исчезла
во Второй Расе, как переходят некоторые низшие жизни и растения в своё потомство. Это было всеобщее преображение. Пер-
72 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
вая Раса стала Второй Коренной Расой без того, чтобы породить
её или же создать её, или умереть.
«Они перешли вместе», как написано: «И он умер», и другой
«царствовал вместо него» (Бытие XXVI, 31 и «Зоґар» III, 292а). Почему? Потому что «Святой Град не был ещё готов.»
ТД, том 2, станца III, шлока 13
Следовательно, Адам Кадмон, как вместилище семян будущей жизни, является не только прообразом (цура) для низших проявлений, но фактическим лучистым «образом» (целем), завершением «предыдущих миров». Здесь целем соответствует слову чхая на санскрите, используемому ЕПБ в
«Тайной Доктрине»: по целему Элохим был сотворён Адам
(«Зоґар» 3:76, ред. Кремона), по образу и подобию предков или
Питри было создано человечество (ср. Бытие 1:27). Не только
«по образу и подобию», но и из вещества этого целем было создано человечество; иными словами, предки людей спроецировали свои астральные формы, которые стали низшими
принципами отдельных членов человеческой расы.
Кроме того Адам Кадмон ни в каком смысле не мог бы
быть «Творческим Началом всего Сущего, состоящим из
Воинства Космических Сил – Созидателей Дхиан-Чоханов»
(ТД, т. 1, стр. 443), если бы предыдущие кармические связи не
позволили ему собрать из пространства Эйн Соф «семена существ», которые принадлежат ему по праву притяжения,
приводимых в движение связями духовной, разумной, психомагнетической и материальной судьбы.
Поэтому Адам Кадмон является цура для низших миров,
не их творцом, а передатчиком древних, но всегда эволюционирующей силой бытия. ЕПБ так описывает эту особую функцию Адама Кадмона:
«…Небесный Логос, «Небесный Человек» (Адам Кадмон или
Адам Илаа), развивающийся, как Составная Единица Логосов, из
которой, после их пралайического сна – сна, который собирает
воедино Числа, разбросанные на майавическом плане, подобно
ЧЕТЫРЕ АДАМА / 73
тому, как отдельные шарики ртути на тарелке сливаются в одну
общую массу – Логосы, как мы уже видели это, являются в своей
совокупности, как первые «Муж и Жена» или Адам Кадмон, «Fiat
Lux» в Библии. Но это превращение не имело места ни на нашей
Земле, ни на каком-либо другом материальном плане, но в Глубинах Пространства, при первой дифференциации вечного
Корня-Материи».
ТД, том 1, станца VII, шлока 5
Адама Кадмона часто называют просто именем его духа
или повелителя, главной силой этого мира, называемой дийокан «духовной формой или двойником»: миром «совершенной формы или воли» (Мейер, стр. 332) ,
Второй Адам, который соответствует второй коренной
расе, называется протоплазменным андрогином, потому что
духовные и материальные полюса эволюции (т. е. ноумены
мужской и женской силы, а не их физические проявления) начали проявлять индивидуальный характер, в то же время,
оставаясь объединёнными в одной сфере деятельности. Этот
Бриатический Адам также называется по его «основной силе»
или повелителю, имеющему имя курсия כורסיא» ,престолом»,
занимаемым Метатроном, «великим учителем» или ангелом
второго мира, «обителью чистых духов».
«Метатрон управляет видимым миром, сохраняет единство,
гармонию и вращение сфер, планет и всех небесных тел; и является Главой по воле Божества всех мириадов ангельского
воинства следующего мира или мира Йецира».
Мейер, стр. 328
В «Зоґаре» «основная сила» или повелитель третьего Адама называется малъахайя, «ангелами» или «посланниками»,
называемыми «обителью Ангелов, разумами Небесных планет и звёзд» (там же). Тот же мир иногда называют «живыми
созданиями» (Хайот חיות .(Доземной или «невинный» Адам
соответствует тому периоду нашей истории рас, когда дух и
материя, мужское и женское, активное и пассивное, становят-
74 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
ся отчётливо выражены, но когда эгоистическое самосознание противоборствующих энергий ещё не пробуждено. Когда
дети этого третьего Адама «съели плод древа познания добра
и зла», работа Элохим или манасапутра, сынов разума была
завершена, и третий Адам или третье человечество окутывает «одеяние высшего света» (Ор אור (предыдущих Адамов «кожаной одеждой» (Ор עור ,(одеждой из плоти и слепоты.1
Как говорит «Зоґар»:
«Он дал мудрость божественному Адаму, но Адам использовал мудрость, раскрытую ему, чтобы познакомиться также с низшими уровнями, пока, в конце концов, он не прилепился к йецер-а-ра (злому искусителю), и источники мудрости были для
него закрыты. После того, как он покаялся перед своим Господином, части этой мудрости снова открылись ему в той же книге,
но через те же знания люди позже стали раздражать Бога».
«Зоґар» 1:75б, 76а, Сперлинг 1:257
Так как женская сила теперь стала слишком сильной,
чтобы быть внутри мужской, иными словами созрела дифференциация или специализация двух полюсов, Ева извлекается из бока или ребра צלע Адама, и третий Адам становится
Адамом и Евой и выходит из Эдемского сада (Ган Эден גן עדן(
в долины материи, дом четвёртого или земного Адама Бытия.
Можно было бы, конечно, точно так же сказать, что человек
был отделён от женщины, или женщина сделана из ребра
или бока, так как Адам означает не одного какого-то человека
мужского пола, но всё андрогинное человечество.
Этот последний Адам соответствует четвёртой или наиболее материальной коренной расе, и одет не только в «кожаные одежды» или слепоту, но скрывает внутри, достаточно
1 Обратите внимание на разницу ор אור ,что означает свет, и ор עור ,означающее кожу, а также через распространение и слепоту материи. Числовое значение א) алеф) – единица, а ע) айн) – семьдесят.
ЧЕТЫРЕ АДАМА / 75
глубоко скрытые от человеческого знания «одеяния высшего
света «высших эфирных Адамов:
«Бог одел Адама и Еву в одежды приятные для кожи, как написано, Он сделал им кожаные одежды (ор עור .(Сначала они
имели одеяние света (ор אור ,(которое обеспечивало им служение наивысшее из высших, так что небесные ангелы обычно
приходили насладиться этим светом, как написано: «Не много Ты
умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его;» (Пс.
8:6). Итак, после грехопадения у них были только кожаные одежды (ор עור ,(хорошие для тела, но не для души».
«Зоґар» 1:36б, Сперлинг 1:136
«Основная сила» четвёртого Адама – Самаэль סמאל ,который управляет офаним אופנים») колёсами» рождения и смерти) и галгилим גלגילים или гилгулим גלגולים») оборотами»
планетных сфер). Называемый Ангелом Смерти или Князем
Тьмы или Яда, Самаэль правит семью чертогами, называемыми шева хейхалот היכלות שבע ,которые суть есть семь адских
или материальных зон нашей планеты, низшие семь из десяти уровней которых являются жилыми местами для существ,
населяющих низший олам. Этот четвёртый мир делится на
десять уровней или отражений древа сефирот, а также делится на три более высокие или относительно нематериальные
сферы и семь материальных или адских областей. ЕПБ соотносила Самаэля с желанием или кама, подчёркивая его двойственность, как злого знания древа познания добра и зла или
чистого духа, отделённого от формы. В Талмуде говорится, что
«злой дух или сатана и Самаэль, Ангел Смерти – одно и то
же»; роль Самаэля сделали эквивалентной роли змея в Бытии
из-за Евы, съевшей плод с древа познания добра и зла. Он также называется главой Драконов Зла, и в союзе с Лилит представлен как злой зверь (хайя биша בישה חיה.(
Тогда Адам Кадмон, как «колесница» (меркава מרכבה(
или носитель всех семян предыдущих миров, собранных из
76 \ ТЕОСОФИЯ В КАББАЛЕ
Эйн Соф, проявляется в виде четырёх индивидуальных сущностей, причём каждая сущность или коренная раса находят
соответствующее выражение на древе сефирот соответствующего oлам. Две линии эволюции, таким образом, действуют
одновременно: (а) удаление духовного потенциала, «одеяния
высшего света», при усилении материальных устремлений
нисходящих Адамов; и (б) распространение или эволюция физического проводника или «кожаные одежды», через которые
проявляются духовные силы. От союза этих двух линий, побуждаемых сынами разума или Элохим, рождается осознающее
себя думающее человечество. ЕПБ так описывает это:
«Оккультная Доктрина учит, что тогда как Монада совершает свой цикл нисхождения в материю, эти самые Элохимы или
Питри – низшие Дхиан-Коганы – развиваются pari passu1
вместе
с нею на более высоком и духовном плане, спускаясь так же относительно в материю на своём плане сознания; и когда, достигнув известной точки, они встречают воплощающуюся (бессознательную) Монаду, заключённую в низшую материю, то эти две
потенции Духа и Материи сочетаются, и союз этот порождает
земной символ «Небесного Человека» в Пространстве – СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА».
ТД, том 1, станца VII, шлока 5
Сыновья четвёртого Адама, мы сами, должны сознательно
стать этим «Небесным Человеком». Мы должны выбрать между «одеянием высшего света», которое призывает нас наверх,
и «одеждами слепоты», которые тащит нас непрерывно вниз
к материальным вещам. Первое содействует ко благу, последнее ко злу. Такое взаимодействие сил влияет на судьбу каждого из нас, в качестве индивидуальных и расовых единиц, и
на эту тему «Зоґар» много говорит:
«Когда наш праотец Адам жил в райском саду, он был одет,
как и всё на небесах, в одеяние высшего света. Когда он был из1
Pari passu (фр.) – повсеместно – Прим. перев.
ЧЕТЫРЕ АДАМА / 77
гнан из Эдемского сада и был вынужден подчиниться нуждам
этого мира, что тогда произошло? Бог, Священное Писание говорит нам, сделал для Адама и его жены кожаные одежды и одел
их; прежде они имели одеяния света, высшего света, которые
носили в Эдеме.
…Благие поступки, совершаемые человеком на земле, привлекают к нему часть того высшего света, который светит на
небе. Именно этот свет служит ему одеждой, когда он должен
вступить в другой мир и предстать перед Святым, да прославится
имя Его. Благодаря этому одеянию, он может испытать блаженство избранных, и заглянуть в сверкающее зеркало. Чтобы быть
совершенной во всех отношениях, душа должна иметь разную
одежду для каждого из двух миров, где она обитает, одну для
земного мира, а другую для высшего мира».
2:229б, Франк, стр. 208