Лейтмотивом статьи является мысль, высказанная Еленой Петровной в первом томе «Тайной Доктрины» в комментариях к станце 4.
«Воинство Гласа», термин, тесно связанный с тайною Звука и Речи, как следствие и результат Причины – Божественной Мысли. Как это прекрасно выражено Полем Кристианом, эрудированным автором книг «История магии» и «Красный человек из Тюильри», слова, произносимые, так же, как и имя каждого индивидуума, в значительной степени предопределяют его будущую судьбу. Почему? Потому что:
«Когда наша душа (разум) создает или вызывает какую-либо мысль, то изобразительный знак этой мысли запечатлевается на астральном флюиде, являющимся приемником, и, так сказать, зеркалом всех проявлений Бытия.
Знак выражает вещь; вещь есть (скрытое или оккультное) свойство знака. Произнести слово, значит вызвать мысль и сделать ее существующей. Магнетическая потенциальность человеческой речи есть начало каждого проявления в Оккультном Мире. Произнесение Имени не есть только определение Существа (сущности), но значит осудить и подвергнуть его, в силу выдачи Слова (Глагол), воздействию одной или нескольких Оккультных Сил. Вещи для каждого из нас являются тем, чем Слово делает их, называя их. Слово (Глагол) или речь каждого человека, совершенно бессознательно для него, является благословением или же проклятием; вот почему наше настоящее невежество относительно свойств и атрибутов мысли, так же как и об атрибутах и свойствах материи, часто губительно для нас.
Да, имена (и слова) или благодетельны, или зловредны. Они в некотором смысле являются или ядовитыми, или приносящими здоровье, согласно скрытым воздействиям, данным Высочайшей Мудростью их элементам, то есть, буквам, составляющим их, и числам, соответствующим этим буквам».
Это строго верно и, как эзотерическое Учение, принято всеми Восточными Школами Оккультизма. В санскрите, так же как и в еврейском и во всех прочих алфавитах, каждая буква имеет свое оккультное значение и свое разумное основание; каждая есть причина и следствие предыдущей причины, и комбинация их очень часто производит наисильнейшие магические воздействия. Гласные в особенности, заключают в себе наиболее оккультные и грозные силы. Мантры (эзотерически скорее магические, нежели религиозные вызывания) произносятся браминами нараспев, так же как и остальные Веды и прочие Писания.
Источник: Блаватская Е.П. — Тайная Доктрина т.1 ст.4 шл.4
Существует система алфавитной записи чисел, в которой буквам (всем или только некоторым) приписываются числовые значения, обычно следующие порядку букв в алфавите. Чаще всего первые девять букв получают значения от 1 до 9, следующие девять — от 10 до 90, и т. д. Для записи числа составляются буквы, сумма значений которых выражает это число. Такая система применялась во многих языках до принятия арабских чисел.
В Индии она называется акшара-санхья, в Греции изопсеф’ия, в арабском языке – абджадия, в иврите – гематрия. Есть также церковнославянская изопсефия и изопсефия, разработанная для латинского языка средневековым оккультистом Генрихом Корнелиусом. Все они основаны на порядке из 9 букв.
Акшара-санкхья для деванагари:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
ka क kha ख ga ग gha घ nga ङ ca च cha छ ja ज jha झ nya ञ
ṭa ट ṭha ठ ḍa ड ḍha ढ ṇa ण ta त tha थ da द dha ध na न
pa प pha फ ba ब bha भ ma म — — — — —
ya य ra र la ल va व śha श sha ष sa स ha ह — —
Еврейская гематрия
א 1 ב 2 ג 3 ד 4 ה 5 ו 6 ז 7 ח 8 ט 9
י 10 כ 20 ל 30 מ 40 נ 50 ס 60 ע 70 פ 80 צ 90
ק 100 ר 200 ש 300 ת 400 ך 500 ם 600 ן 700 ף 800 ץ 900
Суфийская абджадия

Небесная абджадия 9 8 7 6 5 4 3 2 1
буквы
Небесное значение зъо=9
ха=8
за=7
вав=6
ха̄=5
даль=4
джим=3
ба=2
алиф=1

Небесная абджажия 18 17 16 15 14 13 12 11 10
буквы
Небесное значение
сад=90 фа=80 айн=70 син=60
нун=50
мим=40
лам=30
каф=20
йа=10

Небесная абджадия 27 26 25 24 23 22 21 20 19
буквы
Небесное значение
зойн=900 дхвад=800 заль=700 кха=600 са=500 та=400 шин=300 ра=200 къаф=100

Небесная абджадия 92 28
буквы
Небесное значение гхайн =
1000

Греческая изопсефия
Единицы α β γ δ ε ϝ ζ η θ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Десятки ι κ λ μ ν ξ ο π ϟ
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Сотни ρ σ τ υ φ χ ψ ω ϡ
100 200 300 400 500 600 700 800 900

Церковнославянская изопсефия — православный герменевтический метод превращения слова в число, используется, в основном, в апокалиптической литературе.
• Единицы:
А В Г Д є ѕ З И ѳ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
• Десятки:
і К Л М Н кси О П Ч
10 20 30 40 50 60 70 80 90
• Сотни:
Р С Т У Ф Х ѱ ѿ Ц
100 200 300 400 500 600 700 800 900

По аналогии мной составлена изопсефия для русского языка, но не апробирована:
• Единицы:
А Б В Г Д Е Ж З И
1 2 3 4 5 6 7 8 9
• Десятки:
Й К Л М Н Ю О П Ч
10 20 30 40 50 60 70 80 90
• Сотни:
Р С Т У Ф Х Ш Я Ц
100 200 300 400 500 600 700 800 900

Система числового значения букв латинского алфавита, применяемая сторонниками Ордена Золотой Зари.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
A B C D E F G H I
J K L M N O P Q R
S T U V W X Y Z
Вот, что говорят о такой девятеричной системе суфии:
• Первое число — 1. Это – Алиф, Божественная Сущность. Линия Бесконечности без начала и конца. • Второе число — 2. Это реальность хадиса Кудси «Я был сокровищем, и я хотел быть известным». Эта реальность есть Божественное Зеркало 1 + 1 или 2. Но эта реальность в действительности просто Один, отражённый в зеркале. • Затем третье число равно 3, которое можно записать как 2 + 1 [2 означает «Ba»]. Итак, число 3 представляет бесконечные океаны Силы: мир тонкого творения, такой как ангелы, джинны и светлые существа. • Затем все последующие числа рождаются из числа 3. Это означает, что все творения взяты из числа 3, 3 + 1 = 4 | 3 + 2 = 5 | 3 + 3 = 6 | 3 + 4 = 7 | 3 + 5 = 8 | 3 + 6 = 9 • цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. • Затем нам нужно снова повторить цифры, чтобы получить 10, 100, 1000. • Например, чтобы получить число 10, нам нужно выбрать 1 и 0 из простых чисел. • Следовательно, число 9 является самым большим числом из простых чисел. Система чисел бесконечна. • Мы слышим, как люди говорят о сотнях, тысячах, миллионах, миллиардах и так далее. Нет «одного большого числа», которое можно назвать конечным числом, и за которым нет другого числа. • Следовательно, число 9, используемое в качестве последнего числа без повторения, имеет большое значение.
И ещё немного о том, что говорила Елена Петровна о звуках или словах и их значении.
Эзотерическая Наука учит, что каждый звук в видимом мире пробуждает соответствующий звук в невидимых сферах и приводит в действие ту или другую силу на оккультной стороне Природы. Кроме того, каждый звук соответствует цвету и числу (мощь духовная, психическая или физическая) , и чувству на каком-то плане. Все они находят отголосок в каждом до сих пор развившемся элементе, и даже на земном плане в тех Жизнях, которыми кишит земная атмосфера, таким образом побуждая их к деятельности».
Блаватская Е.П. — Инструкции для учеников внутренней группы,
Инструкция I I
Пока отложим разговор о цвете и вернёмся к числам.
Самым приятным для людей и самым привычным является собственное имя или имена ближних.
В поэме «Лейли и Меджнун» Низами приводит абджадию своего имени «Низами» (перс. نظامی‎ = 50+900+1+40+10), называя число 1001:
Мне «Низами» прозвание дано,
В нём тысяча один скрыто число.
Обозначенье букв мне дорогих
Надежней стен гранитных крепостных.
Что же означают имена? Важны ли в них все буквы?
Начнём с санскрита. Гласные при превращении в число игнорируются, согласные переходят в цифры, согласно положению в алфавите, лигатуры согласных переходят в цифру по последней букве лигатуры. Цифры читаются в обратном порядке. Чтение числа начинается с единиц, далее десятки и т. д. Этот порядок соответствует санскритской модели нумеронимики. В санскрите и пали число «девяносто три» будет читаться «три девяносто». Пример: बुद्ध — 93 (Будда (как принято), Буддха (правильно)); «Б» — 3, «д» — 8, «дх» — 9, («ддх» — лигатура, последняя цифра — 9), итого — 93. Но если произносить Будда (बुद्द), то значение будет: Б – 3, д (лигатура) – 8, д – 8, итого 83.
Причем в других языка буква «х» в слове Буддха сохранена: Buddha на английском, немецком, голландском, венгерском, иврите и других языках.
Разные слова создают разные вибрации. И таких неправильно переведённых слов, к сожалению, много. Например, речь – вач, девачан (букв. область богов на тибетском) или на санскрите сукхавати (букв. счастливое место) и т. д. и т. п. Кто хочет войти в поток, должен правильно произносить слова.
В иврите есть два одинаково произносящихся слова, а именно אור «ор» или Свет (гематрия 1+6+200=217=10) и עור «ор» или кожаные одежды (гематрия 7+6+200=213=6), что мистически означает свет, упавший в материю.
Или всем известный Тетраграмматон (יהוה). Разве кто-нибудь осмелится выкинуть из него букву, а это имя лишь Демиурга.
Пример из греческого языка: если заменить букву «фита» в слове Θεός или бог на букву «ни», то получится νεός или юноша.
Кто-то может сказать, что мы взяли эти имена и слова из авторитетных источников.
Вот, что говорит об авторитетах Уильям Джадж:
«Общество, как таковое, не имеет авторитетов. Оно было основано с целью разрушить зависимость от «авторитетов», которые были проклятием для человека многие века, и теперь было бы странно, если бы мы могли признавать авторитеты теософов». «Авторитеты»
Обратимся теперь к обычным русским (часто греческим и латинским) именам. Если заменить одну букву в имени Саша, то получим Даша, Маша или Паша. И таких примеров можно привести много. Если мы не хотим расставаться ни с одной буквой нашего имени и поправляем, если нас неправильно называют. Так почему же мы, мягко выражаясь, искажаем великие Имена и понятия.
Точность нужна во всём, чтобы достичь гармонии, причём ювелирная точность. Она присуща не только ювелиру как таковому, но многим специалистам. Мы ждём её от стоматолога и хирурга, от программиста и аналитика, от дирижёра и музыканта.
Елена Петровна приводит ещё одну аналогию отношений физического человека с его Эго.
«Или, используя другое сравнение, мы можем сказать, что физический человек – это музыкальный инструмент, тогда как Эго – играющий на нем музыкант. Совершенство звучания мелодии, таким образом, во многом зависит от первого (инструмента), поскольку никакое мастерство исполнителя не в состоянии извлечь безукоризненную гармонию из сломанного или скверно изготовленного инструмента. Гармония зависит от точности передачи, в виде слова или дела, на объективный уровень невысказанной мысли, рождающейся в глубинах субъективной (или внутренней) человеческой природы. Физический человек может быть, если следовать начатому сравнению, либо бесценной скрипкой Страдивари, либо дешевой, растрескавшейся стиральной доской, либо опять-таки чем-то средним между двумя этими крайностями – в руках одухотворяющего его Паганини». «Гений»
Хочется закончить доклад словами известного теософа 20 века, Боманджи Пестонджи Вадьи из его книги «Так я услышал»:
«Первичная вибрация или Звук, исходящий от Непроявленного, называется Словом – Щабда Брахманом. Он назывался Логосом у греков, к чьей мудрости апостол Иоанн прибегнул в начале своего Евангелия: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это – Пранава или АУМ восточного эзотеризма. Кришна в «Бхагавад Гите» провозглашает его одним из своих вибхути или «совершенств» — «Из всех слов Я есть односложный ОМ». Звуковые величины слов и фраз или мантр не являются предметом серьезного изучения нашими учеными сегодня, хотя творческие и разрушительные силы звука начинают понимать некоторые медики и музыканты.
Но энергия звука или сила слов и языка, даже в обычном употреблении, является terra incognita для людей с современными знаниями».
А также словами из замечательной книги М. Коллинз «Свет на Пути»:
«Речь приходит только с познанием. Достигай познания, и ты приобретешь речь». (2:13)