Ее истинные последователи – те, кто изучает и применяет на практике то, чему она учила
0000000000000000000000000000000000000
Примечание редакции: статья «Глядя на портрет Е.П.Б.» была впервые опубликована в журнале «Теософия» в Лос-Анджелес, за май 1926 года, стр. 318-319. Автор статьи не указан . Анализ содержания и стиля, проведенный в 2014 году, указывает на то, что она была написана Дж. Гарригесом. Оригинальное название: «Теософская школа». Она также была опубликована в октябрьском номере журнала «Теософ эпохи Водолея» за 2014 год. (ККA)
0000000000000000000000000000000000000000000000
Среди теософов Е. П. Блаватская известна как Е.П.Б. В этом есть смысл. Имя тела – это одно, а имя души – совсем другое. Когда рождается ребенок, его форме дают имя, и то и другое, и имя, и форма – нама-рупа на санскрите – всего лишь маскарад.[1] В большинстве случаев маскарад выдается за реальность, за душу, поскольку в большинстве случаев истинное Я, или Атман, не проявляется.
Последователи, обладающие интуицией, знают, что тело, носившее имя Елены Петровны Блаватской, было маской; в этой форме обитала и трудилась сильная душа; эта душа любила человечество и трудилась ради него. Ее ученики, последователи, друзья чувствовали стоящую за ней силу и, не зная, как отличить эту великую душу от маски, назвали ее Е.П.Б. Имя души священно, поэтому оно держится в секрете, ведь оно обладает большой силой. У всех великих посвященных свои настоящие мистические имена. Поэтому один Махатма однажды написал: «личность, известная миру как Е.П.Б., но иначе нам».
Взгляните на ее портрет и поразмышляйте; загляните в эти проницательные и всевидящие глаза; обратите внимание на эти решительно сжатые губы, которые, если бы они заговорили, то могли бы поведать тайны неведомых миров; на этот благородный лоб, святилище вечной мудрости великой Ложи; на эту красивую, но сильную руку – защитницу человечества; на всё это невероятное величие, символизирующее ее сильную динамичную душу. За этими символами и по ту сторону их обитала душа – величайшая из всех, кого знала наша эпоха.
Е.П.Б. не оставила преемников. Все те, кто изучает то, чему она учила, практикует то, что она проповедовала, живет в соответствии с ее Посланием и распространяет эти Учения, являются ее истинными преемниками. Каждый из вас решительно стремится стать истинным преемником. Но остерегайтесь гордыни, эгоизма и желания руководить; избегайте жизни плоти, ищите жизни души. Только как души вы можете стать учениками Е.П.Б. Быть преемниками Е.П.Б. в истинном смысле этого слова – вот ваше великое предназначение. Что значат деньги по сравнению с богатством мудрости? Что такое мировая слава по сравнению с душевным удовлетворением от самопожертвования? Стремитесь горячо, работайте терпеливо, настойчиво, пока не познакомитесь с Е.П.Б.
Итак, что же из ее благожелательных наставлений мы должны принять близко к сердцу на сегодняшний день? Вот эти три:
1) Через радость и печаль, страдание и наслаждение душа приходит к познанию самой себя.
Вот замечательная мысль – мы все должны прийти к познанию себя как души. Это трудная задача, но Е.П.Б. говорит:
2) Все прошлое указывает нам на то, что трудности не являются оправданием для уныния, а тем более для отчаяния, иначе в мире не было бы многих чудес цивилизации.
Давайте упорствовать, давайте продолжать искать знания о душе, но давайте будем настороже, ведь Е.П.Б. предупреждает нас:
3) Добродетель и мудрость — это возвышенные понятия, но если они порождают гордость и сознание своей отделённости от остального человечества, то это всего лишь змеи «я», проявляющиеся в более утонченной форме.
Благодаря такому обучению мы достигнем того, чего достигла она. Эта сила, подобная силе Христа, была порождена делами любви. Это знание, подобное знанию Будды, было порождено терпеливым поиском. Это сострадание, подобное состраданию Кришны, было порождено святым устремлением. Вселенская подлинная Е.П.Б. должна быть для всех нас символом цели, утешителем, Господом, свидетелем, местом упокоения, прибежищем и другом.
Кто была эта великая душа? Никто из нас, смертных, не может по-настоящему знать этого, а те, кто знает, не будут раскрывать. Вот величайшая из теософских тайн. Е.П.Б. оставила после себя знак своего бессмертия – цветы благородных поступков, плоды вдохновляющих идей. Ее сочинения подобны глубоким-преглубоким шахтам, полным Кохиноров [2], достойных венца великой души.
Точно так же, как за ее фотографией скрывается тайна истинной Е.П.Б., так и в ее словах скрыта тайна ее Послания. Вы, юные друзья [3], можете узнать истину, если будете достойны иметь с ней связь. Живите мудро в соответствии с ее учениями; любите, не взирая на лица, как любила она, жертвуйте всем, что у вас есть, и всем, чем вы являетесь, как она жертвовала ради Учителей и Ложи, и – вы узнаете Е.П.Б., выдающегося мыслителя, сострадательного дискриминатора, повелителя самой смерти.
Сноски:
[1] Согласно словарям, маскарад – это драматическое представление, обычно исполняемое актерами в масках, представляющими мифологических или аллегорических персонажей. Он был популярен в Англии в 16-м и начале 17-го веков. Теософская «политика» не полностью выходит за его рамки, поэтому необходима проницательность. (ККA)
[2] Кохинор – знаменитый бриллиант, известный благодаря своим крупным размерам. (ККA)
[3] Настоящая статья представляет собой запись выступления перед молодыми студентами, изучающими теософию. (ККA)
000