Лучшее прибежище — это вечная мудрость
Теософу нужен духовный приют, святилище, надежная гавань.
И, собственно говоря, согласно восточной философии, духовные пилигримы могут обрести по крайней мере три прибежища.
Первое прибежище, которое может дать нам покой и вдохновение, — это Учитель — просветленное существо, старший брат.
Учитель
Такой Учитель, однако, не является внешней личностью. Символически, Учитель – это атма-буддхи, наша собственная монада или высшее «Я». Он говорит главным образом голосом нашей совести. Нам необходимо прислушиваться к себе в тишине, чтобы достичь эффективного уровня гармонии с голосом нашей духовной души.
Каждый учащийся может добиться прогресса, только заслужив его, в первую очередь. Как же тогда он может заслужить пробуждение в себе высших качеств?
Создавая хорошую карму. Все будет зависеть от его личных заслуг. Что касается голоса учителя, то его можно услышать не только в диалоге с ним. Его голос можно услышать при любом незначительном событии повседневной жизни. «Проповеди можно произносить даже через камни», — писал один Махатма в «Письмах Учителей Мудрости». Голос учителя можно услышать также в отрывках из сакральных и теософских писаний, которые особенно находят отклик в душе учащегося. Поэтому при изучении важных текстов необходимо проявлять особое внимание, и этот факт приводит нас к следующему прибежищу.
Закон
Второе прибежище – это закон, учение и чувство этического долга, как тому учат сакральные писания. Как мы видели выше, через второе прибежище, учение, можно найти первое – учителя.
Где бы мы ни находились на пути, какими бы неофитами мы ни были, у нас есть чувство направления и долга. Это внутреннее чувство сейчас является нашим Учителем с практической точки зрения. Прислушиваясь к своему чувству направления и духовного долга и действуя соответственно, мы улучшаем процесс обучения, а также нашу проницательность и лояльность. Долг каждого учащегося – отвергать ложные учения и спокойно предупреждать других об иллюзиях и иллюзионистах, которые борются с истинными учениями. Они «не ведают, что творят». Они наши братья и сестры. Их разрушительные для самих себя действия в значительной степени подсознательны.
Сообщество
Третье прибежище – это сообщество искателей истины. Это теософская группа или ложа, а зачастую и семья. Как и другие прибежища, сообщество должно приносить нам кармические испытания, неприятные уроки и поводы для разочарований. Оно будет предлагать нам соблазны разрушить наш духовный путь из-за гордости, страха, зависти, недоброжелательности, соперничества и любых других негативных чувств.
Регулярное общение с другими искателями истины является для нас лабораторией по преобразованию самих себя. Это уникальный источник благословений, поскольку стимулирует самостоятельное освобождение от невежества.
Поэтому долг учащегося – не ждать какой-то пользы от этого прибежища. «Заслужи, потом желай», — говорит Елена Петровна Блаватская. Не нужно бороться с другими, потому что враг – собственное накопленное подсознательное невежество или «обитатель порога».
Прогресс придет к учащемуся, как утренняя роса, в тишине, естественным и спонтанным образом. Его долг – бескорыстно стараться помогать обществу. Когда он помогает, ему так или иначе будут помогать.
Джон Гарригес пишет о всевозможных приютах или надёжных гаванях следующее:
«Приют» – это место укрытия, прибежища, обитания, собраний, дискуссий и советов, работы на благо общества. Он может быть, как нора в земле, естественная или искусственная пещера, простая хижина, так и как ряд постоянно используемых и приспосабливаемых сооружений с их естественным окружением, которые в совокупности обеспечивают максимальное согласование для достижения общих целей и задач».
Взаимопомощь – это закон:
«Подобно центру и его ограничивающим пределам, он подразумевает единство, братство и непрерывный поток взаимной активности изнутри вовне и извне вовнутрь, сохраняя взаимосвязь всех единиц и элементов, живых и неодушевленных. Ячейка общества – это такой же приют, как и улей, роща, колония, семья, сообщество, нация – человечество или любая другая иерархия в проявленной жизни. Основная природа, основная потребность, основная самореализация личности могут быть достигнуты и усовершенствованы только с помощью Ложи или приюта».
Ложи, рассматриваемые как сообщества душ, можно найти повсюду в пространстве и времени.
Джон Гарригес продолжает:
«Идея ложи навсегда запечатлелась в самом центре сердца и ума каждого человека, и поэтому встречается среди изгоев и дикарей так же повсеместно, как и среди более высоко цивилизованных народов. Путешественники по Южным морям неизменно находили её среди мириадов островов, где обитают люди, выжившие после гибели Лемурии. Среди древних мутантов, начиная с руин на берегах Титикаки и заканчивая инками, майя, строителями курганов и краснокожими индейцами, принцип существования ложи был первостепенным. Европа на протяжении бесконечных эпох являла собой одну и ту же феодальную твердыню этого фундаментального понятия. Это справедливо и для африканцев, как в джунглях, так и в горячих песках, где деградировавшие аборигены Австралии все еще сохраняют эту племенную связь. В Азии, прародительнице народов, деревенский уклад, слияние личности с семьей, патриархальная система сохранялись на протяжении всех эпох. Даже потрясающие великие города всех времен являются лишь свидетельствами слепого инстинкта коллективной жизни». [1]
Высшим источником такого широко распространенного общественного чувства, по словам Гарригеса, является «могущественная и неприступная ложа Учителей Мудрости».
В теософском движении есть секция или уровень сознания, обладающий здравым смыслом и правильным пониманием своего долга. Это небольшая секция. Она, скорее, очень маленькая. Она принадлежит к своего рода внешнему кругу Лож Учителей.
Если смотреть глубже, то три прибежища, доступные теософам, на самом деле являются дверями, ведущими к одному прибежищу, то есть к вечной мудрости.
Проводя как можно больше времени в присутствии Учителя или Учителей (первое прибежище) и работая каждый день в соответствии с первоначальным учением (второе прибежище), теософы могут сформировать внутреннее сообщество душ (третье прибежище). Эта федерация независимых личностей, сознающим свою ответственных, какой бы маленькой она ни была, может помочь распространить на этой планете активное устремление к всеобщему братству.
Вдохновение и передача информации происходят в основном путем тонкого осмоса. [2] Другими словами, они происходят благодаря невидимой силе примера.
Поверхностные умы не способны глубоко понять реальность. Как это ни удивительно, но факт остается фактом: правильные действия не обязательно должны быть видны во внешнем мире, чтобы оказывать воздействие на человечество.
Каждое правильное действие безмолвно фиксируется единым Законом и становится эффективной частью хорошей кармы человечества. В свое время оно обязательно даст о себе знать. Более того, незаметные и непризнанные добрые дела обычно являются одними из самых эффективных. Вот несколько примеров, которые могут оказаться полезными.
1) Как родители, так и их заботливые действия остаются невидимыми и непризнанными детьми до тех пор, пока у них не появится необходимая проницательность.
2) О высших результатах благой работы теософской ложи умалчивается. Их нелегко описать словами, и на фотографиях их никогда не увидишь.
3) Почти вся работа Учителей ради человечества, включая их постоянных учеников, учеников-мирян и кандидатов на ученичество среди мирян, сегодня, как и долгое время, абсолютно не видна и не понята с точки зрения внешнего проявления.
И это вовсе не проблема, потому что безмолвие – это хорошо.
Более высокие уровни истины можно постичь только на вечной территории безграничного безмолвия.
(ККA)
Сноски:
[1] Из статьи «Ложи теософов», опубликованной в журнале «Теософия», Лос-Анджелес, июнь 1933 г., стр. 374.
[2] Читайте Процесс оккультного осмоса
000