Любое истинное учение сохраняет независимость обучающегося

 

«Учить – не значит передавать знания, но создать возможности для собственного созидания или процесса построения».

Пауло Фрейре

 

Читатели часто пишут редакторам наших сайтов и задают один или два важных вопроса.

 

Они хотят знать, как лучше изучать теософию. Они хотят знать, в какой последовательности читать тексты, посвящённые эзотерической философии. Не все из них довольны следующим ответом: при изучении первоначальных учений теософии самостоятельность так же важна, как и взаимопомощь. Мудрости можно достичь только благодаря индивидуально принятому решению. Испанский поэт Антонио Мачадо объяснил это в стихотворении так:

 

«Нет пути, о, путник; путь прокладывается по мере твоего продвижения». [1]

 

На самом деле, ни одна учебная программа не может быть эффективной для всех обучающихся, и любые курсы по теософии должны это учитывать. Путь и обучение строятся «по мере продвижения» и должны разворачиваться шаг за шагом. Во внутренних измерениях путь к вселенской мудрости всегда один и тот же. Во внешнем мире каждый обучающийся должен сам прокладывать свой путь в поиске знаний. В «Голосе безмолвия» мы находим такое предупреждение:

 

«Будь готов, ибо дальнейший путь ты должен совершить один. Учитель может лишь указывать тебе дорогу. Ведь для всех путь – один, но средства к достижению конечной цели разнятся для всех, идущих по пути». [2]

 

Поэтому невозможно сказать людям, что именно они должны читать или как они должны учиться. Педагогическая задача первоначальной теософии состоит в том, чтобы предлагать элементы информации, чтобы каждый обучающийся мог выработать свой собственный путь и метод обучения.

 

В то время как многочисленные секты и церкви насаждают слепую веру, путь философии указывает верное направление. Великие мудрецы всех народов учили и учат тому, что необходимо самостоятельно понимать жизнь. Поиск истины должен исходить из сердца каждого. Бразильский мыслитель Пауло Фрейре (1921–1997) так определял философский метод обучения:

 

«Учить — значит не передавать знания, а создавать возможности для собственного созидания или процесса построения». [3]

 

И Фрейре добавлял:

 

«Уважение к достоинству и самоопределению каждого человека является этическим императивом, а не чем-то, что мы можем сделать для людей по своему желанию». [4]

 

Взаимопомощь имеет основополагающее значение; в то же время каждый должен уметь думать самостоятельно. Вот почему одним из девизов наших сайтов является «братская независимость». В мире истинной теософии нет места духовенству, священникам, церемониалам или гуру и учителям, которые думают и решают за своих учеников, превращая их в человеческих овец.

 

Теософия показывает обманчивую природу «посредника». Поиск философских знаний должен быть индивидуальным, потому что кармическая ответственность перед жизнью принадлежит каждому из нас и не может быть передана какому-либо лидеру или организации. Хотя теософское стремление является альтруистическим, принятие решений и ответственность должны быть в основном индивидуальными.

 

Изучение теософской философии способствует расширению сознания, которого нельзя достичь верой во внешних спасителей.

 

Правильная точка зрения, с которой можно смотреть на учения, формируется постепенно. Эффективное намерение приходит вместе с проницательностью. Способность отличать истинное от ложного вырабатывается благодаря практике «постоянных попыток делать всё возможное и учиться на основе наблюдения за результатами».

 

Заходя на ниши сайты, обучающемуся следует внимательно прочесть все, что привлекает его внимание. Правильно понаблюдать, какие тексты и авторы вызывают у него чувство внутреннего сродства. Решения о направлениях обучения и исследовательской деятельности должны приниматься на основе критерия сродства.

 

Чтобы информация стала знанием, её надо проверять и подтверждать на опыте. Умственная лень – одно из препятствий, которое необходимо преодолеть, но существует также эмоциональная лень. Необходимо установить творческую связь между чтением и повседневной жизнью, и это происходит мало-помалу. Таким образом, индивид начинает видеть перед собой открытый путь к самопознанию, дисциплине и освобождению.

 

Изучая теософию, я должен спрашивать себя, как она меняет мою жизнь к лучшему. Ответ не всегда будет очевидным, потому что этот прогресс подобен гомеопатии и поначалу почти незаметен.

 

Теософия учит нас жить с мудростью, но пробуждение происходит медленно. Эфективные формы прогресса вводят в заблуждение. Полезно записывать в дневник или записную книжку свои идеи и наблюдения относительно пройденного пути и своих усилий с указанием даты каждого размышления. Со временем у обучающегося появится задокументированная запись реального процесса обучения, который не производит большого впечатления, но исцеляет и освобождает.

 

Стоит регулярно проверять, какие принципы и заповеди уже известны и применяются на практике, а какие поняты, но пока не могут применяться. Внутреннее обучение происходит безмолвно, трудности же и препятствия зачастую легче заметить, чем стабильный прогресс.

 

Необходимо изучить значение фразы «применить что-то на практике». Всё реальное не обязательно является физическим. Несмотря на внешнее сходство, спокойное изучение всеобщих законов — это очень практичное действие. Философское мышление необходимо практиковать каждый день, потому что оно открывает новые, более широкие области восприятия и мозговой деятельности. Оно позволяет человеку прислушаться к своей бессмертной душе, чей безмолвный голос не нуждается в словах.

 

Поэтому обучающемуся следует избегать готовых подходов к изучению теософии. Какие книги и статьи пробуждают в нём лучшее? Может быть, это буддийская «Дхаммапада», или, возможно, «Афоризмы йоги» Патанджали, короткие статьи Е. П. Блаватской, Роберта Кросби, Джона Гарригеса и Уильяма К. Джаджа. Его сознание может расшириться благодаря чтению статей о нынешнем планетарном переходе или об истории теософского движения.

 

Независимая ложа теософов считает эти и другие направления исследований важными. Все они необходимы. Обучающийся должен составить свой список приоритетов, чтобы найти свой собственный путь поиска истины в классической теософии.

 

Эзотерическая философия в общих чертах указывает путь к знаниям. Она даёт нам ключ, открывающий дверь к мудрости. Она позволяет ученику встать на точку зрения, с которой он может лучше понять философии и предания различных народов, древних и современных.

 

Решающим фактором является братское отношение к независимости. Каждый должен быть своим собственным учителем и учеником. Обучение и познание — это неразделимые действия, которые сочетают в себе самоопределение, единение и взаимное уважение. Однако критическое осмысление идей — это право и обязанность каждого. Теософское движение — это сообщество познающих людей. Самый мудрый исследователь сможет чему-то научиться у самого неопытного, и каждый обучающийся может научить других чему-то ценному. Каким бы обширным ни был объём знаний, нужно задать себе следующий вопрос:

 

«Что для меня важнее: то, что, как мне кажется, я знаю, или то, чего я ещё не знаю, но могу узнать?»

 

Теософия протекает более легко для тех, кто решает учиться на каждом этапе жизни и делиться с другими результатами своих усилий.

 

Сноски:

 

[1] По-испански: «У пешехода нет пути, он сам прокладывает себе путь».

 

[2] См. второй абзац фрагмента III, или части III, в книге «Голос Безмолвия» Елены Петровны Блаватской.

 

[3] «Педагогика свободы», Пауло Фрейре, изд. Paz e Terra, Бразилия, девятое издание, 1998, карманное издание, 165 стр., см. стр. 52.

 

[4] «Педагогика свободы», Пауло Фрейре, стр. 66.

 

000