Основательница теософского движения не так уж далеко, как некоторые могут думать

00000000000000000000000000000000000000000000000

Редакционное примечание:

Следующая статья была впервые анонимно опубликована в журнале «Теософия» в мае 1922 года, стр. 197-198. Анализ ее содержания и стиля указывает на то, что она была написана Джоном Гарригес. Первоначальное название статьи: «Не так уж далеко, как некоторые могут думать». Мы добавили вступительную цитату. (Карлос Кардосо Авелине)

00000000000000000000000000000000000000000000000000000

«Произнося премудрые речи, ты скорбишь о том, что не достойно скорби. Мудрец не скорбит ни о живых, ни о мертвых. Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари, и в будущем мы никогда не прекратим существование. Как в этом теле воплощенная душа переходит из детства в юность, из юности в старость, так она переходит и в другое тело. Мудреца это не вводит в заблуждение… У несуществующего нет бытия, у существующего нет небытия. Такое знание открыто для видящих истину».

Из второй главы «Бхагавад Гиты», стихи 11-13, 16.

 

Когда казалось, что Е.П. Блаватская и У.К. Джадж умирают, как умирают короли, как умирают нищие или увядают цветы, изучающие теософию в тысячный раз повторяли часто звучащие слова из второй главы «Бхагавад Гиты». Но говорят так: до тех пор, пока не будет понят истинный смысл учения, каким бы вечным оно ни было, для того, кто его произносит, оно будет не более чем «песней, в которой мало смысла, хотя слова и сильны».

Кто на самом деле видел «смерть» Учителей в то смысле, как они понимают смерть? Да, это было тело, такое же мертвое, как и любое другое. «Получай свою награду, о, лану, встретимся снова», — говорили некоторые; для них Учитель действительно был мертв.

Однако часто тело Е.П.Б. совсем вытягивалось во сне. Где же тогда была настоящая Е.П.Б.? « Я, то есть мое тело, буду спокойно спать в постели, и неважно, даже если телу придется дожидаться моего возвращения в уже пробужденном состоянии; оно окажется в положении невинного идиота. И неудивительно, ведь в нем в тот момент не будет присутствовать Божественный свет, улетевший к тебе; затем он прилетит обратно, и храм вновь озарится присутствием Божества» – писала она из Америки своей сестре, имея в виду вполне осознанное посещение далекой Россию, в то время как мадам Блаватская спокойно спала. В другой раз она писала: «Мои ночи – мои манвантары». Мы не соединили мостом смерть и сон, для Них же это не пропасть.

8 мая [1891 года] тело снова успокоилось, но не во сне, а в последний раз. Где была Е.П.Б.? Где была могущественная мудрость, глубокий ум, подлинная живая тайная доктрина? Где была безграничная любовь ко всему человечеству?

Угасшей ли, не осознающей, уютно ли устроившейся в каком-то звуконепроницаемом раю, куда не проникают крики из этого ада, который люди называют землей? Удерживаемой ли в какой-то далекой локе, чтобы встретиться вновь только после того, как тысячи лет пройдут своим утомительным чередом? Для тех, кто всегда стремится стать главой того или иного предприятия и кто не ищет «сердца» и не чувствует «сердцем», это вполне может быть так.

Вот один из множества советов, написанных «источником» всех наших знаний и всей нашей силы для выполнения этой работы:

«Если кто–то благодаря такому изучению приобрел способности (йогина), то он не может долго оставаться в этом мире, не утратив большей части своих способностей, и притом более высокой и благородной части. Так что, если кто-то из таких людей в течение многих лет подряд трудится среди людей не ради денег или славы, то следует знать, что он жертвует собой ради блага своих собратьев. И кажется, что в один прекрасный день такие люди внезапно умирают, и от их предполагаемых останков избавляются; но, возможно, они еще живы. «Внешность обманчива», — гласит пословица».  [1]

Тысячи людей могут жить вполне комфортно, даже радостно, обладая теософией как умственной собственностью, но ее ежечасное и ежедневное применение (или распространение в соответствии с принципами, установленными теми, кто ее создал, сохранил и возродил) означает следование по пути, на который никто не хочет или не может вступить или следовать по нему, кроме этих Друзей и Учителей «прошлого и будущего».

Серьёзный ученик должен чувствовать и знать этих великих существ, которые не умерли и не находятся в где-то далеко в уединённом месте, но всегда рядом и всегда могущественны, как некая магическая непреодолимая сила, как могучая стремительная река. Так как он полностью доверяет им и трудится, изучая, применяя и распространяя учение, которое они написали для него, он неизбежно должен прийти к полному его пониманию.

 

Примечание:

[1] «Ответы на вопросы относительно йога-видьи» Е. П. Блаватская, «Theosophist», Vol. II, № 5, February, 1881, pp. 103-104 (первая публикация)

 

000