Путь к мудрости зависит от правильного использования личной энергии
В теософии необходимы проницательность и тщательное изучение фактов
000000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание:
Следующая статья была впервые опубликована в журнале “Theosophy”, Лос-Анджелес, за декабрь 1927 года, стр. 63-64. Ее первоначальное название: «Порок современности». Анализ её содержания и стиля показывает, что она была написана мистером Гарригесом. (ККA)
00000000000000000000000000000000000000000
«Ты видишь в другом человеке то, что у тебя на сердце».
Ни один порок не иллюстрирует этот древний афоризм лучше, чем лицемерие. Ни один порок не вызывает большего презрения, но и не является таким распространённым. Без его всепроникающего присутствия структура цивилизации распалась бы. Не преувеличиваем ли мы? Пусть любой человек сам представит себе последствия одного дня, когда он мог бы действовать именно так, как сам чувствует!
Ни одна философия не является более враждебной этому всеобщему пороку, чем теософия, и все же ни один человек не подвергается большему искушению потворствовать ему, чем представитель теософии. Его характер, то есть его карма, является неотъемлемой частью расовой и национальной кармы. Сознательный и бессознательный обман в его душе является обманом человеческой расы. Но в изучении и понимании высокой и благородной философии кроется едва уловимая ловушка, а именно, такие занятия стимулируют в человеке чувство собственного достоинства, основанное на самой этой способности понимать и разбираться в этой философии. Альтруизм зачастую является ещё одним названием духовного потакания своим желаниям. Слишком частые размышления о высокой философии приводят к забвению того, что размышления – это всего лишь размышления. В этом случае растение чувства собственного достоинства, произрастающее из тины человеческой натуры, незаметно превращается в росток лицемерия, несоразмерный нормальной пропорции.
Став интеллектуальными теософами, мы наслаждаемся пьянящим вином презрения к тем, кто не выбрал путь теософов, теоретической или какой-либо другой.
При некотором знании кармы наши чувства к тем, кто ее не понимает, превращаются вместо безличного сострадания в презрительную насмешку – самодовольное удивление очевидной глупостью рода человеческого. Человеку вполне по силам перестать думать о своих недостатках и со временем загипнотизировать себя верой в то, что они все преодолены.
Гораздо лучше признать свои собственные недостатки, даже такие, как лицемерие, чем стать лицемерным как по отношению к самому себе, так и по отношению к внешнему миру. Осознание своего недостатка через страдание и связанного с ним относительного смирения, откроет брешь, через которую свет духа сможет проникнуть в низшую природу. Пороки невозможно искоренить одним волевым актом, так как иногда они проникают в каждую клеточку этой природы. С другой стороны, все силы духовны, хотя и способны постоянно сами преобразовываться.
Таким образом, вся проблема решается с помощью мудрого распределения и употребления личных сил. Энергия, направленная на духовное и альтруистическое употребление, является энергией, выкаченной из областей низшего «я» личности, и наоборот. Если энергия личности будет полностью направлена на духовное употребление, то утечка в мир низшего «я» прекратится.
Безусловно, бывают времена, когда низшая природа, наделенная по нашей собственной глупости энергичной и пагубной жизнью, осознает опасность голодной смерти и переходит в наступление ненасытного существа. В таких случаях на какое-то время может потребоваться максимальная сила воли, направленная на подавление низшей природы. Но в целом, собственное преобразование зависит от конструктивной работы в противоположном направлении. Есть много людей, которые после многих лет или целой жизни борьбы со своим низшим «я» решили больше не концентрироваться на этом «я», а полностью забыть о «я», погрузившись в служение, не обращая внимания на победы или поражения личности. И это лучший путь.
000