Как зарождение этики ведет к проницательности
Написанная мисс Мейбл Коллинз книга «Свет на пути», с комментариями, сделанными в некоторых случаях одним из посвященных, является одной из величайших среди теософских классических сочинений.
Правила и аксиомы, изложенные в этой небольшой книге, с незапамятных времен изучались теми, кто пытается жить в соответствии с эзотерической мудростью Востока. С другой стороны, в книге содержится ряд комментариев, написанных мисс Коллинз и распространяющих ложные идеи. Эти отрывки представляют собой реальное испытание проницательности для читателей. Они проистекают из причин, которые теперь можно легко исследовать.
Из-за испытаний, с которыми столкнулись теософы в 19 веке, Мэйбл Коллинз вскоре после публикации книги «Свет на пути» утратила свои представления об этике и здравом смысле. Ошибки, которые она тогда совершила из-за неуважения к истине, уже присутствовали в виде семян на абстрактном плане в ее подходе к закону кармы и ее взгляде на теософскую философию, как можно видеть из ее комментариев к правилам книги «Свет на пути». и в её заключительном очерке «Карма».
Тот факт, что все материалы книги были опубликованы при жизни Елены Петровны Блаватской, не гарантирует отсутствия ошибок. В эзотеризме нет такого понятия как «непогрешимость». Все, что касается человека, должно постоянно совершенствоваться.
Как редактор, Е.П. Блаватская была чрезвычайно терпима и допускала ошибки, проявляя меньшую строгость, чем следовало бы. Незадолго до своей смерти Е.П. Блаватская получала письма с предупреждениями от своего Учителя и подвергала себя резкой критики в переписке с друзьями. В 1889 и 1890 годах Е.П.Б. осознала, что недооценивала недостаток нравственных качеств и любви к дисциплине у большинства своих учеников. Она была слишком оптимистична в отношении пробуждения мудрости в человеческой душе.
С тех пор Е.П.Б. начала обращать больше внимания на нравственный аспект своего учения и уделяла особое внимание вопросу дисциплины. 26 апреля 1890 года она писала в своем третьем послании к американским теософам: «То, что я говорила в прошлом году, остается верным и сегодня, а именно, что этика теософии важнее любого обнародования психических законов и явлений. Последние относятся исключительно к материальной и эфемерной части семеричного человека, в то время как этика проникает в реального человека (перевоплощающееся эго) и овладевает им».
Ошибки Мэйбл Коллинз в книге «Свет на пути»
Книга «Свет на пути» была впервые опубликована в 1885 году, примерно за пять лет до «педагогической самокритики» Е.П. Блаватской.
Изучение книги показывает, что Мэйбл Коллинз не рассматривала этику как решающий фактор теософии. Некоторые из ее самых серьезных ошибок содержатся в заключительном очерке, озаглавленном «Карма».
Иллюзия, согласно которой бессмертные мудрецы находятся «над» законом кармы или «вне» его, является ловушкой и открывает дверь духовному фиаско.
Учителя и посвященные – это служители, которые знают этот закон, живут им и служат примером для подражания. Во вселенной нет ничего, что выходило бы за рамки этого закона, и никогда не было. Любое отклонение должно компенсироваться. Любая ошибка должна быть исправлена. Единый закон регулирует все, что происходит в периоды проявления вселенной, то есть манвантары. Тот же закон регулирует каждый аспект периодов космического покоя, то есть пралайи. Поэтому ни одна неудача не бывает окончательной.
При каждой неудаче нужно предпринимать новые попытки, пока мало-помалу не наступит победа. С теософской точки зрения, к познанию своей души индивидуум приходит за множество воплощений. В отличие от суеверных религий, в теософии нет ничего похожего на «вечное осуждение».
Страх перед неудачей сам по себе является препятствием, так как он парализует искателя истины. Уверенность – это добродетель, когда не забывают об осторожности и благоразумии. Два самых важных фактора для пилигрима – это благородная цель и мужество неустанно стараться изо всех сил. Неудачи указывают на ошибки, которые необходимо исправить в будущем. Вклад Мэйбл Коллинз в дело теософии сохранится, в то время как ей надо будет преодолеть личное фиаско, на смену которого придёт мудрость.
Неудачи многих последователей первых лет теософского движения (в 19 веке) следует рассматривать, по крайней мере, с двух основных точек зрения. Одна из них раскрывает ошибки, допущенные кандидатами на ученичество. Изучающие теософию в 21 веке должны избегать иллюзий, которые привели к их поражению. Другая точка зрения предлагает нам оценить метод, используемый в обучении. Как мы упоминали выше, ограниченность педагогической практики Е.П.Б. как учителя заставили ее подвергнуть себя резкой критике. Это произошло через год после кризиса Мэйбл Коллинз в отношении теософского движения. В то время Е.П. Блаватской пришлось столкнуться с фиаско нескольких других ее коллег и учеников.
Учитель, который слишком многого ожидает от своих учеников, может привести их к неудаче.
Обучение должно проходить в таком ритме и таким образом, чтобы максимально снизить опасность полного провала ученика. Во время первых усилий может сложиться такая историческая ситуация, при которой исключительная строгость неизбежна. С течением времени педагог может лучше просчитывать последствия своих действий в отношении учеников. Ожидания становятся более реалистичными, и обучение происходит медленнее. При обучении предпочтение отдается усвоению нравственных законов на основе стабильной практики, неотделимой от непосредственного понимания абстрактных универсальных законов и их динамики в повседневной жизни.
В 21 веке эзотерическое движение должно извлечь уроки из самокритики Е.П.Б. и адаптировать свой взгляд на ученичество. То, что кажется простым, может быть сложным. Темы, которые излишне сложны, часто становятся поверхностными. Нужно подходить к теософии просто, учитывая практические аспекты, хотя сложность такого подхода остается незаметной в обычных условиях.
Ученичество всегда осуществлялось неявным образом, и попытка «организовать» его слишком детализированными способами с помощью земных и институциональных структур спровоцировала бы проблемы, которые трудно решать на нынешнем этапе эволюции человека.
«Свет на пути» и «Голос безмолвия»
В первом абзаце предисловия к «Голосу безмолвия» Е.П. Блаватская пишет следующее:
«Нижеследующие страницы взяты из «Книги золотых правил поведения», одной из книг, которую на Востоке вручают изучающим мистицизм. Знание этих книг является обязательным в этой школе, учения которой признаны многими теософами. Поэтому, поскольку я знаю многие из этих правил наизусть, работа по переводу была для меня относительно легкой задачей».
Основным источником книги Мэйбл Коллинз «Свет на пути» является все та же «Книга золотых правил поведения», с которой широкая публика не была знакома. Сходство между учениями книг «Свет на пути» и «Голос безмолвия» огромно. В первых строках «Света на пути» мы находим следующие аксиомы:
«Прежде чем глаза смогут видеть, они должны быть неспособны к слезам. Прежде чем ухо сможет слышать, оно должно потерять свою чувствительность. Прежде чем голос сможет говорить в присутствии Учителей, он должен потерять способность ранить. Прежде чем душа сможет предстать перед Учителями, ее ноги должны быть омыты кровью сердца».
И в первых абзацах «Голоса безмолвия» мы находим следующие слова:
«Прежде чем душа сможет видеть, должна быть достигнута внутренняя гармония, и плотские глаза должны стать слепыми ко всем иллюзиям. Прежде чем душа обретет способность слышать, образ (человек) должен стать одинаково глухим, как к шуму, так и к шепоту, как к крикам ревущих слонов, так и к ясному жужжанию золотого светлячка. Прежде чем душа сможет постигнуть и вспомнить, она должна соединиться с Безмолвным собеседником…»
Сходство не случайно. В статье, включенной в «Собрание сочинений», сама Е.П. Блаватская говорит, что часть афоризмов книги «Свет на пути» взяты из того же источника, что и афоризмы книги «Голос безмолвия». Она пишет, что такие аксиомы, как «Прежде чем голос сможет говорить в присутствии Учителей, он должен потерять способность ранить» и другие изречения, «так же стары, как «Книга золотых правил», из которой они воссияли (…) в «Свете на пути».
Хотя у этих двух сочинений много общего, между ними есть ряд существенных различий.
«Свет на пути» – это результат сотрудничества высшего посвященного-грека с человеком из западной страны. Его язык легче понять читателям на Западе. «Голос безмолвия» был написан ученицей, прошедшей посвящение, и гораздо более продвинутой, чем Мэйбл Коллинз. «Голос безмолвия» – это вполне восточное произведение, и оно более сложное для читателя. В нем Елена Петровна Блаватская уделяет меньше внимания специфическим психологическим сложностям, которые кажутся столь важными для западной души.
Урок, содержащийся в «ловушках»
Е. П. Блаватская упомянула об ошибках, допущенных М. Коллинз, в письме, опубликованном в 1889 году. Она писала, что «блеск этой бесценной жемчужинки, «Света на пути», отныне потускнел из-за огромного черного пятна, которое ничто не может смыть» [1].
В том же году, в личном письме теософу по имени Джон Рэнсом Бридж, Е.П.Б. назвала «коварным» и «опасным» правило номер 20 этой книги.[2] Она добавила, что только «основная часть» книги была продиктована истинным адептом, а остальное было «добавлено из внутреннего сознания мисс Мейбл Коллинз».
В других случаях Е.П.Б. сообщала, что этот адепт не был ни Учителем [3], ни Махатмой.[4] Есть публичные свидетельства того, что в 19 веке он носил имя Илларион [5], что также пишется как Иларион, и что он был греком.[6]
Правило I-20 из книги «Свет на пути»
В книге «Свет на пути» есть два «правила номер 20»; одно относится к первой серии правил, другое же – ко второй. ЕПБ не уточняет, на какую часть книги она ссылается. Правило 20 во второй серии содержит только одно предложение. Его идея не кажется сомнительной с этической точки зрения, и М. Коллинз не комментирует ее. Мы должны сделать вывод, что Е.П.Б. подвергла сомнению правило 20 первой серии, которое является длинным, сложным и было прокомментировано М. Коллинз.
Е.П.Б. добавила, что правило 20 содержит «оккультный яд» и «тесно связано с тантрической черной магией». Однако найти «яд» в правиле I-20 не так-то просто. Упомянув эту безобидную часть книги, Е.П.Б., возможно, хотела сказать своему корреспонденту, что в книге есть серьезные оккультные проблемы, не раскрывая их конкретно и не останавливаясь на них подробно.
Вероятно, это связано с тем, что в тех случаях, когда Е.П.Б. не могла говорить открыто, она часто писала загадочными предложениями, как в данном случае. Таким образом, она вызывала определенное недоумение, которое могло побудить людей вести расследование в правильном направлении и самостоятельно выявлять факты.
Критический анализ правила I-20 показывает, что из его текста недостаточно ясно следует тот факт, что необходимо полное отречение от своего низшего «я». Однако это незначительная ошибка, если рассматривать книгу в целом.
В правиле I-20 книги «Свет на пути» можно счесть опасным одно предложение. Что касается пути, то в нем говорится: «Ищи его, испытывая всё на собственном опыте».
Однако истинный смысл аксиомы таков: «Ищи [путь], рассматривая каждый свой жизненный опыт как испытание». И эта идея верна.
Следует также рассмотреть следующий вопрос: «Какой «опыт» должен принять пилигрим и пройти через него в своей жизни?»
Это будет зависеть от его главных жизненных целей и эмоционального состояния. Каждый пилигрим, посвятивший себя благородному делу, вскоре осознает, что внутреннее очищение неизбежно.
Правило I-20 содержит предупреждения о необходимости вести чистый образ жизни. Различные идеи, содержащиеся в правиле и комментариях к нему, полезны и глубоки. Однако, читая эти строки, Е.П.Б., возможно, заметила смятение в душе Мэйбл Коллинз, которая их записала. Этот фрагмент книги не обязательно произведет ядовитое впечатление на всех читателей. Каждый должен подойти к нему самостоятельно и принять во внимание различные связанные с ним факторы.
Несмотря на то, что в книге можно увидеть ряд этических ошибок, которые должны быть раскрыты публично, Е.П.Б. неоднократно признавала огромную ценность этого сочинения. «Свет на пути» – это классическое сочинение, которое должно быть в библиотеке каждого изучающего эзотерическую философию, включая новичков и опытных учеников. Недостатки книги иллюстрируют необходимость избегать слепой веры – искатель истины должен думать самостоятельно. Несмотря на то, что Мэйбл Коллинз сотрудничала с адептом, в ее жизни не было прочного фундамента. Ее поражение в качестве ученицы свидетельствует о необходимости постоянно проверять твердость (или что-то еще) почвы, по которой мы ходим. Только альтруизм стабилен. Эффективный прогресс на пути к мудрости должен быть достигнут благодаря нашим собственным заслугам, в то время как мы работаем с чувством безусловной любви к истине и в тесном сотрудничестве с другими людьми, стремящимися к добру. Жизнь подчиняется закону симметрии и справедливости. Помогая тем, кто, возможно, знает меньше, пилигрим начинает получать помощь – возможно, невидимую – от тех, кто знает больше него.
Разум беспристрастен
В примечании к пункту 10 второй серии правил книги «Свет на пути» представлена идея, заслуживающая особого внимания:
«Разум беспристрастен; ни один человек вам не враг, ни один человек вам не друг. Все люди одинаково ваши учителя».
Эту аксиому необходимо правильно понимать, когда человек упорствует в духовных усилиях, чтобы избежать наивных представлений о процессе взаимопомощи среди товарищей или об отношениях в семье.
Сообщество исследователей должно установить как можно более устойчивую гармонию и тесное сотрудничество, насколько это позволяет карма. Та же задача стоит и перед миром семейных отношений. Жизнь течет в соответствии с законом симметрии. С каждым шагом на пути к святости ученик должен отдаляться еще на один шаг от мира личных интересов. Его решимость искать лучшее будет подвергнута некоторым болезненным и неожиданным испытаниям. Это является результатом действия безличностных сил, которые борются с божественным миром.
Хотя поиск ученичества среди мирян является лишь предварительной подготовкой к более продвинутому обучению, он содержит в себе, в небольших масштабах, основные элементы будущего. Отсюда решающее значение размышлений об ученичестве при изучении теософии.
Закон симметрии является законом кармы и регулирует ученичество. Письма Махатм показывают, что восточные эзотерические мудрецы сознательно используют антидуховные энергии, чтобы избежать преждевременного или неустойчивого прогресса своих учеников. В Письме 30 один Учитель пишет, что некоторые «дугпа» (маги, выступающие против эволюции и нравственности) получают «карт-бланш» от магов добра и альтруизма на суровые испытания «чела» или учеников божественной мудрости.
Это происходит, пишет Учитель, в течение некоторого времени и «с единственной целью выявить всю внутреннюю природу ученика, большинство укромных уголков которой навсегда остались бы темными и сокрытыми, если бы не была предоставлена возможность проверить каждый из этих уголков по очереди». И Махатма добавляет: «Выиграет чела приз или проиграет – зависит исключительно от него самого» [7].
Нет никаких специальных предупреждений о возможных испытаниях и ловушках, возникающих на пути. Они проявляются неожиданным образом, часто в глубоко личных отношениях учащегося, и когда внутреннее родство наиболее велико. Они проявляются через семью и во взаимодействии с товарищами по духовному пути. История теософского движения дает нам бесчисленные примеры такого явления.
Поэтому каждый учащийся должен помнить, что высший разум беспристрастен; никто не является его другом в общепринятом смысле этого слова, и никто не является его врагом. Каждый является его учителем.
Сноски:
[1] Смотрите письмо в журнал «Лайт», датированное июнем 1889 года и воспроизведенное на стр. 284-286 тома XI «Собрания сочинений Е.П.Б.». Цитируемое предложение находится на стр. 286.
[2] Письмо опубликовано в журнале «Теософский форум» (Общество Пасадена-Пойнт-Лома), октябрь 1944 г., стр. 469-474. Смотрите, в частности, верхнюю часть страницы 472. Подробнее о духовной и этической несостоятельности Мэйбл Коллинз можно прочитать в главе 11, часть 6, книги Сильвии Крэнстон «Е.П.Б.». Роман Мэйбл Коллинз «Цветок и плод» – это история духовного краха. В ее книге «Идиллия белого лотоса» рассказывается об очередном поражении и предательстве. В 21 веке язык неудач не нужен. Строгость должна компенсироваться чувством уверенности. Пилигрима защищает уверенность в долгосрочной победе.
[3] Смотрите статью «Всем теософам эзотерической секции Теософского общества и ее врагам», в «Собрании сочинений Е.П. Блаватской», TPH, том II, XI, особенно стр. 314-315.
[4] «Собрание сочинений», том XI. Смотрите верхнюю часть стр. 285.
[5] «Собрание сочинений», том XI, стр. 320. Этот адепт также писал мистические истории в сотрудничестве с Е.П.Б., о чем говорится в «Письмах Учителей Мудрости», Первая серия, Письмо 20. Слово «адепт», используемое в теософии для обозначения посвященных и высших посвященных, буквально означает «тот, кто знает».
[6] «Собрание сочинений», том XI, стр. 285.
[7] «Письма Махатм», издание TUP, Пасадена, Калифорния, Письмо 30, первые строки на стр. 232.
000