Как продвигаться прямо к цели
00000000000000000000000000000000000000000000
Примечание редакции:
Следующая статья была опубликована в декабрьском номере журнала «Теософия» за 1926 год, стр. 84-86, без указания автора. Анализ содержания и стиля указывает на то, что она написана Джоном Гарригесом. Оригинальное название – «Обдуманное действие». (ККА)
00000000000000000000000000000000000000000000000000
Если человек вдумчив и искренен, он отвечает на вызов теософии решимостью занять свое место ответственного существа, стремясь применять ее учение в своей собственной жизни. Или, выражаясь иначе, одновременно с осознанием того, что его парусное судно дрейфует по течению, он инстинктивно хватается за весла и пытается управлять курсом судна.
Обычный человек – жертва обстоятельств, марионетка в руках следствий причин, которые он сам создал и над которыми в настоящее время не имеет никакой власти. Его реакции на внешние раздражители поддаются расчету почти с такой же точностью, как и результаты химических соединений: малейшее замечание разжигает в нем гнев с такой же неизбежностью, с какой его тщеславие страдает от неразумной похвалы.
По мере того, как он осознает, что его истинная природа отличается от того, чем обычно пренебрегают или что восхваляют, и выше этого, он начинает лучше владеть своими реакциями. Пока он не будет владеть ими и не перестанет зависеть от обстоятельств, с его стороны глупо стремиться к другим способностям. Бомба в руках ребенка так же потенциально опасна, как и в руках злобного преступника. Видя вокруг себя разрушительные последствия отсутствия такого владения, пусть человек радуется тому, что до тех пор, пока он не выйдет за пределы реакций гнева, зависти и ненависти, его оружие не такое опасное и радиус его собственных действий ограничен.
Ради безопасности мира не только от беспринципных и склонных к насилию людей следует скрывать секреты оккультизма; безответственные люди в такой же степени не заслуживают того, чтобы им доверили знание, обладающее силой. Осознавая, что каждое случайное слово или действие потенциально чревато далеко идущими последствиями, катастрофическими или благотворными, оккультист не смеет не обращать пристального внимания на свои действия. Если человек, стремящийся к оккультизму, не выходит за рамки таких неосторожных действий, как неверная адресация письма или забывчивость о каком-то поручении, ему не нужно больше искать объяснений своего рутинного существования.
Ошибки в суждениях можно отнести к нашей стадии развития, и способность безошибочного различения зависит от опыта и пробуждения интуиции, но оплошность – это ребяческое оправдание, признание того, что наш ум был занят сбором информации, вместо того чтобы строго придерживаться поставленной задачи.
Правда, чувство ответственности в большей степени связано с обдуманными действиями, нежели с импульсивными действиями. Тот же, кто действует сознательно, руководствуясь эгоистическими мотивами, навлекает на себя неизбежную катастрофу, поскольку противостоит непреодолимой центростремительной силе восходящей дуги эволюционного цикла. Но необдуманные действия также вредны и для того, кто хотел бы сотрудничать с природой, чьи движения всегда целеустремленны и ритмичны. Точно так же, как существует надлежащее время для солнцестояния и равноденствия, существует надлежащее время для выполнения каждого действия и долга.
Как природа никогда не торопится и не мешкает, так и человек обдуманных действий не испытывает беспокойства от того, что работает под давлением; он также неоправданно не откладывает необходимые действия, для которых всегда есть время. Необходимые действия можно отличать от назойливой массы возможных действий, если перестать задаваться вопросом, какие из них являются его собственным долгом, а не долгом другого человека, и какие необходимо выполнять для других душ и для его собственной души. Всё время и все силы, потраченные, например, на потакание физического тела сверх его фактических потребностей при эксплуатации в качестве подходящего инструмента для души, представляют собой бесполезное растрачивание энергии.
Но какое бы действие человек ни счел необходимым для себя, оно стоит времени и усилий, необходимых для его тщательного исполнения. Можно полагаться только на осознанного человека, который в часы бодрствования постоянно и уверенно управляет своими инструментами действий – всегда точен и бдителен. Надежность – это не впечатляющее качество, это прочный фундамент, отсутствие которого не могут компенсировать никакие украшения на надстройке. Мечтатель или медиум не способен на это. Развитие этого качества требует неослабевающей бдительности, скрупулезного внимания к текущим задачам. Надежность означает жить настоящим, быть бдительным и сосредоточенным здесь и сейчас, не мешкая выполнять свои задачи, мечтая о прекрасном будущем.
Надежный человек сдержит обещание любой ценой, но там, где речь не идет о каких-либо обещаниях, обдуманные действия не требуют строгого соблюдения плана, не считаясь с изменившимися обстоятельствами. Глупо игнорировать новые факторы, возникающие после принятия решения, что свидетельствует об отсутствии способности к адаптации. Мудрость позволяет нам экономить энергию, используя любое неожиданное течение, при условии, что оно не уводит нас в сторону от намеченного курса. Нам нужно только отмечать обстоятельства, момент за моментом, и в их свете действовать в соответствии с нашей лучшей рассудительностью.
Одним из самых действенных инструментов нашей деятельности является сила слова с ее неизмеримыми возможностями приносить как благо, так и горе. Нельзя не учитывать вред сплетен. Любой, кто искренне стремится применять принципы теософии, выходит за пределы желания причинить вред кому-либо из ближних и, конечно, за пределы применения этого самого низменного оружия. Но слишком часто люди не осознают необходимости обуздывать свой язык, кроме как воздерживаться от злословия. Мы часто не осознаём ответственность, которую мы берем на себя, привлекая внимание других к тривиальным или недостойным вопросам. Кто может сказать, насколько короче был бы путь любого человека, если бы он мог идти прямо к цели, вместо того чтобы постоянно обходить препятствия, не имеющие существенного значения?
Нам не нравится намеренно создавать препятствия на пути попутчика, о которые он может спотыкнуться, но наша пустая фраза может направить другого человека в невыгодное русло. Можем ли мы снять с себя ответственность за возникшую задержку в его продвижении? Возможно, мы еще не в состоянии очистить наше собственное владение от мусора беспорядочных мыслей, но мы можем, по крайней мере, воздержаться от захламления ими окрестностей.
Обдуманная речь – не обязательно медленная речь. Она предполагает обдумывание перед произнесением слов, что вполне позволяет избавиться от необдуманных высказываний. И по мере того, как вырабатывается привычка думать, прежде чем говорить, точность приобретает первостепенное значение. Спонтанная речь часто бывает неточной вплоть до лживости.
Обдуманное владение речью и действиями предполагает равновесие. До тех пор, пока нас швыряет туда-сюда силой наших желаний, мы находимся в таком же затруднительном положении, как опытный чертежник, пытающийся выполнить свою работу на качающейся на волнах лодке. Мы не можем точно рассчитать результат того или иного действия, пока не встанем на твердую почву беспристрастия и не сможем принимать свои решения, не поддаваясь влиянию притяжения или отталкивания.
До тех пор, пока мы не сможем приблизиться к этому состоянию, лучшее, что мы можем сделать, — это обязательно обращать внимание на то, чтобы наши симпатии и антипатии не оказывали неосознанного влияния на наши решения. Мы должны заставить себя действовать обдуманно.