Как человек думает в глубине души, таким он и станет
00000000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание:
Статья «Первый шаг, который нужно сделать» была опубликована под названием «Чистая жизнь» в журнале «Теософия», апрельский номер 1932 года, стр. 253-254. Тогда не было указано имя автора. Анализ содержания и стиля, проведенный в 2012 году, показал, что она была написана Джоном Гарригесом. (ККА)
0000000000000000000000000000000000000000000000000
Говорят, что первым шагом к святости является чистая жизнь. Несомненно, ни один человек, чья жизнь не согласуется с этикой теософии, не имеет права называть себя теософом.
Безрассуден тот, кто осмеливается встретиться лицом к лицу с опасностями на пути оккультизма без защитных доспехов чистоты. Зороастризм, с его акцентом на чистых мыслях, чистых словах, чистых поступках, всего лишь придаёт особое значение тому, что все великие Учителя считали a sine qua non (непременным условием) духовной жизни.
Чистая жизнь предполагает чистоту, честность, безупречность и безобидность, а также абсолютную прямолинейность поведения.
Как упадхи, или основа деятельности на этом плане, физическое тело должно содержаться в чистоте, как внутри, так и снаружи, чтобы оно могло стать богатой, плодородной почвой, на которой могут расцвести милосердные дела и мудрые действия. Этим нельзя пренебрегать, но еще важнее чистота речи, сердца и мыслей.
Связь между речью и нашей психической природой реальна и тесна. Энергия не только тратится впустую на напрасную или необдуманную речь, но и сила звука такова, что злая речь пробуждает злые силы, как добрая речь – добрые, и обе они, согласно безошибочному закону, воздействуют на того, кто эти силы вызвал. Каждый человек несет ответственность за каждое свое добровольно произнесённое слово, каковы бы ни были его последствия. «Грубое слово, произнесенное в прошлых жизнях, не уничтожается, а всегда снова повторяется».
Контролировать речь нелегко, но это детская забава по сравнению с контролем над мыслями. Мы понимаем, что если мы хотим, чтобы наши тела были чистыми, мы должны быть уверены в чистоте еды и напитков, с помощью которых мы их строим и поддерживаем в исправном состоянии. Столь же реальна, хотя и менее очевидна, связь между чистотой ума или мыслей, которые мы допускаем в свое сознание. Это осознавал посвященный апостол Павел, когда он наставлял своих последователей: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». [1]
Идеи, которые мы вынашиваем, являются пищей для внутреннего человека. Когда мы читаем пустые и глупые книги или занимаемся пустой болтовней, мы вместо зерна даем мякину в пищу для ума. Нечистые идеи, представленные в нездоровой книге или пьесе, отравляют каждый ум, к которому они прикасаются, если только его чистота не настолько позитивна, чтобы мгновенно отвергать все, что не соответствует его собственной природе.
Чистота помыслов подразумевает не только строгое исключение из ума всех нечистых идей, но и позитивный аспект наполнения нашего потока в пространстве добрыми мыслями. Прежде всего, это подразумевает безличность. Эгоцентричные мысли относятся к вселенским концепциям так же, как вода застоявшегося пруда к свежей проточной воде. Пытаться очистить стоячую воду – пустая трата времени. Проследите, чтобы у пруда был выход, и чтобы через него проходила струя свежей воды, и вскоре вода станет приятной и чистой.
Именно из-за способности ума очищаться через размышления об универсалиях внимание изучающих теософию весьма часто привлекается к метафизической основе философии. Такие понятия, как безграничное пространство, безграничная продолжительность, непрерывное движение, великое дыхание, божественное начало-субстанция, отрывают ум от его однообразного механического труда мелкой личности и направляют его туда, где перед ним открывается более широкое видение, неустанное поступательное продвижение атомов, людей, миров, вселенных к совершенству. «В этом мире нет ничего более очищающего, чем духовное знание; и тот, кто совершенствуется в преданности, обнаруживает, что духовное знание спонтанно возникает в нем с течением времени». [2]
Чистота сердца подразумевает неустанное наблюдение за своими чувствами, искоренение всякого чувства презрения, враждебности и страха, а также развитие чувств, основанных на осознании нашего единства со всеми существами, то есть чувств сострадания, бескорыстной любви и уважения к тем, кто находится ниже нас по развитию по отношению к нашему этапу, а также к тем, кто находится на более высокой ступени эволюционной лестницы. Но, прежде всего, держаться в глубине души сознания Учителей – вот секрет внутренней чистоты и стабильности. «Природа каждого человека такова, что соответствует идеалу, на котором основана его вера», [3] и «как человек думает в глубине души, таким он и станет».
Сноски:
[1] Флп.4:18 (ОАФ)
[2] «Бхагавад Гита» 4:38 в пересказе Уильяма Джаджа (ОАФ)
[3] «Бхагавад Гита» 17:3 в пересказе Уильяма Джаджа (ОАФ)
000