Теософия указывает путь к пробуждению
00000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание:
Нижеследующий текст был впервые опубликован журналом «Теософия» в Лос-Анджелесе в марте 1932 года, стр. 213-215, без указания имени автора. Анализ ее содержания и стиля показывает, что она была написана Джоном Гарригесом.
(Карлос Кардосо Авелине)
000000000000000000000000000000000000000000
Вся жизнь – это поиск. Жизнь каждого человека – это попытка достичь определенной цели, и для каждого самое желанное, объект всех его поисков – это то, что, по его мнению, избавит его от всего того, что он считает злом.
Многое является объектами человеческих поисков, поскольку многое действительно является человеческими пороками. Но любое человеческое стремление, будь то к богатству, счастью, здоровью, известности, миру или знаниям, коренится в фундаментальном желании освободиться от зла. Природа поиска соответствует представлениям каждого человека о причине зла.
Человеческое представление о жизни таково, что все наши беды и трудности, все наши печали и страдания происходят по каким-либо внешним причинам, независимо от того, рассматриваются ли они как наказания личностного бога, приписываются ли они какому-то провидению или судьбе, или просто рассматриваются как игра слепых сил. Это – один из пунктов, с которым в равной степени согласны и религиозный человек, и скептик, и фаталист, и материалист.
Это – человеческая концепция жизни, которая рассматривает события и обстоятельства, добрые или злые, как нечто, происходящее из внешнего источника. Поскольку таково основное представление людей о причинах их зла, из этого неизбежно следует, что средства для их устранения также следует искать вовне. Именно этим и занимаются все люди. Религиозный человек, скептик, фаталист и материалист (и опять же они сходятся во мнении) все одинаково заняты поиском вне себя.
Скольким из них удается преуспеть в своих поисках? Скольким удается достичь цели своих желаний? Скольким удается избавиться от разного рода зла, от которого они страдают? На самом деле, их немного. И среди тех немногих, кто достигает желанной цели, сколько таких, чей «успех» не превращается в прах, оставляя их еще более неудовлетворенными, чем раньше, еще более по-настоящему пораженными злом, тем злом, заключающимся в том, что им больше не к чему стремиться?
Человеческая жизнь – это на самом деле поиск, но поиск во сне. И, как и все сны, это постоянно меняющийся калейдоскоп картин, созданных самим собой образов надежды и отчаяния, удовольствия и страдания, счастья и несчастья, успеха и неудачи, непрерывно вращающихся в бесконечной последовательности, бесконечной, как могут быть только сны – до тех пор, пока мы спим. Ни одно человеческое достижение, каким бы высоким оно ни было, ни один успех, каким бы великим он ни был, не являются чем-то большим, чем сновидения. Ни одно человеческое горе, каким бы тяжёлым оно ни было, ни одно человеческое отчаяние, каким бы безысходным оно ни было, не являются чем-то большим, чем ночной кошмар, тупик в стране грез. Но никто не стоит на месте. Жизнь (даже жизнь во сне) никогда не стоит на месте, и поэтому люди могут лишь повернуть назад, и их исчезнувшие сны-успехи вчерашнего дня становятся их снами-пороками сегодняшнего дня, порождая новые сны об успехе на завтра.
Пусть человек, который сомневается в том, что человеческая жизнь – это жизнь во сне, что человеческий успех и человеческое горе – это ее постоянно чередующиеся полюса, пусть такой человек просмотрит страницы человеческой истории и увидит, насколько успешными были люди в устранении зла из человеческой жизни. Пусть он посмотрит на успех человека в сегодняшнем мире и спросит себя, какие сны будут сниться человечеству завтра. Пусть он заглянет в свою собственную жизнь – и, возможно, ему не понадобятся дополнительные доказательства того, что человеческая жизнь – это сон-поиск сна-цели.
Преодоления человеческого зла, объекта всех человеческих поисков, нельзя достичь, пока люди продолжают спать, по той простой причине, что основная причина всех зол заключается в самом факте, что люди спят и не знают об этом.
Это единственное существующее зло, и избавление от него – вот к чему стоит единственно стремиться; это есть единственный поиск единственной цели. Как же тогда достичь такой цели, как найти путь, ведущий к ней?
Надо осознать, что мы видим сон. Пока мы считаем любой сон реальным, мы будем продолжать жить в нем. Увидеть его таким, какой он есть, осознать, что это всего лишь сон, созданный нами самими и поддерживаемый нами самими, – значит преодолеть его или пробудиться. К чему? К божественному, бессмертному пониманию жизни; к тому факту, что человеческое зло есть всего лишь результат человеческого невежества, смертный урожай человеческого посева; к тому факту, что право каждого человека от рождения – это обретение божественной мудрости, бессмертный урожай божественного посева.
Тогда жизнь перестает быть сном-поиском сна-цели. Это все еще поиск, но поиск, основанный больше не на человеческих представлениях о добре и зле, об успехе и неудаче. Человеческое невежество рассматривается как причина всех смертных бед. Божественная мудрость рассматривается как единственное спасение от зла. Отныне поиск становится осознанным поиском на божественном пути к бессмертной цели.
Голос тех, кто когда-то, как и мы, видел человеческие сны, но в прошлые века пробудился и, узнав путь мудрости, продолжил поиски, пока не достиг цели, всегда зовет тех, кто в своих снах может слушать и запоминать.
Некоторые слышат этот голос, пусть и слабо, время от времени, но вскоре он снова затихает, заглушаемый голосами их смертных надежд и страхов. Другие слышат его более отчетливо и пытаются прислушаться какое-то время. Но, будучи пробужденными лишь наполовину, они не в состоянии понять его язык, и вскоре их слабые попытки угасают, и они снова погружаются в страну грез.
И все же есть те, кто не только слышит голос и вслушивается в его звучание, но, слушая, запоминает. Помнит язык, на котором он говорит, язык своей родины, откуда в незапамятные времена они пришли в страну грез. Наконец-то они узнают старый знакомый голос, говорящий на старом знакомом языке; голос их собственного высшего Я, напоминающий им об их божественной миссии, которая все еще остается невыполненной, миссии сеять семена бессмертной жизни в стране грез смертных. Помня древнюю клятву, мы начинаем давно забытый поиск заново, поиск жизни, поиск ради жизни, поиск истины.
«И обильней будет жатва;
От следов твоих на ниве
Круг останется волшебный,
И тогда ни ржа, ни черви…
Никогда не переступят
Круг священный и волшебный», [1]
очерченный в полях, сулящих далекое будущее, всеми теми, кто стремится отказаться от личных интересов и «жить на благо человечества».
Примечание:
[1] Генри Уодсворт Лонгфелло «Песнь о Гайавате», перевод И. А. Бунина. (ОАФ)
000