Чела и ученичество во время нового цикла

 

00000000000000000000000000000000000000000

 

Редакционная заметка

 

Следующая статья была впервые опубликована

в журнале «Теософия», август 1925 г.,

стр. 433-440, без указания её

авторства. Оригинальное название: «Цикл движется —

чела и ученичество». Мы добавили шесть сносок.

 

(ККА)

 

0000000000000000000000000000000000000000000000000000

 

Одной из характеристик ЖИЗНИ является то, что она постепенно раскрывается. Этот процесс непрерывен. Сознание достигает осознания себя или осознанности в человеческом царстве. Из состояния осознанности человек эволюционирует в осознанное существо, причём адепт сохраняет свою индивидуальность, не стесняемый всепоглощающим влиянием живой природы, порождающей сон, смерть, пралайю. В сознательном существе присутствуют силы всей природы. Адепт развивает эти скрытые силы силой своей воли; он подчиняет природу посредством того же самого процесса, который она использует, чтобы усыпить или убить нас, растворить одну планету или мириады звёздных вселенных. Так он достигает бессмертия, называемого нирваной, — состояния глубокого осознания собственного существования не отдельно от природы, а как природы в целом.

 

Одно-единственное царство природы, которое способно воспринять и понять непрекращающееся вечное движение воли природы, есть царство человеческое. В нём сознание обрело достаточно глубокие чувства, чтобы наблюдать за природой, разум, необходимый для её понимания, и сострадание, необходимое для того, чтобы овладеть ею. Когда человек отказывается от всего этого, то он рискует перестать быть человеком. Достигнув состояния осознанности и возможности его сохранения, отважные души начинают великое приключение покорения природы. Вторгаясь в её укромные уголки, упорствуя в своих поисках, человек вырывает у бессмертной Матери её могущественную магию и, служа ей, обретает власть даже над ней.

 

Таким образом, Ложа адептов и претенденты на её членство являются лишь естественными продуктами эволюции. Со знанием дела Ложа сотрудничает с природой, её главная задача — просветить сердце каждого человека. Где бы и когда бы мельница эволюции ни производила живую форму, готовую быть освещенной огнём мудрости, там и в тот момент находятся Братья Ложи, готовые действовать. На нашей земле Ложа начала свою активную деятельность около 18 миллионов лет назад. С помощью процесса, описанного в «Тайной доктрине» она осветила живые формы человеческого царства светом манаса. Там говорится о первых неудачах её благородных усилий и о последовавших превратностях, когда ранние человечества проигнорировали её руководство и указания, также о том, как были посеяны семена белой и чёрной магии и как они, находясь в латентном состоянии в течение некоторого времени, проросли в ранний период нашей пятой расы. Силы буддхического альтруизма и камического эгоизма боролись друг с другом цикл за циклом, и богатая событиями человеческая история является лишь записью этой великой борьбы, которая продолжается и поныне. Во все века теософы являются инструментами Ложи для выполнения её непрекращающейся задачи освещать манас расы во всё возрастающей силой. Они способны на это, потому что поддерживают огонь в своих сердцах, подпитывая их топливом изучения, практики и служения. Теософы (не члены какой-либо конкретной организации) из первых рядов расы, откуда в Ложу приходят новые члены. Этап очень долгого пути эволюции между человеком и сверхчеловеком, между рабами и хозяевами природы является этапом ученичества, в то время как Ложа, можно сказать, состоит из двух классов — гуру и чела, оба разных степеней.

Точно так же работа Ложи проводится по двум направлениям: (1) сделать плодотворным разум расы или движения масс; и (2) обрести новых приверженцев и чела для обучения в качестве будущих членов Ложи или работы с отдельными лицами. Эта работа продолжается в каждом цикле, и существование Ложи и Путь к ней являются истинами, которым обучают каждую цивилизацию. Условия и требования, правила жизни и поведения одни и те же, как бы по-разному они ни были классифицированы, перечислены или объяснены. Необходимые циклы рассчитываются Ложей. Новые квалификации, кодификации, реформирования учения и правил являются ответом на человеческие устремления, усилия и достижения. Таким образом, в исторические времена Гаутама, человек, ставший Буддой, просветлённым, был реформатором и кодификатором оккультной системы; и опять же Санг-Ко-Па [1] из Коконора в четырнадцатом столетии стал реформатором как эзотерического, так и простонародного ламаизма. Среди его заповедей есть одна, предписывающая заинтересованным предпринимать каждое столетие попытки просветить мир, в том числе и «белых варваров», в определённый период цикла. Начиная с четырнадцатого века, каждое столетие было свидетелем двойной попытки изменить манас западного человечества и привлечь из его рядов тех, кто (хотя их немного) готов вступить на путь ученичества, ведущий к освобождению-просветлению. Попытки предыдущих столетий были приватными, хотя их влияние и след, который они оставили после себя, может проследить любой интуитивный исследователь истории; и во исполнение указа этого тибетского всемирного реформатора в бушующий океан гласности было пущено Теософское движение нашей эпохи для исполнения требования циклического закона. Пришло время, и по благословению Глав Е.П.Б. послали в наш мир.

 

К 1888 году она уже выполнила задачу нанести смертельный удар, как научному материализму, так и религиозной сверхъестественности, а также сомнениям и суевериям. Разум человека был открыт для исследования всего скрытого — сил, стоящих за формой, и духа, стоящего за материей. Её настойчивые заявления о живых мудрецах, чьи знания превосходят знания науки; чей альтруизм коренится не в чувствах, а в знаниях; о тех, кто освободился от пяти оков пола, касты, веры, нации, расы благодаря этим знаниям; чьё сострадание побудило Их передать эти знания всем, кто готов принять их путём надлежащего соблюдения правил Их науки; всё это породило в мире и, особенно в Теософском движении, людей, воспламенённых сильным желанием получить эти знания и узнать своих Учителей. Кроме того, это породило ложных претендентов, шарлатанов, авантюристов, стремящихся удовлетворить спрос, созданный её усилиями. Пришло время организовать всех пробуждённых в группу.

 

Е.П.Б. совершала феномены, говорила об Учителях и Ложе, обучала людей ученичеству и возвещала миру о факте такого обучения — и всё делалось целенаправленно. Одной из основных целей её миссии было установление связи между миром людей и миром Учителей и создание подходящего посольства в мире людей, через которое могла бы осуществляться работа Ложи.

 

Ученичество как процесс постепенного раскрытия относится к метафизическому миру. Чела и ученичество относятся к миру оккультизма, где речь безмолвна, видение ясно, а действие свободно. Работа Е.П.Б. заключалась в создании организма, в котором человеческие эго были бы привлечены естественным влечением к его принципам и правилам и предприняли бы тяжелую работу по очищению себя, самостоятельному воспитанию и обретению знаний. Этот организм должен был привести успешных учеников к ученичеству непосредственно под руководством великих Гуру — позиция, условие, правила и клятва всегда оставались эзотерическими и всегда будут оставаться таковыми. Усилия Ложи в предшествующие столетия преуспели в преобразовании разума расы до такой степени, что тогда, т. е. в 1888 году было достаточно людей, готовых принять план и программу жизни, исполнение коих привело бы их в мир оккультизма.

 

Создание такого организма было задумано с самого начала. И Е.П.Б. прямо упоминает об этом в эпохальной статье «Чела и чела-миряне» («Theosophist-Supplement», июль 1883 г.), в которой она говорит о том, как и почему «правила отбора чела немного смягчены в одном отношении». Это памятное высказывание содержит всё в плазматическом состоянии – правила, положения, трудности, действия, касающееся ученичества. Затем в июне 1884 года последовала статья «Являются ли чела медиумами?», в которой говорилось, кем чела не являются. А статьи про то, кем они являются, кем являются Учителя, последовали в июле и октябре того же года.

 

Всё это предназначалось для тех личностей, которые стремились к ученичеству, прилагая усилия; они ещё не были связаны друг с другом формальным образом. Последовали испытания, а неудачи и успехи неофитов ускорили события, которые являются документально подтверждёнными фактами Теософского движения. Взбалтывание океана ученичества привело к тому, что Е.П.Б. написала ещё одну эпохальную статью – «Теософские махатмы», опубликованную в журнале «Путь» за декабрь 1886 года, в которой ещё раз проследила вехи древнего Пути и узкого Пути. Ещё три вклада её безошибочного пера предстоит процитировать. Написав для заинтересованных читателей статью «Теософские махатмы», она подождала год и накануне формирования группы чела-мирян в 1888 году написала в апреле для «Люцифера» статью «Практический оккультизм», в мае – «Оккультизм против оккультных искусств» и «Магические ложи» в октябре. За этим последовало то, что можно назвать статьёй-предупреждением для недавно созданной Эзотерической секции – «Является ли теософия религией?» Если её более ранние статьи содержали намеки, предложения, советы и инструкции для людей, стремящихся стать эзотериками, то последняя была посвящена группе Эзотерической секции; опасность превращения теософии в культ была естественным искушением организованной группы потенциальных эзотериков.

В западном мире, даже во времена Пифагора, не прилагались усилия по привлечению кандидатов в ученичество из рядов общества. Добавьте к этому тот факт, что планета оккультизма находилась в обскурации с первого века нашей эры; что преследование знаний вызывало реакцию неверия в духовные понятия о жизни — неверия, высокомерного дитя фанатичной матери слепой веры; что методы материалистической науки возникли в результате полного изменения всего того, что относится к науке о душе; что ортодоксальные верования Запада, отвергающие гносис, породили агностицизм, — и тогда читатель поймёт, с чем Е.П.Б. пришлось иметь дело.

 

Но она доказала, что экзотерические религии ошибались; современная наука неточна, у неё нет духовных принципов, которыми человек мог бы руководствоваться в жизни, а спиритизм лишён философии. Она пробудила вопрошающие умы и жаждущие сердца многих сотен людей. Она не могла допустить, чтобы они вернулись в церкви или храмы, отправились в обсерватории наблюдать за звёздами или лаборатории проводить вивисекцию, или на астральные кладбища, называемые комнатами для спиритических сеансов; им нужно было указать путь наверх.

 

С самого начала была неправильно понята её альтруистическая миссия – альтруистическая основа её феноменов; альтруистическая основа её философии; альтруистическая основа «пути» к своим Учителям, который, как она показала, что готова пройти. Человеческий ум был занят чудотворением, интеллектуализмом и личным ростом. Западное высокомерие отвергло идею проверок и испытаний ученичества, а восточная традиционная преданность полагалась на благосклонность гуру, способного вынуть тонущие души из океана сансары. Чего я не могу сделать для себя? – говорят первые; чего не может сделать для меня Махатма? – говорят последние. Никто не слышал крика Е.П.Б. и Ложи – Кто готов жертвовать ради бедного осиротевшего человечества?

 

Братство и служение — вот корни древа ученичества, а не обретение способностей, саморазвитие или освобождение; это его цветы и плоды. Каждый чела подобен новорождённому младенцу, обретение же психических и духовных способностей требует времени, но люди стремились к быстрым результатам, и мукам рождения и болезням роста не уделялось должного внимания.

 

Е.П.Б. повторяла древнее учение об ученичестве – жизнь ученичества начинается с твёрдого обета-клятвы, затем наступает период проверок и испытаний, и, наконец, непосредственное ученичество, признанное ученичество, результатом которого, в свою очередь, является посвящение.

Что приближает человека к священному пути? Шепот буддхи, который слышит манас. Если мы поощряем его, он не исчезнет, как рассеивающийся мираж в пустыне Шамо (Гоби), а будет становиться всё сильнее и сильнее, пока вся жизнь человека не станет выражением и внешним доказательством внутреннего божественного мотива. Что привлекает внимание святых к человеку? Подобно свету в мрачной долине, который альпинист видит с вершины, каждая светлая мысль в уме смертного сверкает и привлекает внимание братьев великой Ложи. Так они находят своих естественных союзников в мире теней смертных. Их закон состоит в том, чтобы приближаться к тому, в ком есть хоть малейший проблеск истинного света мудрости.

 

«Каждый шаг, сделанный кем-то в нашу сторону, заставит нас сделать шаг к нему»[2], — сказал один из Учителей. Когда внутреннее развитие зашло достаточно далеко, чтобы породить в тайниках сердца желание служить и, следовательно, волю познавать, как можно служить, тогда делается первый шаг. Каждый человек, будучи бессмертным и божественным по своей внутренней природе, достигает такой стадии с течением времени. Добро в нём побуждает его быть менее эгоистичным, приносить личные жертвы в повседневной жизни. Между хорошим человеком и духовным целая пропасть, результат самостоятельно функционирующего рассудка.

 

Путь ученичества — это путь разумного служения человеческим душам; служение может иметь разумный или иной мотив, но одухотворяющей силой является альтруизм за счёт личных жертв. Люди, с мужеством следующие своим убеждениям и служащие истине, которую они чувствуют, более склонны вступить в кружок ученичества, чем те, кто не осмеливается следовать своим убеждениям, подкрепляя их действиями. «Тот, кто порицает себя согласно собственной оценке и в соответствии с общепризнанным и действующим кодексом чести, чтобы спасти достойное дело, может однажды обнаружить, что он достиг тем самым своих самых высоких устремлений». Такое самоотверженное действие, коренящееся в альтруистическом побуждении, очищает человека от его невежества и приносит ему необходимые знания. Служение истине, приобретаемой таким образом в процессе жизни, должно совершаться самой жизнью индивидуума.

 

Претенденты на ученичество — это кандидаты на то, чтобы вести обычную жизнь необычным образом — согласно кодексу правил поведения, основанному на глубоком понимании действия законов природы. Эти предварительные требования Е.П.Б. снова и снова повторяла кандидатам первого десятилетия, но подавляющее их большинство считало её советы и предостережения «бабушкиными проповедями». Они не поняли значения фраз: «довольно обсуждать условия ученичества, когда кандидат переварит то, что уже было дано, и справится со своими наиболее ощутимыми пороками и слабостями» или «существуют правила поведения, сдерживающие чела, от которых нельзя отступать ни на шаг»; они не восприняли заявления всерьёз.

 

Если альтруистическая основа ученичества не была оценена по достоинству, то и психологические последствия получения оккультных знаний не принимались во внимание, когда Е.П.Б. указывала на них. Одна группа обучающихся хотела изучать оккультизм так же, как они изучают одну из современных наук — спрашивайте, получайте правильно сведённые в таблицу ответы и приступайте к экспериментам. Нравственные требования были для них чем-то в новинку — физику не обязательно иметь высоко нравственный характер, так зачем он суперфизику? Таков был ход рассуждений. Наблюдение за небесными телами, поражавшее умы астронома, не форсировало никаких «проверок»; зачем входит в контакт со звёздами оккультной величины? Другая группа обучающихся не могла понять, почему одной искренней преданности недостаточно, чтобы сделать ум должным образом восприимчивым и готовым к восприятию всех видов эзотерического учения. «Как дождь не может оплодотворить скалу, так и оккультное учение не действует на невосприимчивый ум; и как вода генерирует тепло в негашёной извести, так и учение приводит к интенсивному действию все непредвиденные потенциальные возможности, скрытые в нём». Это озадачивало и раздражало их.

 

Е.П.Б. дала определение выражению чела-мирянин в статье «Чела и чела-миряне». Знания о древнем Пути и его требованиях были изложены ею ясно, а мирянам-кандидатам она дала подсказку в общих чертах:

«Чела-мирянин — всего лишь живущий в миру человек, подтверждающий своё желание стать мудрым в духовных вопросах. Практически каждый член Теософского общества, подписавшийся под второй из трёх наших «заявленных целей», является таковым, поскольку, хотя он и не входит в число истинных чела, у него всё же есть возможность стать одним из них, ведь он перешагнул границу, отделявшую его от Махатм, и как бы обратил на себя их внимание».

 

Почему вторую из трёх заявленных целей? Условия для следования по старому, старому пути были перечислены и объяснены в древних преданиях; далее, когда человек, изучая древние традиционные представления, продемонстрировал проницательность, выбирая из них жемчужины теософии, он утвердился в убеждении, что действительно существует давняя религия Мудрости, источник и первоисточник всего знания. Многие обучающиеся не осознают значения долгих и мучительных странствий Е.П.Б.. Почему она скиталась по земле, иногда по диким местам, в поисках знаний после того, как встретила в Лондоне в 1851 году «Учителя из её снов»? Была ли она послана для того, чтобы обрести для своего русского мышления необходимое убеждение в том, что существует всеобщая наука о развитии души?

 

Опять же, не был понят принцип побуждения себя к действию. Придя к признанию существования священной науки и её мудрых Учителей, обучающемуся остаётся приложить усилие, чтобы реализовать в своей собственной жизни эти разумные выводы. Учитель пишет:

 

«Принятие любого человека в качестве чела не зависит лично от моей воли. Это может произойти только в результате личных заслуг и усилий в этом направлении. Оказывайте давление на любого из «Учителей», которого вы, возможно, избрали; творите благие дела во имя его и из любви к человечеству; будьте чистыми и решительными на пути праведности (как указано в наших правилах); будьте честными и бескорыстными; не думайте о себе, но помните о благе других людей — и вы заставите этого «Учителя» принять вас». [3]

 

Человек сам вступает на путь испытаний и входит в круг чела-мирян; его собственное высшее «Я» становится его энергичным испытателем.

 

«Вы спрашиваете меня: «Какие правила я должен соблюдать в течение этого испытательного срока и как скоро он начнётся, как я смею надеяться?» Я отвечаю: вы сами творите своё будущее и сами каждый день можете плести его уток. Если бы я стал требовать, чтобы вы делали то или иное, вместо того, чтобы просто советовать, я был бы ответственен за все последствия, которые могли бы проистекать из таких шагов, а ваши заслуги были бы лишь второстепенны. Подумайте, и вы поймёте, что это правда. Так что бросьте жребий в лоно Правосудия, никогда не опасаясь, и ответ будет абсолютно верным. Ученичество — это и образовательный, и испытательный этап, и только чела может определить, закончится ли оно адептством или неудачей. Чела, из-за ошибочного представления о нашей системе, слишком часто наблюдают и ждут приказаний, теряя драгоценное время, которое следовало бы посвятить личным усилиям. Нашему делу нужны миссионеры, преданные люди, посредники, возможно, даже мученики. Но оно не может требовать от человека и того, чтобы он создавал себя сам». [4]

Это первый, индивидуалистический шаг. Теософское движение Е.П.Б. имело дело с индивидуумами в течение первого семеричного цикла; затем последовала наполовину эзотерическая группа во время второго цикла. Вследствие многочисленных неудач, но также и некоторых успехов, необходимый опыт, накопленный и продолжающий набирать силу, привёл в 1888 году к созданию Эзотерической секции ТО. Кандидатам в члены было ясно сказано, что его целью было подготовить обучающихся к изучению практического оккультизма царской науки или раджа-йоги. Обучающиеся в своём стремлении к духовной культуре нуждаются в той помощи, которую только солидарность их рядов может дать им право просить, — поэтому они были призваны к братству. Е.П.Б. при содействии м-ра Джаджа предоставила необходимые правила повседневной жизни; принятие в группу после принесения клятвы, направленной на самосовершенствование и служение, даёт членам право на получение «Инструкций» от Е.П.Б. как рупора Учителей, и по благородству своего сердца она взяла на себя огромную ответственность обучения эзотерическим принципам. Очень быстро проявил себя непреложный закон в области оккультизма.

 

«Масса человеческих грехов и пороков распределяется по всей жизни человека, который довольствуется тем, что остаётся обычным смертным. Вся эта масса собирается и концентрируется, так сказать, в одном периоде жизни чела – периоде испытания. То, что обычно накапливается, чтобы найти своё законное продолжение только в следующем перерождении обычного человека, ускоряется и развёртывается в чела, особенно в самонадеянном и эгоистичном кандидате, который врывается, не рассчитав своих сил». [5]

 

Принесённая и повторяемая потом во имя высшего Я клятва, пробуждает дремлющие качества. Скрытый порок активно порождает грехи, а скрытая добродетель активно приносит жертвы. Ученичество — это вопрос не лет, а жизней. Совершенные ошибки и промахи сами по себе становятся путями для очищения и развития. «Если вы хотите вернуть утраченные позиции, сделайте две вещи: постарайтесь наиболее полно возместить ущерб и направьте свою энергию на благо человечества. Постарайтесь заполнить меру каждого дня чистыми мыслями, мудрыми словами, добрыми делами». [6] «Как и «истинному человеку» Карлейля, которого не соблазнить лёгкостью, «трудности, самопожертвование, мученичество, смерть — вот те соблазны, которые приходят» в часы испытаний в сердце истинного чела».

 

Среди нескольких важных миссий у Е.П.Б. была задача испытать ряды изучающих оккультизм, вывести их на путь испытания, оставить их там вооруженными для борьбы с их собственной низшей природой, которую этот путь и клятва энергично вывели на передний план, а затем – дожидаться встречи торжествующих душ у Золотых врат священного города.

 

Её опубликованная философия и инструкции сегодня как никогда живы и вдохновляют людей; путь такой же манящий и полный ловушек, как всегда; это поколение должно преодолевать те же препятствия теми же методами, что и предыдущие поколения.

 

СНОСКИ:

 

[1] Санг-Ко-Па; это имя также пишется как Цон-ка-па.

 

[2] «Письма Махатм», TUP, Пасадена, Калифорния, письмо LXV (136), стр. 366.

 

[3] «Письма Учителей Мудрости», TPH, Адьяр, 1973, первая серия, см. письмо 7, стр. 28.

 

[4] «Письма Учителей Мудрости», TPH, Адьяр, 1973, первая серия, см. письмо 7, стр. 29-30.

 

[5] «Письма Махатм», TUP, Пасадена, Калифорния, письмо LXIV (134), стр. 359-360.

 

[6] «Письма Учителей Мудрости», TPH, Адьяр, 1973, первая серия, см. письмо 24, стр. 59.