Согласно среднестатистическому представлению, человеческое существование состоит из непрерывного потока разнообразных событий, из постоянно меняющегося набора обстоятельств, которые каждый человек классифицирует как добрые или злые, благоприятные или неблагоприятные, как препятствия или как возможности, в зависимости от того, способствуют ли они достижению конкретной цели, к которой стремится его сердце, или препятствуют ей.

Естественным результатом такого понимания является непрерывная борьба за то, чтобы использовать возможности и избегать препятствий, и человек называет это «борьбой за существование». Это действительно борьба, и борьба безнадежная – до тех пор, пока проводится какое-либо различие между благоприятными и неблагоприятными событиями и обстоятельствами, до тех пор, пока сохраняется такое фундаментальное заблуждение относительно смысла и цели человеческого существования.

Если эта вселенная является вселенной «закона», то с какими бы событиями и обстоятельствами ни сталкивался человек, они являются точным результатом установленных им причин. Они являются не более и не менее чем средствами, и единственно возможными средствами для того, чтобы он осознал природу своих действий, и таким образом получал знания из первых рук. События и обстоятельства – это всего лишь уроки, созданные самим человеком, которые позволяют ему в соответствии с законом переходить из класса в класс той великой школы самообучения, которую мы называем человеческим существованием.

Признать, что так и должно быть, сравнительно легко для любого, кто пришел к пониманию внутренней разумности теософских учений в отношении абсолютной универсальности закона. Но реальное осознание того, что это именно так, подразумевает гораздо больше, чем просто интеллектуальное понимание закона – оно подразумевает полное отождествление себя с законом.

Если какие-то события или обстоятельства все еще способны влиять на нас как «плохие», «неблагоприятные», как «препятствия», то нам еще предстоит постичь азбуку жизни. Мы можем мысленно признавать, что вселенной правит закон, но нам еще предстоит осознать его в себе. Если нынешние события кажутся препятствиями, если нынешние обстоятельства кажутся неблагоприятными, если выполнение нынешних обязанностей ощущается как препятствие, значит, что-то не так, но не с нашими нынешними обязанностями, а с нашим пониманием долга; не с нынешними обстоятельствами, а с нашим использованием любых обстоятельств; не с текущими событиями, но с нашим отношением ко всем событиям.

Считаем ли мы, что какие-то события благоприятны, а какие-то неблагоприятны? Если это так, то как благоприятные, так и неблагоприятные события навсегда могут омрачить нашу истинную способность восприятия. Считаем ли мы, что обстоятельства – это вопрос удачи или невезения? Если это так, то мы навсегда останемся рабами обстоятельств и не сможем осознать свою божественную  способность к выбору. Рассматриваем ли мы долг как нечто навязанное нам извне? Если это так, то каждый наш долг неизбежно становится препятствием, абсолютно не позволяющим нам пробудить духовную волю. Думаем ли мы, что жизнь состоит из препятствий и возможностей? Если это так, то мы будем вечно горевать и радоваться, веселиться и печалиться, вместо того чтобы учиться и у того, и у другого – учиться осознавать смысл и цель человеческого существования.

С точки зрения души, существует только одно реальное препятствие, и это наша неспособность увидеть в том, что с нами происходит, урок, который необходимо усвоить, и, следовательно, прекрасную возможность стать сильнее и понятливее. Сможем ли мы обрести знание, не избавившись от невежества? Смогли бы мы обрести силу, не преодолев слабость? Были бы у нас возможности, без преодоления препятствий? Преодоленная слабость – это сила, преодоленное невежество – это знание, преодоленные препятствия – это возможности; учиться, а не наслаждаться и страдать, есть мудрость.

Величайшая возможность, которая у нас когда-либо бывает, – это добровольное исполнение текущих обязанностей, правильное использование текущих обстоятельств, радостное принятие текущих событий, независимо от того, кажутся ли они благоприятными или неблагоприятными. Чем больше у нас трудностей – тем больше возможностей стать сильнее, мудрее и, следовательно, более полезными членами человеческой семьи.

Жизнь не состоит из череды препятствий и возможностей, но все, что происходит, является либо препятствием, либо возможностью, в зависимости от того, что мы из этого делаем. Превращать кажущееся зло в энергию добра – вот начало и конец мудрости.