Что Учителя Мудрости думают о сочинениях Элифаса Леви

 

 

В 19 веке один Учитель восточной мудрости написал об Элифасе Леви, знаменитом западном каббалисте, родившемся во Франции в 1810 году, следующее:

 

«За исключением того, что он постоянно использует слова «Бог» и «Христос», которые в их эзотерическом смысле просто означают «благо» – в своем двойственном аспекте абстрактного и конкретного, и ничего более догматического, Элифас Леви не находится в прямом противоречии с нашим учением». [1]

 

Позже в том же тексте гималайский раджа-йог спрашивает:

 

«…что заставляет вас утверждать, что то, что дано Элифасом Леви и изложено Е.П. Блаватской[2], находится ‘в прямом противоречии’ с моим учением? Э.Л. – оккультист и каббалист, и, когда он пишет для тех, кто, как предполагается, знает азы каббалистических принципов, он использует особую фразеологию для своей доктрины, и Е.П.Б. следует его примеру».[3]

 

Принимая это во внимание, давайте посмотрим, что Элифасу Леви пришлось сказать об иудаизме и будущих отношениях между евреями и христианами. Говоря о западном мире, он пишет:

 

«Иудаизм – самая древняя, самая разумная и самая истинная из религий. Иисус, поставивший перед собой задачу реформировать иудаизм, никогда не советовал своим ученикам отказываться от него. Реформа Иисуса, неприемлемая для глав синагоги, законная власть которой никогда не оспаривалась христианским учителем, стала ересью, которая охватила весь мир».

 

Сильные слова.

 

Элифас продолжает:

 

«Христиане, сначала подвергавшиеся жестокому обращению со стороны евреев, как только власть перешла к ним, объявили евреев вне закона и преследовали их самым постыдным и трусливым образом. Их книги сжигались вместо того, чтобы быть изученными, и драгоценная философия евреев была потеряна для христианского мира».

 

В этом месте он добавляет следующее пророчество:

 

«Апостолы, однако, были правы в своем предчувствии, что служение язычников продлится недолго и что новая вера однажды ослабнет. Тогда, говорили они, спасение снова придет к нам из Израиля, и великая религиозная революция, которая воссоединит нас с нашими отцами, станет переходом от смерти к жизни».

 

Итак, Элифас, писавший в 19 веке, предполагает, что спасение Запада в конечном счете зависит от смиренного изучения еврейских традиций мудрости и заключения союза с ней – и с Израилем.

 

Любое пророчество не говорит о каком-то факте, оно указывает на возможность. Однако имеет смысл задуматься, что с не поддающейся описанию многовековой кармой антисемитизма необходимо разобраться и устранить его причины, уничтожив корни, прежде чем Запад (и Ближний Восток) смогут сделать свой следующий шаг в духовной – и социологической – эволюции. Скорее всего, Запад не сможет избежать решения этой исторической задачи.

 

Элифас Леви пишет:

 

«Евреи владеют наукой, о существовании которой подозревал апостол Павел и которую Иоанн Богослов, посвященный Иисусом, сокровенно и явно представил в потрясающих иероглифах Апокалипсиса, позаимствовав их по большей части из пророчеств Иезекииля». [4]

 

Существенные замечания. А кто-то может спросить: «В какой степени Элифас Леви был теософом?»

 

Конечно, он совершал ошибки. С другой стороны, Учителя, создавшие современное теософское движение, внимательно наблюдали за ним и помогали ему в работе, которая неофициально была частью подготовки к созданию современного теософского движения в Нью-Йорке в 1875 году.

 

Процитированный выше Учитель восточной мудрости пишет в письме 20-С:

 

«Чтобы еще более примирить вас с Элифасом, я пришлю вам несколько его рукописей, которые никогда не публиковались; они написаны крупным, четким, красивым почерком с множеством моих комментариев. Ничто лучше этого не может дать вам ключ к каббалистическим загадкам». [5]

 

Элифас имел доступ к исключительным источникам знаний и мудрости. Сам Учитель принимал участие в «полудюжине» встреч с Элифасом и несколькими другими оккультистами в Лондоне около 1860 года, как пишет Махатма в своём письме.[6] Однако книги Элифаса не всегда легко читать, и они требуют тщательного изучения. Учитель Востока разъясняет:

 

«…То немногое, что мне позволено объяснить, я надеюсь, может оказаться более доходчивым, чем «Высшая магия» Элифаса Леви. Неудивительно, что она кажется вам туманной, ведь она никогда не предназначалась для непосвященного читателя. Элифас учился по рукописям розенкрейцеров (сейчас в Европе их осталось только три экземпляра). В них изложены наши восточные доктрины из учений Розенкрейца, который по возвращении из Азии облачил их в наполовину христианские одежды, которые служили его последователям в качестве щита от мести клерикалов. Нужно иметь ключ к этой науке, а ключ сам по себе является наукой». [7]

 

Раджа-йог ясно дает понять, что Элифас Леви, хотя и будучи несовершенным, соприкасался с подлинной мудростью:

 

«…Когда вы жалуетесь на то, что не можете постичь смысл сочинений Элифаса Леви, это только потому, что вам, как и многим другим читателям, не удается найти ключ к его манере письма. При внимательном наблюдении вы обнаружите, что в намерения оккультистов на самом деле никогда не входило скрывать то, что они писали, от серьезных, решительных исследователей, а скорее запереть свою информацию ради безопасности в надежном потайном ящичке, ключом к которому является интуиция. Степень прилежания и усердия, с которой исследователь ищет скрытый смысл, как правило, является проверкой…» [8]

 

Однако существует тесная внутренняя связь между иудаизмом и классическим пифагорейством. Учитель пишет:

 

«Говоря о «цифрах» и «числах», Элифас обращается к тем, кто кое-что знает из доктрин Пифагора. Да, некоторые из них действительно суммируют всю философию и включают в себя все доктрины. Исаак Ньютон хорошо понимал их, но очень благоразумно скрывал свои знания ради собственной репутации (…)» [9]

 

Если кто-то пытается понять нынешний момент человеческой эволюции и планетарного перехода, вот несколько пунктов, над которыми следует поразмыслить, касающихся таких сложных факторов, как Израиль, Запад и мудрость Востока.

 

Похоже, всё это не безосновательное предположение, а объективная реальность, демонстрирующая, что Земля Израиля и ее божественная мудрость содержат важный ключ к духовному будущему нашей западной цивилизации.

 

СНОСКИ:

 

[1] Письмо 20-С в «Письмах Махатм».

 

[2] При первом упоминании ЕПБ я использовал ее полную фамилию в таком написании. (ККА)

 

[3] Письмо 20-C, «Письма Махатм».

 

[4] «Книга сияния», Элифас Леви

 

[5] Письмо 20-C, «Письма Махатм».

 

[6] Письмо 28, «Письма Махатм».

 

[7] Письмо 49, «Письма Махатм».

 

[8] Письмо 48, «Письма Махатм».

 

[9] Письмо 49, «Письма Махатм».

 

000