Оговорка об исключении самих себя с теософской точки зрения

 

«О, дорогой, сколько предателей и

Иуд всех цветов и оттенков мы имеем

в самом сердце Теософского общества».

 

[Елена П. Блаватская, «Письма Е. П. Блаватской A. П. Синнетту», TUP, 1973г., стр. 95.]

 

 

Одно из двух основных сочинений буддизма син-сю называется «Большая сукхавати-вьюха». Японский писатель Тайтецу Унно писал, что в этом сочинении «описывается путь бодхисаттвы, потенциального будущего Будды, по имени Дхармакара, который дает сорок восемь обетов другому Будде (…)» [1].

 

Наиболее важным среди этих обетов является восемнадцатый обет, более известный как первичный обет. Это – обет самопожертвования ради всех существ. В нем говорится:

 

«Если я стану Буддой, но разумные существа из десяти областей, с искренним умом, верящие, стремящиеся родиться на моей земле и произносящие Мое имя возможно даже десять раз, не родятся там, пусть я не достигну высшего просветления. К ним не относятся те, кто совершает пять тяжких преступлений и те, кто клевещут на дхарму». [2]

 

Такая же оговорка, касающаяся клеветы на дхарму или клеветы на учителей, действует на высших уровнях современного теософского движения. Тем не менее, многие неопытные последователи теософии могут считать, что последнее предложение данного буддийского обета является жестоким и субъективным:

 

«Почему надо исключать тех, кто предает источник своего вдохновения?

Разве не высокомерно (или не по-братски)  проявлять такое суровое отношение к бедным душам, которые подражают Иуде Искариоту в духовной жизни?»

 

Фактически, такая «оговорка об исключении», которая также является частью многих масонских обетов, на самом деле не способствует исключению кого бы то ни было на оккультном уровне.

 

Она только признает или принимает оккультное исключение самих себя, которое уже имело место по собственной воле.

 

1. «Оговорка об исключении» — это, в действительности, исключение самих себя

 

Те, кто клевещут на своих Учителей, наносят вред учению или позволяют подобное, не защищая свой собственный источник вдохновения, фактически исключают самих себя из определенного магнетического и кармического поля.  Это происходит на внутреннем тонком плане, что является безмолвным действием в оккультных или невидимых измерениях жизни.  Это может происходить бессознательно.

 

Таким образом, оговорка об исключении не является причиной для исключения или разделения, а тем более наказания.  Это – лишь следствие.  Это – реальная решимость не делать вид, что разбитый сосуд все еще цел.  И, конечно же, это происходит на абстрактном или безличном уровне философских принципов.  Признание неприятных фактов полезно, потому что, если кто-то знает, что что-то разбито, то может это исправить; тогда, как если кто-то притворяется, что что-то по-прежнему цело, то живет в отрицании и самообмане.

 

Практическая возможность исключения самих себя из более высоких уровней сознания соответствует опасности неудачной интеграции себя в этих сферах.  И успех, и неудача этого процесса наблюдаются в повседневной жизни теософов.  На языке буддистов можно сказать, что своими ежедневными действиями ученики помогают (или препятствуют) своему постепенному входу в «три прибежища», которые есть:

 

1) Дхарма (или Закон и Учение);

2) Будда (или Учителя) и,

3) Сангха (или невидимая община искренних учеников).

 

Возможно, немного полезных уроков мы можем извлечь из этой двойной концепции присоединения и исключения самих себя.  Один из них заключается в том, что мы несем ответственность за нашу будущую судьбу.  Наблюдая за нашими ежедневными действиями, мы можем видеть,  включают нас в более обширный дух учения, в атмосферу учителей и в тонкое сообщество искренних учеников или исключают.

 

Таким образом, мы можем видеть, насколько наши повседневные действия способствуют нашему доступу в высшие сферы реальности, где пребывают наши истинные «я».  И мы можем найти лучшее средство для укрепления нашего учебного процесса.

 

 2. Оккультная потеря памяти

 

К внутренней стороне «исключения» можно добавить потерю памяти.

Где-то в преданиях говорится, что как только кандидат на посвящение в тайны выходит за пределы магнетического поля мистерий, он теряет память о достигнутых им знаниях.

 

Естественным фактом является то, что существует память или запись фактов и учений на каждом уровне сознания;  они принадлежат всем уровням, а не только тому, на котором сохраняется память в данный момент времени.

 

Если кандидат на посвящение в тайны теряет доступ к тому уровню сознания, где хранятся более детальные воспоминания или записи, например, к уровню буддхи-манас, то он сохранит, возможно, внешний аспект памяти о событиях или низшие физические аспекты учений и событий, но потеряет реальный смысл.  Тогда он может обратиться против той самой руки, которая дала ему духовную пищу.  Но он может делать это только на низших или иллюзорных уровнях реальности.

 

Это, похоже, произошло с несколькими теософскими лидерами, которые потеряли связь с реальной сущностью теософии, но решили остаться привязанными к своей внешней оболочке.  Они забыли внутренний аромат и смысл учения, потому что слишком восторженно относились к своему внешнему носителю или форме.  Это было похоже на потерю доступа к определенной скорости вибрации, где на самом деле существуют более высокие «воспоминания» и восприятия.  После этого они могли только уловить безжизненное тело воображаемых явлений.

 

Поэтому исключение самих себя вызывает потерю определенного уровня памяти.  Именно для того, чтобы избежать такой опасности, подлинные учителя с большой осторожностью подходят к расширению сознания любого кандидата на мудрость.  Они знают, что кандидату лучше постепенно продвигаться вперед во избежание таких проблем впоследствии.

 

В то время как оговорку об исключении самих себя нельзя стереть или отменить, необходима крайняя осторожность по мере продвижения по пути, чтобы максимально защитить кандидатов на мудрость от такой опасности.  Учителя используют такое предостережение из сострадания, а не из-за эгоизма.  И это приводит нас к исследованию учения Нового Завета об Иуде Искариоте.  Несколько эзотерических символов можно увидеть в рассказе об Иуде, который повесился, как описано в Матфея 27. Это является метафорой «оговорки об исключении».

 

3. Теософские уроки от Иуды  и Петра

 

Иуда Нового Завета представляет неверную часть низшего «я» человека или ту часть низшей четверицы, которая сопротивляется влиянию, исходящему от Учителя.  А «Учитель» представляет шестой принцип или духовную душу.

 

«Ученик» или низшая четверица возлагает надежды на «Учителя».  Если «ученик» не готов обновить свое видение вещей и расширить кругозор, для чего ему нужно отбросить старые чаяния, он может потерпеть поражение.  Фактически поражение принимает форму «предательства».

 

В Евангелие от Матфея, в главе 26 верные ученики не останавливают Иуду от предательства.  Их смущает интенсивность своих собственных испытаний.  Их глупость, трусость и неспособность защищать святого Учителя, источник их знаний, хорошо показаны в Евангелие от Матфея 26: 69-74.  Там главный ученик Петр трижды отрекается от Учителя.  Когда его спросили об Иисусе, Петр сказал:

 

«Я не знаю, о чем ты говоришь».

 

Главный ученик буквально умывает руки.  Он клянется, что не видел Учителя.  Пётр слишком труслив, чтобы быть предателем или настоящим учеником на тот момент.  Он – тёплый.  Он сможет придти в себя только позже.

 

Любой достаточно или недостаточно неосведомленный трус, не способный на «смелую декларацию принципов» и «доблестную защиту тех, на кого несправедливо напали» (что является двумя практическими требованиями в любом истинном ученичестве), попадает в ту же ситуацию, что и Петр.

 

Конечно, защита не всегда может быть очевидной или вербальной; действия значат больше чем слова.  Но в этом случае, как и в нескольких известных пьесах Уильяма Шекспира, низшие предательские импульсы побеждают.  «Иуда», или эгоистичные импульсы, предает своего Учителя или духовную душу, которую не защищают другие ученики.  Таким образом, Иуда успешно прерывает поток энергии между «небесами» (верхней триадой или монадой) и «землей» (низшей четверицей или смертной душой).

 

«Иуда» является символом ученика или кандидата на мудрость, который не справляется с поиском истины и разрезает наполовину латентную связь с высшим царством, которое можно обрести только в себе.  Он является также символом эгоистических отделов четверицы, эмоционального принципа сознания.

 

Зло маскируется под добро.  Внешне Иуда относится к Иисусу очень хорошо.  Неоднозначность, маскировка и лицемерие составляют основную грамматику предателей.  Иуда целует Учителя в щёку.  Внешне лже-ученик выражает Учителю добрые намерения.  Но на самом деле это делается только для того, чтобы указать стражникам, кого арестовать, а затем убить.

 

После этого публично унижают того, кто представляет святую, вечную Мудрость.  В Евангелие от Матфея 26:67 невежественные люди плюют в лицо Учителю и избивают его.  Духовный ум унижается и презирается  низшим «я».  Однако после ареста Иисуса Иуда, получив  тридцать серебряников,  отказался от платы за свою измену.  Он внезапно осознает, что в отсутствие духовной души или Учителя всё теряет смысл для него.

 

Он отверг Учителя, который не соответствовал его собственным ожиданиям.  Он сделал это, потому что ранее не отказался от своих узких представлений о том, что Учитель должен или не должен делать.

 

Но что мог сделать Иуда, теперь, когда он совершил духовное самоубийство в этой жизни?  Теперь, когда он разрушил сакральный мост между небом и землей внутри себя, уничтожил лестницу Иакова и стал глухим к тихому голосу своей собственной высшей совести.  Ему оставалось только одно, и он это сделал.  Повесившись, он стал олицетворением метафоры духовного самоуничтожения.

 

Подводя итог, можно сказать, что в этой очень символичной истории Иуда является «учеником», который предает своего «Учителя».  Он неуместно раскрывает сакральные эзотерические тайны.  Он разрушает свое собственное высшее Я в течение этой жизни.  Ему пришлось столкнуться с «оговоркой об исключении», которая всегда присутствует при взаимном согласии между высшими и низшими.

 

Повесившись, Иуда прервал поток жизни между головой и телом.  Таким образом, он уничтожил антахкарану.  Это приводит к потере сознания или памяти.  Смерть символизирует потерю памяти.  Иуда больше не помнит того, что знал, когда был верен своему высшему Я или внутреннему Учителю.

 

Но жизнь никогда не прекращается, и у «Иуды» будет еще одна возможность.  Он может родиться вновь от своего высшего Я.  Это будет новая попытка;  и когда это произойдет, новая страница будет написана в Книге жизни.

 

Различные факторы, упомянутые выше, присутствуют в жизни каждого искателя истины, и уроки Иуды должны быть полезны каждому из нас.

 

Все, что существует в крупном масштабе, существует и в мелким масштабе, и нельзя говорить или думать, что опыт Иуды Нового Завета совсем нас не касается.  Во вселенной существует взаимосвязь.  Мы можем учиться у всех и вся, если  нам предоставляется такая возможность.  Уроки Иуды полезны как отдельным теософам, так и теософским обществам.  Благоприятные возможности, а также опасность окружают не только отдельных лиц, но и группы и институты, чьей искренней целью является поиск истины.

 

СНОСКИ:

 

[1] «Буддизм син-сю», Тайтецу Унно, Doubleday / Random House, New York, 2002, 266 стр., см. стр. 03.

 

[2] «Буддизм син-сю», Тайтецу Унно, Doubleday / Random House, см. стр. 50.