Мистик 18 века, который предвосхитил миссию Елены Петровны Блаватской

 

 

«Я не принадлежу ни к какой-либо эпохе и ни к какому-либо месту. Вне времени и пространства моя духовная сущность живет своим вечным существованием».

(Калиостро)

 

 

 

Алессандро Калиостро был одним из главных мистиков XVIII века. Его также не понимали и преследовали до самой смерти – или, по крайней мере, до того момента, когда он таинственным образом исчез из своей камеры в непреступной тюрьме, принадлежащей Ватикану.

 

Любой, кто бросает вызов организованному невежеству, становится объектом нападок. Согласно легенде христианских евангелий, Иисус Христос был приговорен к распятию в наказание за шарлатанство. Калиостро даже сегодня называют шарлатаном, и то же самое можно сказать о Сен-Жермене, Елене Петровне Блаватской, а также других мудрых мыслителях и философах разных эпох.

 

Несмотря на клевету в адрес Калиостро, его деятельность во второй половине XVIII века имеет внутреннюю связь с основанием (столетием позже) современного теософского движения.

 

Известный своей способностью исцелять, Калиостро действовал на более высоких уровнях сознания. Его усилия совпадали с действиями других мыслителей XVIII века, в том числе философов эпохи Просвещения из различных европейских стран. Он способствовал великим социальным преобразованиям. Он также предпринял попытку спасти масонское движение от упадка.

 

В 1786 году Калиостро основал в Лионе, Франция, масонскую ложу, для которой он разработал египетский устав. Она была открыто для женщин. В начале 20-го века мнимая ясновидящая Анни Безант и ее последователи использовали название «египетский устав», чтобы сфабриковать незаконный обряд, который не имеет никакого отношения к подлинному.

 

Согласно Е.П. Блаватской, Калиостро работал под вдохновением восточной эзотерической философии Учителей Мудрости. Некоторое время он провел в России и Англии. После этого он жил во Франции. Преследуемый, он шесть месяцев жил в тюрьме Бастилии, пока не было объявлено о его невиновности в знаменитом деле об ожерелье королевы. Его работа по возрождению человечества совпадает с тем же внутренним гуманистическим порывом, который вдохновил на провозглашение прав человека и положил начало независимости Северной Америки и Французской революции. Эксцессы Французской революции, выродившиеся в своего рода государственный терроризм, лишь демонстрируют необходимость мирных действий. Основополагающий идеал демократии и свободы личности в 21 веке актуален как никогда. Девиз «свобода, равенство [прав] и братство» является сегодня целью Организации Объединенных Наций и каждого гражданина доброй воли.

 

Шаг за шагом цивилизации продвигаются к тому моменту, когда будет достигнут идеал вечного мира между всеми народами. Эта цель была сформулирована во второй половине XVIII века Жан-Жаком Руссо, Иммануилом Кантом, бароном Гольбахом и другими мыслителями, в то же время мистики Алессандро Калиостро и граф Сен-Жермен также действовали, на более эзотерическом уровне, над возвышением человеческой души.

 

Калиостро, родившийся в начале 1740-х годов, имел возможность долгое время работать на благо прогресса человечества, пока в декабре 1789 года не был арестован инквизицией Ватикана в Италии.

 

Французская революция началась в июле 1789 года. После ареста его несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую. Его подвергали долгим и бесполезным пыткам особые палачи-католики. Целью мучителей было заставить его признаться в преступлениях, которых он не совершал.

 

7 апреля 1791 года Калиостро был приговорен к смертной казни. Его книги и некоторые из принадлежавших ему масонских предметов были публично сожжены на Пьяцца делла Минерва в Риме.

 

Е.П. Блаватская рассказывает, что вскоре после этого произошло нечто любопытное:

 

«Незнакомец, которого никто ни до, ни после не видел в Ватикане, появился и потребовал личной аудиенции у Папы, передав ему через кардинала-секретаря какое-то слово вместо имени. Он был немедленно принят, но задержался у Папы всего на несколько минут. Как только он ушел, его святейшество отдал приказ заменить смертный приговор графу пожизненным заключением в крепости, называемой замок Сан-Лео, и сохранить всё дело в строжайшей тайне». [1]

 

Замок Сан-Лео построен на вершине огромной скалы, «почти отвесной со всех сторон», – пишет Блаватская в той же статье.  Чтобы попасть в замок Сан-Лео, «нужно было сесть в нечто вроде открытой корзины, которая поднималась вверх с помощью веревок и блоков». Это был примитивный лифт.

 

Из этой тюрьмы Калиостро исчез более 200 лет назад, 26 августа 1795 года.

 

По официальной версии, он умер. Другие источники, упомянутые Еленой Петровной Блаватской, утверждают, что он покинул замок благодаря какому-то неизвестному особому способу.

 

Действительно, существует тайна, связанная с тем, как закончилась жизнь Калиостро. Согласно У. Р. Х. Троубриджу, который ссылается на Е.П. Блаватскую в качестве своего источника, граф покинул тюрьму неизвестным тюремщикам способом. Действительно, Е.П.Б. ясно указывает на такую возможность в своей статье «Был ли Калиостро шарлатаном?».

 

Кроме того, Троубридж упоминает отчет, согласно которому через несколько лет после исчезновения Калиостро произошло нечто, представляющее большой интерес для теософов. Троубридж ссылается на Е.П.Б., но не упоминает сочинение, в котором она сделала это заявление. По его словам, Е.П.Б. сообщала, что Калиостро видели в России разные люди после его предполагаемой смерти, и он провел некоторое время в доме отца Елены Петровны Блаватской. [2]

 

Это последнее заявление, сделанное Троубриджем, еще предстоит подтвердить. Насколько показывают наши исследования, вовсе не доказано, что его источником является Блаватская.

 

Однако достоверным фактом является то, что Калиостро прожил несколько месяцев в России между 1779 и 1780 годами. Елена Петровна Блаватская родилась в Российской империи через несколько десятилетий после смерти Калиостро. Сравнительное изучение личностей и жизненных обстоятельств обоих людей показывает большое количество сходных элементов. Блаватская много писала о Калиостро. Она также обладала масонским камнем, который принадлежал ему и который сейчас находится в архивах Теософского общества в Адьяре, Индия [3].

 

В письме к Альфреду Синнетту Елена Блаватская рассказывает, что один из ее коллег, Дарбаргири Натх, более часа пробыл в тюремной камере Калиостро. Дарбаргири, возможно, занимался там каким-то особым созерцательным занятием. В том же абзаце Е.П.Б. упоминает мистера Ходжсона, одного из обманутых людей, который в 1880-х годах обвинил ее в шарлатанстве:

 

«Разве я более великая или в чем-либо лучше, чем Сен-Жермен и Калиостро, Джордано Бруно и Парацельс и многие, многие другие мученики, чьи имена фигурируют в энциклопедиях 19-го века наряду с почетными титулами шарлатанов и самозванцев? Это – карма слепых и злых судей, а не моя. В Риме Дарбаргири Натх отправился в тюрьму Калиостро в форте Сант-Анджело и оставался в ужасной тюремной камере более часа. То, что он там делал, дало бы м-ру Ходжсону основание для ещё одного научного отчёта, если бы он только смог исследовать этот факт». [4].

 

Небольшой нумерологический факт, по-видимому, указывает на оккультную связь между Алессандро Калиостро и Еленой Петровной Блаватской.

 

Калиостро был приговорен к смертной казни 7 апреля 1791 года. Елена Петровна Блаватская умерла 8 мая 1891 года, ровно через сто лет, один месяц и один день после осуждения Калиостро.

 

В эзотерических кругах существует общее мнение, что в 18 веке Калиостро действовал в сотрудничестве с графом Сен-Жерменом. Генри Олкотт, соучредитель современного теософского движения, написал нечто важное об одной русской женщине, которая была очень близка Е.П.Б. на личном уровне; о ее тете Надежде Фадееве.

 

Относительно Сен-Жермена, Олкотт писал:

 

«Если бы только удалось убедить мадам Фадееву – тетю Е.П.Б. – перевести и опубликовать некоторые документы из своей знаменитой библиотеки, мир смог бы подойти к подлинной истории дореволюционной европейской миссии этого восточного адепта ближе, чем это было доступно до сих пор». [5]

 

Действительно, Е.П.Б. завершает свою статью «Граф де Сен-Жермен», опубликованную в журнале “The Theosophist”, следующими словами:

 

«Уважаемый член нашего [Теософского] общества, проживающий в России, обладает некоторыми чрезвычайно важными документами о графе де Сен-Жермене, и мы надеемся, что для сохранения памяти об одной из величайших личностей современности долгожданные, но недостающие звенья в цепи его сложной истории вскоре будут представлены миру на этих страницах».

 

Борис Цырков, редактор «Собрания сочинений Е.П.Б.», добавляет, что таким теософом, жившим в России, несомненно, была Надежда, тетя Е.П.Б., и что упомянутые документы никогда не были доступны широкой публике. [6]

 

Генри Олкотт также пишет, что в 1878 году он и Е.П.Б. задумались о том, чтобы заставить теософское движение повторить работу, проделанную Калиостро в 18 веке. [7]

 

В первые годы своей миссии Е.П.Б. совершала множество психических феноменов, подобных тем, что совершал Калиостро.

 

Французский мыслитель Марк Хейвен написал длинную и превосходную биографию Калиостро “ Le Maître Inconnu”. Это одно из немногих значительных исследований о Калиостро, в котором ему отдается должное.

 

В книге воспроизводится свидетельство Калиостро, где мы можем прочитать:

 

«Я не принадлежу ни к какой-либо эпохе и ни к какому-либо месту. Вне времени и пространства моя духовная сущность живет своим вечным существованием, и, если я погружусь в свое сознание и пройду сквозь века назад, и, если я перенесу свой дух в форму существования, которая далека от той, которую вы воспринимаете, то тогда я стану тем, кем желаю. Сознательно участвуя в деятельности абсолютного существа, я соизмеряю свои действия в соответствии с тем, что меня окружает. Мое имя – это имя моего назначения, и я выбираю свое имя, так же, как и своё назначение, потому что я свободен; моя страна – это страна, по которой я сейчас хожу».

 

Вот что говорил Калиостро о своем происхождении:

 

«Я не был рожден ни от плоти, ни по воле человека. Я был рожден духом. Мое имя принадлежит мне, и это то имя, которое я выбрал, чтобы предстать перед вами, это то имя, на которое я претендую. Имя, которым меня нарекли при рождении, имя, данное мне в юности, и имена, под которыми меня знали в другие времена и в других местах, — всех их я сбросил, как старую одежду, которая мне больше не нужна».

 

И далее:

 

«Все люди — мои братья; я люблю все страны. Я странствую по ним, чтобы повсюду мог снизойти дух и найти путь к вам. Я прошу у королей, чью власть я уважаю, только гостеприимства в их странах; и когда я получаю его, я странствую по ним, принося как можно больше пользы окружающим, но я просто прохожу по ним. Благородный ли я странник?» [8]

 

Как и Блаватская, Калиостро ясно представлял себе свою более обширную задачу.

 

«В каждом месте я остаюсь на какое-то время, – говорил он, — я оставляю какую-то часть себя, изнуряю себя, уменьшаюсь на каждом этапе, оставляя вам немного ясности, немного тепла, немного силы, пока, наконец, не наступит момент, когда я определенно достигаю конца своей траектории, того момента, когда роза расцветает на кресте». [9]

 

Е.П. Блаватская писала, что Калиостро был последним членом братства розенкрейцеров [10], и приведенные выше его слова, по-видимому, указывают на две вещи:

 

1) Миссия Калиостро включала в себя различные воплощения; и

 

2) Что его миссия завершится в человеческом сообществе победой всеобщей мудрости и этики, «когда роза расцветает на кресте».

 

Когда придёт эта победа?

 

Блаватская пишет (Собрание сочинений, том XIV, стр. 27), что мудрость альтруизма «одержит победу», то есть победит духовное невежество, «ещё до конца 21-го века». В заключительных фразах «Ключа к теософии» она объявляет, что жизнь в двадцать первом веке может оказаться раем по сравнению с тем, какой она была в ее время.

 

Сноски:

 

[1] «Был ли Калиостро шарлатаном?» Е.П. Блаватская

 

[2] «Калиостро – оклеветанный масон и розенкрейцер», У. Р. Х. Троубридж, издательство Kessinger Publishing Co., Монтана, США, 312 стр., см. стр. 306-307.

 

[3] О богатой событиями судьбе масонского камня Калиостро читайте в статье Нелл К. Тейлор «Загадочная жизнь и превращения камня Калиостро» в журнале “Theosophical History”, июль 1990 года, Калифорния, США, стр. 79 и далее. Продвинутые ученики имеют возможность быстро перевоплощаться, потому что они переживают высокие уровни сознания ещё при физической жизни, и поэтому им не нужен длительный интервал между двумя воплощениями, чтобы насладиться «отдыхом в небесной сфере». По мнению некоторых исследователей, таких как английская писательница Джин Овертон Фуллер, воплощения Парацельса, Калиостро и Блаватской, возможно, были тремя жизнями одной и той же бессмертной души, давняя цель которой состояла в том, чтобы помочь подготовить новый цикл эволюции человека. (Однако сходство между этими тремя жизнями может быть вызвано и другими причинами.) Существует по крайней мере одно или два астрологических свидетельства, связывающих гороскоп Блаватской с жизнью Калиостро. Каждый год 26 августа, когда Калиостро исчез из тюрьмы, солнце проходит через важную точку в гороскопе Блаватской. Вокруг этой точки в ее гороскопе соединяются несколько планет, включая Сатурн, повелителя времени и кармы. Стоит отметить, что 26 августа всего лишь на 14 дней позже даты рождения Блаватской, 12 августа, или дважды по семь дней.  26 августа – сильная, благоприятная точка в гороскопе Е.П. Блаватской.

[4] «Письма Е.П. Блаватской к А.П. Синнетту», письмо XLVI. Е.П.Б. пишет, что крепость называется Сант-Анджело. Калиостро первоначально содержался в Сант-Анджело. Ватикан утверждает, что он умер, находясь в крепости Сан-Лео («Собрание сочинений», том XII, стр. 86-88). В книге Роберто Джервазо «Калиостро» есть изображения Сан-Лео и камеры в этой тюрьме, где предположительно содержался Калиостро.

 

[5] «Страницы старого дневника», Генри Олкотт, Первая серия (том I), TPH, Индия, 1974, 490 стр., см. стр. 241, сноска.

 

[6] «Граф де Сен-Жермен», статья Е.П.Б. в «Собрании сочинений», том III, стр. 125-129. Смотрите стр. 129.

 

[7] «Страницы старого дневника», Генри Олкотт, Первая серия (том I), стр. 468-469.

 

[8] Издание на английском языке: «Калиостро – неизвестный магистр», автор Марк Хейвен, издательство Lewis Masonic Publishers, Хершем, Суррей, Великобритания, 2021 год, 282 страницы.

 

[9] Там же.

 

[10] Так она пишет в статье «Несколько вопросов к Хирафу», «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, TPH, Адьяр, Индия, том I, стр. 103-104. В том же томе смотрите также статью «Наука магии» на стр. 141.