Благословения и трудности при вступлении в теософское движение
С 1875 года к теософской работе присоединились сотни тысяч людей. Некоторые из них участвуют в ней несколько недель, многие несколько лет, в то время как другие продолжают помогать другим — и учиться сами — всю жизнь.
Нет двух одинаковых подходов к движению.
Невозможно установить единый, всеобщий подход, который был бы эффективным и разумным.
Каждый пилигрим приходит со своей собственной многослойной и многомерной кармой, дхармой и потенциальными возможностями мудрости и заблуждения. Открытие теософии похоже на новое рождение в той же жизни. То, как люди проходят через этот процесс, напоминает калейдоскоп в своих видимых аспектах. Кроме того, процесс в значительной степени непредсказуем и противоречив, поскольку имеет тенденцию откладывать в долгий ящик хорошую карму прошлых жизней бок обок с энергиями прошлой кармы, которые не являются хорошими. Они должны быть выявлены, преодолены и преобразованы на основе извлеченных уроков.
Жизнь состоит из сложных задач. Отсутствие комфорта естественно, и многие пилигримы прилагают максимум усилий.
У каждого исследователя есть «схема подсознательного отрицания перемен». Елена П. Блаватская исследовала инстинктивное сопротивление обучению, начав с цитаты одного французского мыслителя:
«Судите о человеке скорее по его вопросам, чем по его ответам», — учит хитрый Вольтер. В нашем случае такой совет ещё полдела. Чтобы ему стать полным и охватить всё, мы должны добавить: «установите мотив, побуждающий вопрошающего». Человек может задавать вопросы из искреннего побуждения учиться и узнавать. Другой человек будет задавать вечные вопросы, не имея лучшего мотива, кроме желания придираться и доказывать неправоту своего противника».
Она продолжала:
«То ли по ограниченности ума, то ли по безрассудству, они прячутся за свои собственные предвзятые и нередко поверхностные верования и мнения и не отступают от них. Такой «искатель» безнадежен, так как его желание исследовать истину есть предлог, даже не бесстрашная маска, а просто накладной нос. В нём нет ни открытой решимости общепризнанного материалиста, ни спокойного хладнокровия «сэра Оракула».
В заключение Блаватская дала отрезвляющий совет:
«… Такого «искателя истины» лучше оставить в покое. Он неподатлив, потому что он либо поверхностный дилетант, либо самонадеянный теоретик, либо дурак».[1]
К счастью, такая ситуация бывает не слишком часто.
Всякий раз, когда человек приближается к теософскому движению, действуют подсознательные энергии и конфликтная карма. Различные потенциальные возможности вступают в конфликт.
Универсальное восприятие жизни, данное оригинальными учениями эзотерической философии, оказывает вдохновляющее воздействие на многие стороны его души. Его священная целительная сила безмолвна и революционна. Мудрость устраняет причины страданий. Ум исследователя внезапно выходит за пределы одного-единственного воплощения. Он усиливает взаимодействие со своей высшей душой, которой никогда не мешают физическое рождение, физическая смерть или старение. Теперь он обладает более глубоким чувством свободы, которое никакие обстоятельства не могут украсть у него.
Подлинная теософия является пламенной. Она бросает вызов невежеству, принося обновлённую, просветлённую жизнь на многие уровни своего низшего «я». В то же время она может спровоцировать своего рода смерть в недуховных аспектах существования. Пытаясь избежать этого, плотные и непрозрачные области своего «я» будут инстинктивно стремиться отказаться от вечного безличного взгляда на жизнь, который можно рассматривать как нечто «чуждое своему опыту».
Часто подсознательное сопротивление обладает большой способностью «обновляться», принимая самые разные формы и самые благородные проявления.
В подходе к движению нет никаких внешних гарантий. Внутреннее чувство доверия или уверенности имеет решающее значение. Оно должно перевешивать личные сомнения, если человек хочет чувствовать себя в своей тарелке в теософской работе.
«Каждый шаг есть испытание», — всё время предупреждают исследователи подлинного учения. Тот, кто приходит в движение, должен иметь намерение учиться, прежде чем учить, и помогать, прежде чем диктовать правила.
Новому пилигриму нужно наблюдать за своим уровнем бесстрашия, страха и реальной глубины безмятежности. Если он не уверен в своём продвижении, уместно составить список сомнений относительно вновь открытого движения и поместить его рядом со списком уверенности, обнадеживающих фактов, которые он может видеть, и причин продолжать движение вперёд и помогать альтруистической работе.
Есть тысяча способов и темпов, чтобы прийти к теософскому проекту.
Поверхностная спешка не имеет смысла. Хорошо делать глубокий и спокойный осмотр. Для этого может понадобиться несколько лет. Медлительность совершенно уместна, если она позволяет избежать ложных шагов. Мало-помалу невежество лишается своих корней в уме и душе. Накопленный опыт малых усилий, предпринятых в правильном направлении, слой за слоем раскрывает истину.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Из статьи «Мысли о карме и реинкарнации», в «Собрании сочинений» Е. П. Блаватской, TPH, том XI, стр. 136-137.