Отчет о собрании теософов в Лондоне [1]
На собрании, состоявшемся в Мэйкоте 16 июня 1887 года, завязалась дискуссия об ауре и магнетизме человека.
Было заявлено, что магнетизм – это эманация, исходящая из всего, из земли, животной и растительной жизни; это есть нечто физиологическое, исходящее из праны, которая является индивидуальным жизненным началом. Аура – индивидуализация мирового жизненного начала (дживы) и сопровождает человека, несмотря на периодические смены его состояний и планов.
Аура является источником чувства симпатий и антипатий; это магнетическая эманация праны, но в сочетании с манасом и буддхи. В этой связи можно отметить, что память есть воздействие буддхи на манас. Процесс «психологизации» осуществляется силой воли с помощью ауры, в свою очередь, воздействуя на нее.
Завязалась дискуссия о различии между волей и желанием. Желание имеет отношение к достижениям человека, но в меньшей степени, чем воля или карма. За пределами животного царства желание должно иметь интерес только к одному из высших принципов. Желание – это принцип камы, оно является будоражащей силой подобно Тифону и противостоит воле, которая является эманацией седьмого и шестого принципов. Желание – это энергия, которую следует подавлять; когда оно подавляется, энергия рассеивается и переходит во вселенскую энергию, и не теряется. От желания избавляется сам человек, если подавляет его, но если ему дать волю, то оно висит у человека на шее, как мельничный жернов, в виде кармы.
После смерти человек пребывает в кама-локе, заключенный в кама-рупу, или связку желаний, которая удерживает высшие принципы от полного перехода в дэвачан. По возвращении оттуда человек обнаруживает, что карма не подавленных желаний ожидает его на пороге. Следовательно, реальное наказание кармы происходит из-за наличия желаний, которые необходимо подавлять. Это делается усилием силы воли, которая не бесконечна и имеет начало и конец. Но воля – это проявление вечного закона, который заметен только по своим последствиям, и на этом самом месте было сказано, что абсолютная воля – это не то же самое, что космическая воля.
Таким образом, человек как микрокосмос одарен свободной волей, но ограничен действием других свободных воль в соответствии с законом вселенской гармонии, который является законом кармы. Главная функция силы воли заключается в создании гармонии между законом и человеком. Таким образом, Махатма, лишенный желаний, находится вне сферы действия кармы; его реальное состояние находится в гармонии с природой и является кармой и ее посредником и, следовательно, находится вне ее действия. Однако его физическое тело все еще находится в пределах ее действия. Таким образом, воля должна быть направлена на реализацию своих устремлений, которые являются буддхическими, когда умственный пятый принцип почти сливается с шестым принципом, буддхи. Эти устремления можно назвать «мимолётными видениями вечного».
Низшее сознание неосознанно отражает такие устремления на себя, а затем оно само устремляется и возвышается, если всё гармонично. Такое устремление может быть склонностью к теософии; если развить этот инстинкт, он становится осознанным устремлением.
Было проведено различие между упрямством, твердостью и волей. Упрямство является результатом помрачения разума и может быть сравнимо с двумя полушариями мозга, действующими противоположно, когда процесс затруднен. Можно сказать, что твердость является результатом сохранения равновесия двух полушарий. На такой твердости основана воля, и при таком равновесии она начинает действовать.
Примечание:
[1] Данная статья была опубликована Борисом Цырковым в «Собрании сочинений» Елены П. Блаватской, том XIII, стр. 364-365. (ККА)