Дисциплина, ведущая к свободе

 

Вопрос о личности настолько важен, что может показаться, будто его успешное решение должно напоминать решение сложной математической задачи. Но величайшие истины – самые простые. И если мы немного поразмыслим над тем, чем не является безличность, возможно, это поможет нам понять, что она такое.

Некоторые яростно выступают против личности. Это не доказывает, что они свободны от нее.

Некоторые говорят мало о ней, но в результате сказанного создается впечатление, что они безличны. Они кажутся такими скромными, но на самом деле они всего лишь расчётливы.

Некоторые боятся говорить о личности, думая, что ее следует избегать, как людоеда.

Третьи проповедуют доктрину безличности, которая исключает из жизни все человеческое и холодно отрицает жизнь. Эта доктрина нетерпима к эволюции – все недостатки должны исчезнуть одним махом.

Безличность – это не разговоры; это не молчание; это не инсинуации; это не отвращение; это не отрицание. Прежде всего, это не дипломатия, за которой скрывается честолюбие.

Безличность означает свободу от личности, но никто из нас не может достичь этого сразу. У нас всё получится, если мы будем упорно, хотя и медленно, преодолевать трудности.

Что касается практических целей, то если в нас проявляется детское сердце; если мы учимся любить прекрасное; если мы становимся более честными, прямолинейными и простыми; если мы начинаем ощущать приятную сторону жизни; если мы начинаем больше любить наших друзей и расширять круг общения; если мы чувствуем, как в нас растет чувство сострадания; если мы любим трудиться для теософии и не требуем какой-либо должности в качестве награды; если мы не слишком беспокоимся о том, являемся ли мы личностью или безличностью – вот это и есть странствие по пути безличности.

000

Приведенная выше статья взята из книги «Дружелюбный философ» Роберта Кросби, «Теософская компания», Лос-Анджелес, 416 стр., 1945/2008, стр. 127-128.