В труде Е.П. Блаватской «Тайная доктрина» содержится много ссылок на древнюю астрологию и астрономию. Изучение ведической астрологии индусов (джйотиш) даст изучающему «Тайную доктрину», знакомому только с западной астрологией, дополнительную информацию о масштабах и природе эзотерической астрологии.

 

Самым трудным препятствием для понимания ведической астрологии было отсутствие научно обоснованной целостной системы. Наибольший прогресс в понимании был достигнут благодаря появлению двух великих авторитетных сочинений по ведической астрологии, которые предлагают полные системы научно обоснованной древней астрологии. Это «Брихат Парашара хора шастра» и «Упадеша-сутры Джаймини».

 

Первое сочинение было написано в форме диалога между ведическим риши Парашарой и его учеником Майтреей. Парашара описывается как арийский Гермес, а Майтрейя – как индийский Асклепий. (ТД, I, стр. 286) Джаймини был автором Упадеша-сутр. Он был сыном Парашары и считался учеником мудреца Вьясы. Он считается основателем философской школы миманса и автором миманса-сутр.

 

Эти два сочинения являются лучшими из доступных ныне источников подлинного учения ведической астрологии, однако они далеки от совершенства. Сочинение Парашары было составлено на основе сохранившихся сочинений 1800-х годов и является неполным и искаженным. Сочинение Джаймини также искажено; большая его часть написана шифром на санскрите. Математические расчеты приведены, но ключи, объясняющие, как их использовать, недоступны.

 

«Астрономические и астрологические ключи, открывающие врата, ведущие к тайнам теогонии, можно найти только в более поздних объяснениях, которые сопровождают стансы…Без помощи более поздних комментариев, составленных поколениями адептов, было бы невозможно правильно понять смысл». (ТД, II, стр. 23)

 

Тем не менее, эти два сочинения являются лучшими источниками для понимания древней астрологии, поскольку ведические астрологи располагали накопленными веками расчетами и наблюдениями и были покровителями длинной череды астрологов, которые передавали свои знания от одного к другому.

 

«Если азиаты были могущественными, образованными и мудрыми, то именно сила и время были причиной их заслуг и успехов во всех областях… они терпеливо накапливали знания, а продолжительный опыт породил мудрость. Именно древность народов Востока принесла им научную славу». (ТД, I, стр. 660)

 

Несмотря на ограниченность сохранившихся ведических астрологических трактатов, они содержат важные уроки об астрологии и науке о зодиаке, которые также содержатся в «Тайной доктрине».

 

1) Астрология имеет высочайшую древность и универсальность.

 

2) Астрономия и астрология изначально были одним и тем же понятием и изучались совместно. Астрономия обеспечила научную основу астрологии, а астрология была душой астрономии.

 

3) Астрология основана на астрономических наблюдениях в течение длительных периодов времени.

 

4) Поскольку вселенная функционирует в гармонии с математикой и геометрией, необходимы сложные математические расчеты, совпадающие с наблюдаемыми и повторяющимися астрономическими явлениями.

 

5) Полное знание астрологии требует знания ключей к ее символике и интуитивного понимания того, как их использовать и толковать.

 

6) Ведическая астрология основана на понимании кармы, циклов и влияния скрытых разумных духовных сущностей, которые являются проводниками кармы. «У высшего нерожденного духа было много нисхождений (эманаций). Джанардана в форме грах (планет) вознаграждает за плоды кармы живого существа». Брихат Парашара хора шастра, Повествование об аватарах, 3. (Слова в круглых скобках добавлены автором этой статьи.) [1]

 

Другими словами, планеты не вознаграждают и не наказывают, они являются средством, с помощью которого можно узнать о плодах кармы на опыте.

 

Прежде чем приступить к рассмотрению некоторых основных понятий и терминов ведической астрологии, полезно рассмотреть элементарное астрономическое понятие «локального пространства» и воображаемых линий, которые его разделяют, поскольку все расчеты и наблюдения основаны на этом понятии.

 

Представьте землю в виде сферы в космосе. Где бы ни находился наблюдатель в момент своего рождения на земном шаре, пространство, окружающее наблюдателя, является его «ЛОКАЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ». Когда наблюдатель смотрит прямо перед собой, та плоскость, которая пересекает его поле зрения и горизонт отделяет небо вверху от земли внизу. Горизонтальная плоскость земли называется «ЭКВАТОР». Самая удалённая точка, которую может увидеть наблюдатель, глядя на восток вдоль горизонта, называется «ВОСТОЧНОЙ ТОЧКОЙ». С этой точки, первая звезда (созвездие), которая покажется восходящей над горизонтом, будет асцендентом или наиболее важной звездой в жизни человека. Это астрологическая звезда человека, которая связана с личностью, родившейся под этим созвездием. Все остальные расчеты влияния планет и созвездий на личность основаны на этой точке и времени в пространстве. Эта первая точка/время в пространстве простирается на 30 градусов к северу от восточной точки и называется первым домом (точкой «лагна»). Каждый последующий 30-градусный дом, которых всего двенадцать, в ведической астрологии называется «бхава».

 

В ведической астрологии ЗОДИАК, или «круг существ», состоит из двенадцати РАШИ. Раши – это буквально «куча», «скопление» или «нагромождение» в пространстве, составляющим одну двенадцатую часть зодиака, называемую на санскрите кали-рупой или «круговой фигурой времени».

 

Двенадцать раши обозначаются знаками зодиака. Греки называли двенадцать знаков в честь двенадцати звездных созвездий. У индусов есть свои собственные названия на санскрите для каждого из этих знаков. Порядок расположения 12 знаков является фиксированным. Созвездие Овна всегда первое, созвездие Рыб всегда последнее.

 

Однако конкретное раши (созвездие), которое является асцендентом в момент рождения человека, является его первой бхавой. Последующие созвездия в определенном порядке становятся 2-й, 3-й, 4-й … бхавами по очереди. Каждое раши оказывает свое особое влияние, но это будет зависеть от того, в какую бхаву оно входит. И это будет зависеть от места и времени рождения человека. Другими словами, человек не просто рождается под определенным знаком, но рождается под корректированным влиянием этого знака в зависимости от того, в какой бхаве он находится.

 

Согласно «Тайной доктрине», астрология является душой астрономии. В ведической астрологии, хотя раши являются частями астрономического пространства, они наделены собственным сознанием и разумной силой.

 

Сознание и разумная сила раши определяются планетой, которая им управляет. Правящая планета символизирует сознание и разумную силу, которые ею управляют, и называется владыкой планеты. Каждая из правящих планет 12 раши обладает своей созидательной разумной силой, или АВАСТХОЙ. Сознание раши изменяет сознание каждой из планет, входящих в его пространство. Знак раши символизирует его влияние, и это влияние может быть благоприятным или неблагоприятным для человека, в зависимости от того, в какой бхаве/доме оно находится для этого человека.

 

«Иерархия созидательных сил делится на семь эзотерических классов… в рамках двенадцати великих разрядов, обозначенных двенадцатью знаками зодиака» (ТД, I, стр. 213) Эти семь классов сил также связаны с планетами.

 

«Тот, кто верит во всё это, должен также верить в многочисленные комбинации семи планет оккультизма и каббалы с двенадцатью знаками зодиака; и приписывать, как это делаем мы, каждой планете и каждому созвездию влияние, которое (…) является (…) благотворным или пагубным, и все это в соответствии с планетарным духом, который управляет ими». (ТД, I, стр. 79)

 

«Живые духовные силы созвездий (…) [проявляются] в движении и положении звёзд и планет». (ТД, II, стр. 76)

 

Согласно «Тайной доктрине», звёзды и созвездия оказывают влияние на отдельных людей, нации и человечество в целом. В связи с влиянием определенного созвездия могут быть известны будущие события в порядке их возникновения. Периодическое движение созвездий и звезд влияет на цикл событий на земле и может быть определено с помощью астрономических расчетов. Каждое из двенадцати созвездий, по отдельности или в сочетании с другими знаками зодиака, оказывает хорошее или дурное влияние. Влияние созвездия, под которым человек родился, зависит от характеристик оживляющего принципа или разумных сил, которые руководят им. (ТД, I, стр. 638) Семь главных планет и связанные с ними семь иерархий, невидимые действенные силы, управляют созвездиями. Эти разумные силы, оживляющие звезды, также оживляют планеты.

 

«Существует всего семь планет (особенно связанных с землей) и двенадцать домов, но возможные сочетания их аспектов бесчисленны. Поскольку каждая планета может предстать перед каждой из других в двенадцати различных аспектах, их комбинации, следовательно, могут быть почти бесконечными; на самом деле, они так же бесконечны, как духовные, психические, умственные и физические способности у бесчисленных видов рода человеческого, каждый из которых рождается под одной из семь планет и одним из упомянутых бесчисленных планетарных комбинаций». (ТД, I, стр. 573 и далее)

 

В ведической астрологии планеты, последовательно поднимающиеся над восточной точкой горизонта, распределяются вокруг раши в соответствии с их отношением к созвездию в первом доме. Считается, что планеты, появляющиеся в одном и том же раши, находятся в соединении. Различные взаимосвязи между планетами в их соответствующих раши называются их АСПЕКТАМИ, и они оказывают воздействие друг друга.

Эти взаимосвязи меняются в считанные секунды, но их регулярное повторение и воздействие можно рассчитать, зафиксировать и предсказать, так же, как и продолжительность их воздействия на ход событий. Созвездия, планеты, солнце и луна становятся неизменными измерителями времени. Их сила и периодичность были хорошо известны древним астрологам. Для овладения полной системой ведической астрономии потребовалась целая жизнь, посвященная изучению и практике. Изучение этой системы выходит за рамки данной статьи. Однако понимание ее основных понятий и терминов показывает, что она пронизана основными понятиями и учениями «Тайной доктрины». Как и в случае с изучением эзотерической философии, наибольшая польза от изучения ведической астрологии заключается в том, что она помогает человеку обрести более истинное понимание самого себя, своего долга и своих взаимоотношений с природой. [2]

 

Сноски:

[1] «Граха-сутры», стр. 19.

[2] «Граха-сутры» содержат перевод «Брихат Парашара хора шастры», а также комментарии. В первом томе «Джаймини-сутры» дается подробное объяснение Упадеша-сутр Джаймини. «Небесный свод» представляет собой введение в основы классической астрологии Парашары.

000