Светлая сторона Сатурна
Золотой век, эпоха Водолея и планета с кольцами
«То здесь, то там мерцают точки света (…). Если маяку арийского оккультизма суждено когда-нибудь снова зажечься, эти рассеянные искры следует соединить в его пламя».
(«Письма Махатм» №81, стр. 384)
«Раздобудь шестипенсовую лампу, следи, чтобы в ней всегда было масло, и ты сможешь зажёчь её пламенем лампы, свечи и огни всего земного шара, не уменьшая этого пламени».
(« Тайная доктрина», Е.П.Б., Т I, стр. 121-122)
В последней главе мы рассмотрим оккультную связь между Сатурном, суровым владыкой нашей солнечной системы, и заявлением Е.П.Б., что земля может быть «небом» в 21-м веке. [1]
Для тех, кто привык к обычному содержанию средств массовой информации первой половины 21-го века, оптимистичный взгляд на будущее довольно поразителен, если вообще неприемлем.
Тем не менее, жизнь гораздо удивительнее, чем современная журналистика и художественная литература.
Мы уже видели, что основательница современного эзотерического движения привела даты и продолжительность последних астрологических эпох, указывая на то, что 1900 год должен был стать концом эры Рыб и начальной точкой эры Водолея.
Она понимала, что расширение высшего сознания, вызванное новой эрой Водолея, поначалу будет крайне болезненным. В том же абзаце, говоря о равноденствии, она добавила: «Когда через несколько лет оно войдет в знак Водолея, у психологов появится дополнительная работа, и психическая идиосинкразия человечества претерпит большие изменения».
Тем не менее, переход между астрологическими эрами — сложный процесс, и его последствия станут очевидными только через несколько сотен лет. 21-й век заключает в себе сильное нумерологическое число или 3 раза по 7, и Е.П.Б. дала яркое пророческое утверждение в отношении кармического содержания этого периода: «… Но заблуждение властно только на поверхности, так как оккультная природа не пускает его глубже, ведь та же оккультная природа окутывает весь земной шар по всем направлениям, не оставляя даже ни одного самого тёмного уголка без присмотра. И, будь то феномен или чудо, приманка духов или епископский посох, оккультизм должен одержать победу, прежде чем нынешняя эра достигнет «тройного семилетия Шани[2] (Сатурна)» западного цикла в Европе, другими словами, до конца XXI века»[3].
Действительно, сильные слова и тот факт, что Е.П.Б. упоминает Сатурн в этих строках, совсем не случайны. С астрологической точки зрения, Сатурн является строгим владыкой низшей четверицы или базового «я» в людях. И высшей триаде, или духовной душе, нечего терять от медленных, мощных движений того планетарного духа, физический носитель которого Камиль Фламмарион назвал «чудом солнечной системы».[4]
У планеты несколько колец и десятки лун, и мы должны помнить о разнице между его телом и духом. Е.П.Б. писала: «Сатурна, «отца богов» не следует путать с его тёзкой – планетой с тем же названием… Эти двое (хотя с одной стороны тождественны, как, например, физический человек и его душа) должны рассматриваться отдельно при рассмотрении поклонения»[5].
Таким образом, физическая планета Сатурн является носителем мифического Сатурна. Хотя между материальными и духовными аспектами этой планеты существует чёткое различие, и взаимодействие между ними очень похоже на отношения между физическим человеком и его душой. Эта планета является владыкой кармы, времени и устроения. Она руководит нашим кармическим урожаем, но также является регентом крийямана-кармы, новой кармы, которую мы насаждаем каждую минуту. Сатурн помогает использовать имеющиеся у нас возможности, чтобы достичь длительного счастья. Владыка концентрации, Сатурн играет важную роль в лестнице на небеса, которой учали в мистических мифических мистериях древнего Рима. Говорят, что у этой лестницы семь ступеней. Первая ступень соответствует «небу Сатурна», то есть духу этой планеты. [6]
В любой сакральной лестнице первая ступенька наверх представляет переход от нижней земли к небу. Первая ступенька заставляет нас оказывать сопротивление пограничной зоне между материальными и божественными величинами жизни. Таким образом, астрономически Сатурн является планетой колец и устанавливает границу между «внутренним» и «галактическим» разделами нашей солнечной системы. Мифологически этот дух-планета также соответствует иудейско-христианскому богу Иегове. Хронос / Сатурн, строгий Бог в райском Золотом веке пытается сохранить духовную жизнь, предотвращая преждевременное отделение личностных эго в конце первых рас. Он «пожирает» своих детей (то есть личностные эго), возвращая их в недифференцированную единицу, пока не пришло подходящее время для их выхода. Когда, наконец, происходит разделение / дифференциация, даётся строгое и серьёзное предупреждение от Господа Сатурна, который посылает Адама (третью корень-расу) из Сада в трудный мир дуальной жизни (Бытие, 3).
У Сатурна много имён, и в «Разоблачённой Изиде» мы читаем:
«Илда Баоф, «сын тьмы» и создатель материального мира, был поселён на планете Сатурн, что ещё больше отождествляет его с еврейским Иеговой, который был самим Сатурном, согласно офитам, которые не признавали имя, данное ему на Синае. Из Илда Баофа исходят шесть духов, которые соответственно живут со своим отцом на семи планетах»[7].
Эти семь планет, как объясняет Блаватская в том же абзаце, Сатурн, Марс, Солнце, Луна, Юпитер, Меркурий и Венера, всё те же небесные тела, которые образуют лестницу Митры на небеса.
Е.П.Б. признавала Сатурна царём золотого века. Во многих различных преданиях существует прямая связь между пробуждением высшего разума и появлением золотых веков. В буддизме и других религиях золотой (или желтый) цвет является символом божественного сознания. Любой золотой век – это век буддхи-манаса или духовного разума, и существует прямая связь между этим высшим разумом и Сатурном.
Мы находим вдохновляющую информацию в «Энциклопедии мифов и легенд» Коттерелла. Вставленные мою слова даны в скобках: «Сатурн, как и КРОНОС, считался правителем далекого Золотого века, когда жизнь была лёгкой и мирной. В этот век он учил людей обрабатывать поля и вести цивилизованный образ жизни. Уже в пятом веке до нашей эры храм Сатурна стоял в Форуме в Риме и служил сокровищницей. Праздник Сатурналии приходился на декабрь [при входе Солнца в созвездие Козерога] и длился семь дней. Во время трапезы [на празднике] люди ели все вместе [знаменуя всеобщее братство независимо от их жесткой системы социальных классов] и обменивались подарками на трапезе, бывшей в Форуме» [8].
Современное Рождество также празднуется в декабре и под знаком Козерога, чьим регентом является Сатурн. Это также время празднования вселенского братства и обмена подарками; оно длится чуть более семи дней, с 25 декабря по 1 января. Что касается нашей недели, то день Сатурна традиционно считается седьмым днём, посвящённым отдыху, молитве и гармонии.
Мифический Сатурн был изгнан в Рим, и поэт Овидий писал так в «Фастах» 1-235-238:
«(…)Помню я, как приняла страна эта бога Сатурна,
Что из небесных краёв изгнан Юпитером был.
Долго здешний народ сохранял Сатурново имя;
Лацием после того божий назвался приют». [9]
В действительности, согласно древней этимологии, само слово Latium (в современном написании Лацио, то есть латинский и пр.) происходит от слова «latere», «быть скрытым», и относится к Сатурну.
Изгнанный бог обосновался в Капитолии, месте рождения будущего города Рима. Он основал укреплённый город, который в некоторых мифологических версиях называется Сатурния. Он был принят Янусом, намного более старшим богом Италии, который также пришёл из Греции. Два бога мирно делили власть в Latium. Приход Сатурна в Италию положил начало золотому веку, aetas aurea, когда, как говорит Овидий в «Метаморфозах» (1-107-8):
«Вечно стояла весна; приятный, прохладным дыханьем
Ласково нежил зефир цветы, не знавшие сева»[10].
Виргилий пишет об этом золотом веке:
«Сами домой понесут молоком отягчённое вымя
Козы, и грозные львы стадам уже страшны не будут.
Будет сама колыбель услаждать тебя щедро цветами»[11].
И Виргилий добавляет в «Георгиках», 2, 538-540:
«Жил Сатурн золотой на земле подобною жизнью.
И не слыхали тогда, чтобы труб надувались гортани».
Жизнь циклична, и это просвещённое прошлое держит ключи от будущего. Е.П. Блаватская написала такие слова о следующей и яркой фазе человеческой истории, которую она помогла подготовить: «Если победа останется за теософией и её всеобъемлющая философия прочно укоренится в умах и сердцах людей, а её учение о реинкарнации и карме, другими словами, о надежде и ответственности, найдёт пристанище в жизни последующих поколений, то заря дня радости и счастья, действительно воссияет для всех страждущих и отверженных. Ведь истинная теософия –это АЛЬТРУИЗМ и …братская любовь, взаимопомощь и непоколебимая преданность Истине. И как только люди поймут, что именно в этом истинное счастье, а не в богатстве, собственности или эгоистичных наслаждениях, то чёрные тучи рассеются и на земле родится новое человечество. И тогда действительно настанет ЗОЛОТОЙ ВЕК». [12]
В 21-м веке безмолвное влияние Сатурна и изначальное учение теософии помогают нам восстановить в какой-то мере высшее сознание, которое является источником всех золотых цивилизаций. В настоящем цикле это означает пробуждение шестого, интуитивного под-принципа, внутри пятого, духовного принципа, другими словами, возрождение духовного разума, более высокий уровень сознания, из которого следующая цивилизация эманирует уже в течение нескольких столетий. Это – естественный процесс нового века, заново открывающий светлую сторону Сатурна. Настало время вспомнить, что красивая планета с кольцами на протяжении многих веков была единственным астрологическим регентом Водолея, до открытия Урана в 1781 году.[13]
Поскольку Сатурн является со-регентом эры Водолея, он будет играть всё более вдохновляющую роль во время нового цикла. Отчасти благодаря этому суровому владыке закон Всеобщего Братства уже может быть лучше понят и принят нами. Теософское движение является центральной частью символической лестницы, соединяющей наше человечество с Учителями, которые его направляют.
Когда Теософское движение пересекает океан времени, оно должно оставаться верным восточной мудрости. Однако центральный или командный пункт движения не может быть внешним. Он должно быть сознательно установлен в сознании каждого искреннего и независимого теософа.
[1] «Ключ к теософии», стр. 305, 1987г.
[2] Шани́ (санскр. शनि), в индийской астрономии и астрологии — планета Сатурн. – Прим. пер.
[3] «Тайная доктрина», Т. 3, Отдел 1. — Прим. пер.
[4] «Les Étoiles et les Curiosités du Ciel», Камиль Фламмарион, К. Марпон и Э. Фламмарион, Эдитур, 1882, стр. 641.
[5] «Собрание сочинений Е.П. Блаватская », том XIV, стр. 334
[6] «Mitologia Grega», Хунито де Соуза Мурао, Эдитора Возес, Рио-де-Жанейро, три тома, см. Том II, стр. 60–61. См. Также книгу «Митры, мистерии и заново открытое посвящение» Д. Джейсона Купера, Сэмюэль Вайзер, Инк., США, стр. 113-114.
[7] «Разоблачённая Изида», Т. 2, стр. 294
[8] «Энциклопедия мифов и легенд», автор Артур Коттерелл, Marshall Editions, London, 1989, стр. 157, ст. «Сатурн».
[9] Перевод Ф. А. Петровского. – Прим. пер.
[10] Перевод С.В. Шервинского. – Прим. пер.
[11] Перевод С.В. Шервинского. – Прим. пер.
[12] «Е.П. Блаватская Собрание сочинений », том XI (1889), TPH, США, 1973, стр. 202.
[13] «Энциклопедия астрологии», Джеймс Р. Льюис, издательство Makron Gold, Сан-Паулу, Бразилия, 1998, стр. 477.