Пять аспектов теософского пути

 

 

  1. Обстоятельства и самоопределение

 

Теософия предлагает нам исследовать силу обстоятельств над жизнью.

 

Когда мы думаем об изменении нашего существования, мы должны спросить себя, что именно мы хотим изменить. Что мешает счастью? Дело ли в самих обстоятельствах или в том, как мы к ним относимся?

 

Тот, кто может смотреть только вовне, будет считать, что внешняя ситуация должна измениться, чтобы было комфортно и приятно. Однако если у нас хватит сил обратить взор на себя, то мы увидим кое-что принципиально важное, а именно, только меняя себя, мы устраняем источник дискомфорта. Это не исключает внешних изменений, но дает нам силы спокойно совершить необходимые изменения и спокойно рассмотреть, какие изменения возможны, необходимы и целесообразны.

 

Если бы мы меняли только окружающие нас обстоятельства, мы бы быстро уставали от новой ситуации. Тогда у нас появлялось бы желание других внешних изменений, и мы снова и снова искали бы «новшества» из-за недостатка внутренней силы и отсутствия комфорта для себя.

 

Любой изучающий теософию, которому суждено победить, никуда не торопится.

 

Он продвигается шаг за шагом по пути, который ведет от жизни обстоятельств, с ее постоянной нестабильностью, к стабильному существованию того, кто знает свои цели. Такой исследователь учится жить, применяя известную ему мудрость. Он расширяет диапазон своих знаний в сотрудничестве с другими исследователями и таким образом приводит в движение причины истинного и безусловного счастья.

 

  1. Учимся падать, или дзюдо в теософии

 

Никто из тех, кто принимает серьезное решение и посвящает себя своей духовной душе, не должен думать, что это обязательство линейно, условно или механистично. Сначала он будет устойчив только во внутреннем пространстве собственного сознания, но не в мире. Пилигрим совершит тысячу ошибок.

 

Вопрос не в том, упадет пилигрим или нет. Он упадет и потерпит неудачу тысячу и двести раз. Первый урок дзюдо состоит в том, чтобы научиться падать.

 

Падать надо с легким телом и лёгкой душой. Нужно быть одновременно расслабленным и гибким, не имея привязанности к акту падения. Падая, надо сразу наблюдать, как происходит падение, и видеть, в чём ошибка. В результате точной траектории и положения при падении пилигрим естественно может подняться в тот же миг, уделяя все внимание следующим движениям боя. Он сможет определить обстоятельства и быть готовым снова упасть или победить своего противника. Враг — это, по сути, его собственное невежество.

 

По мере того, как мы учимся падать, мы можем использовать препятствия и противоположные энергии в своих интересах. Тогда пилигриму достаточно стараться изо всех сил и набраться терпения. В этих условиях человек сможет изучать небесное царство и наблюдать за ним, твёрдо стоя на земле.

 

3.Обязательство в храме

 

Когда мы умеем падать и снова подниматься, фундамент храма прочен и стены крепки.

 

Божественный храм строится в тишине; до него не доходят мирские звуки. [1]

Аура вокруг этого храма успокаивает шум мира, открывая таинственный поток вечного света и безграничной жизни. Оккультный храм не материален. Он не может быть уничтожено временем. Он существует и укрепляется в сердцах доброжелательных людей.

 

Согласно теософской литературе, материальные храмы не имеют большой ценности. Решение идти по сакральному пути должно приниматься с полной ответственностью в храме своего сердца, во внутреннем святилище, где обитает бессмертная душа. Именно в этом месте должно храниться и регулярно обновляться решение делать все возможное в течение нескольких воплощений. В нужный момент любого существования обязательство приберегается в сфере сознательной жизни и возобновляется с некоторыми отличиями в формулировках, но с тем же сущностным смыслом.

 

Решение, принятое в храме сердца, ускоряет пробуждение высшего Я и защищает его от опасностей невежества. Степень фактической защиты зависит от личных заслуг и возможностей коллективной кармы.

 

Решение сердца ускоряет карму. Выявляет его слабые места и ошибки, которые необходимо исправить. Путь светлый внутри и крутой снаружи. Чтобы идти по пути, нужно время, необходимы терпение и настойчивость. Каждая трудность — это урок, преподанный жизнью. Каждое препятствие побуждает пилигрима устранять один или два аспекта накопленного невежества, лежащего в основе человеческих страданий.

 

Став ответственным исследователем вселенского Закона, искатель истины достигает тихого блаженства безусловного счастья.

 

4.Высший фокус, антахкарана и изменение жизни

 

Каким образом абстрактный невидимый храм бессмертной души может выразить себя в мире?

 

В этом храм зависит от нижней части антахкараны, моста между низшим «я» и бессмертной душой.

 

Когда мы думаем об антахкаране, мы часто визуализируем её так, как будто наше сознание находится в низшем «я». Если это так, укрепление контакта с высшим «я» означает открытие большого окна в верхний мир.

 

Но что происходит, когда сознание с особой силой фокусируется на высшем Я, за счет расширения кругозора и глубины собственного видения жизни? Что, если кто-то рождается в условиях, значительно отличающихся от тех, что преобладали в его предыдущей жизни, в течение которой он, возможно, радикально расширил свою антахкарану?

 

Иллюстрацию такой проблемы можно найти в первых главах романа «Идиот» Федора Михайловича Достоевского. В то время как шестой принцип (духовный разум) чрезвычайно активен, в работе низшего «я» есть серьезные ограничения. У индивидуума могут быть трудности с владением собой в течение первой половины жизни, если только он не окружен людьми, способными понять его, поддерживать его в приобретении внутреннего жизненного опыта и преподавать ему азы, облегчающие ему развитие лучших способностей.

 

Один и тот же контраст, заключающий в себе опасность, ждёт каждого человека. Детство — это место встречи блаженного состояния дэвачана (божественного «места», где человек живет до своего рождения) и тяжелых условий физической жизни. Трудности, с которыми столкнулась Е. П. Блаватская в своем низшем я, являются примерами того же контраста. «Безумие» св. Франциска Ассизского в юности, согласно легенде о его жизни, — еще один пример. Пристойное и безобидное, но «эксцентричное» поведение других людей, руководствующихся своим высшим «я», вошло в поговорку в различных культурных традициях.

 

Особое значение, придаваемое совершенствованию самопознания, чувства собственного достоинства и владения собой (чему учат в «Письмах Учителей Мудрости»), обусловлено ​​тем, что эти три фактора необходимы для поддержания стабильного расширения антахкараны и духовного Я. Нужно правильно управлять своим высшим сознанием, находясь в низшем «я» во время его повседневных действий.

 

Главный фокус сознания доминирует над тем уровнем территории, на котором он предпочтительно расположен, и имеет более слабое влияние на уровни территории, которые ему не принадлежат. Любой, кто расширяет свою антахкарану, должен упростить свою жизнь на плане низшего «я», чтобы правильно управлять ею, удерживая основное внимание на высшем плане.

 

Сила пилигрима уменьшается в его низшем «я» и в отношении внешних предметов. Его можно даже считать полным неудачником в этих областях жизни. Он должен отказаться от таких форм «борьбы за жизнь» и благословить свои «личные поражения»; они освобождают его для концентрации внимания на абстрактных и возвышенных планах.

 

Процесс оставления внешних объектов и ситуаций может быть постепенным. В большинстве случаев расширение антахкараны происходит постепенно. Но что происходит, если кто-то переживает мощное расширение антахкараны в течение короткого промежутка времени или внезапно?

 

Резкое усиление присутствия высшего Я в эмоциональной и физической жизни индивидуума, чьи структуры еще условны, вызывает в его сознании сильную бурю. Интенсивная «реструктуризация» низшего «я» может показаться хаотичной тем, кто наблюдает за процессом, если только переход не будет построен шаг за шагом и после того, как человек ясно увидит его целиком.

 

В любом случае, ключом к прогрессу является постепенно возрастающая комбинация самопознания, владения собой и преобразования себя. Увидеть цель можно очень быстро, но путь к ней требует больше времени. Значительное изменение внешней жизненной структуры того, кто смог глубоко проникнуть в суть собственного существования, может быть осуществлено после того, как будет разработан проект правильного, эффективного, сбалансированного и нравственно ответственного изменения. Затем проект можно реализовать на практике шаг за шагом, подвергая его переоценке после каждого основного шага. Когда происходит индивидуальное пробуждение в свете правильного педагогического подхода к теософии, перемена в жизни не чувствуется как отказ от того, что уже бесполезно. Человек испытывает чувство благодарности за все предыдущие этапы жизни. Изменения вносятся для того, чтобы построить что-то большее и лучшее. Истинная непривязанность, несущая внутреннюю свободу, соседствует с искренней благодарностью.

 

В теософии правильное управление духовным прогрессом представляет собой сложную и фундаментально важную задачу. Это в равной степени важно для тех, кто медленно и постепенно расширяет своё восприятие жизни.

 

Каждый изучающий философию должен убедиться, что его внутреннее пробуждение изменит внешнюю жизнь и его существование не останется жертвой слепой рутины. Долг каждого, кто ищет истину (долг перед своей бессмертной душой и перед всеми вокруг), заключается в том, чтобы ответственно и благоразумно обновлять свой мир; чтобы его жизнь могла все больше проявлять солнечный свет, исходящий от его собственного высшего Я. И когда возникают приятные моменты, их нужно проживать в совершенном смирении.

 

  1. Закрепление победы

 

В теософии недостаточно победить. Нужно закрепить победу, чтобы она стала долговременным опытом, который постепенно становится все шире и глубже.

 

Опасность ошибки заключается не только в поражении. Неудача — хороший учитель, и ею есть за что благодарить. С другой стороны, вероятность потерять здравый смысл может быть особенно велика в момент победы. Если не принимать её смиренно с отстраненностью и безмятежностью, победа может ослепить наивных и неосведомленных людей. Момент победы является решающим; он может подготовить длинную череду других побед; он также может открыть дверь к поражению, которое сведет на нет достигнутый успех.

 

Склонность человека к победе зависит от его проницательности. Тот, у кого есть здравый смысл, одинаково относится и к победе, и к поражению. Если он получает хорошие новости, он избегает поверхностной радости. Он оставляет глупцам бурное празднование победы. Когда приходят неприятные новости, он использует внутреннюю энергию, накопленную во время побед, и смотрит на страдания как можно спокойнее, ища тайную брешь и возможность, которые могут привести его от поражения к победе. Он остается стабильным во время взлетов и падений жизни, потому что знает, что только спокойствие позволяет ему добиться прочной победы.

 

Когда мы получаем хорошие новости и видим успех наших усилий, мы должны помнить, что наша главная цель относится к долгосрочной перспективе. Каждая победа — это на самом деле маленький шаг вперёд, и её мы должны закреплять, молча, при этом спокойно наблюдая за своими ограничениями.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

[1] Подобно строительству храма Соломона, см. 3 Царств, 6:7.

 

000