Письмо Е. П. Блаватской, Религиозно-философский журнал, январь 1878 г.
Редактору журнала:
Уважаемый сэр: — Я вынуждена просить вас снова предоставить мне немного места для дальнейшего разъяснения очень важного вопроса — вопроса об «элементалах» и «элементариях». К несчастью, в наших европейских языках нет терминов, отражающих различные степени и состояния духовных существ. Но, конечно, меня нельзя винить ни за вышеупомянутый лингвистический недостаток, ни за то, что некоторые люди неспособны понять, что я имею в виду! Я устала всё время повторять, что в этом вопросе я не претендую на оригинальность. Мои доктрины – это всего лишь суть того, что говорили многие каббалисты до меня, и сегодня я намерена доказать это с вашего любезного разрешения.
Меня обвиняют (1) в том, что я «делаю кульбиты» и перескакиваю с одной идеи на другую. Подсудимый не признает себя виновным; (2) в том, что я извлекаю не только слова, но и философию из глубин своего сознания; подсудимый делает то же самое заявление; (3) в неоднократном утверждении, что «разумные духи, отличные от тех, кто прошел через земной опыт в человеческом теле, имели отношение к манифестациям, известным как феномены спиритизма»; всё верно, и подсудимый повторяет то же заявление; (4) в том, что я зашла в своих смелых и необоснованных теориях «дальше самого великого Элифаса Леви». В самом деле? Если бы я зашла так же далеко, как он (см. его книгу «Наука о духах»), я бы отрицала, что отдельная так называемая спиритическая манифестация является нечто большим, чем просто галлюцинацией, производимой бездушными элементалами, которых он называет «элементарными». (См. «Учение и ритуал высшей магии».)
Меня спрашивают: «Какие доказательства существования элементалов?» В свою очередь, я спрашиваю, а какие есть доказательства существования «диакки», «проводников», «кружков» и «духов-руководителей»? И все же все эти термины распространены среди спиритуалистов. Доказательством служит единодушное свидетельство бесчисленных наблюдателей и компетентных экспериментаторов. Если спиритуалисты не могут или не хотят поехать в те страны, где таковые живут, и таковые доказательства доступны, они, по крайней мере, не имеют права прямо в лицо лгать тем, кто видел и адептов, и доказательства. Мои свидетели – это живые люди, преподающие философию древних веков и иллюстрирующие ее примерами; их же свидетели – те самые «проводники» и «духи-руководители», которые до настоящего времени в лучшем случае гипотетичны, и чьи утверждения неоднократно признавались самими спиритуалистами противоречивыми и ложными.
Если мои нынешние критики настаивают на том, что с тех пор, как началось обсуждение этого вопроса, бестелесная душа никогда не описывалась как «элементарий», я просто указываю на номер лондонского «Спиритуалиста» за 18 февраля 1876 года [стр.74], опубликованный почти два года назад, в котором корреспондент, наверняка изучавший оккультные науки, пишет:
«Разве не вероятно, что некоторые из элементарных духов злого типа являются теми духовными телами, которые, лишь недавно развоплотившись, находятся накануне вечного распада и которые продолжают свое временное существование за счёт того, что вампиризируют тех, кто все еще находится во плоти? У них было существование; они никогда не достигали объективной реальности».
Обратите внимание на две вещи: признаётся существование человеческих элементариев кроме гномов, сильфов, ундин и саламандр — существ чисто стихийных; и рассматривается возможное уничтожение души.
Парацельс в своей книге «Великая астрономия»[1] пишет:
«Поток астрального света с его особыми обитателями, гномами, сильфами и прочими, преобразуется в человеческий свет в момент зачатия, и становится первой оболочкой души — ее более грубой частью; в сочетании с наиболее тонкими флюидами он образует звездный (астральный или эфирный) фантом — внутреннего человека».
А Элифас Леви пишет:
«Астральный свет насыщен элементарными душами, которые он высвобождает при непрерывном порождении существ… При рождении они влияют на четыре темперамента ребёнка: стихия гномов преобладает у меланхоликов; стихия саламандр – у сангвиников; стихия ундин – у флегматиков; стихия сильфов – у легкомысленных и раздражительных типов… Это – духи, которых мы обозначаем термином оккультные стихии». («Учение и ритуал высшей магии», Т. II, глава о заклинании четырех классов элементариев.)
«Да, да, — замечает он (там же, стр. 164), — эти духи стихий действительно существуют. Одни блуждают в своих сферах, другие пытаются воплотиться, третьи же уже воплотились и живут на земле. Это порочные и несовершенные люди».
Обратите внимание, что здесь нам описали более или менее «разумных духов, отличных от тех, кто прошел через земной опыт в человеческом теле». Если бы они не были разумными, они не знали бы, как пытаться воплотиться на земле. Порочных элементалов или элементариев привлекают порочные родители; они наслаждаются их атмосферой, и таким образом пороки родителей дают им возможность увековечить в ребенке отцовскую порочность. Родители бессознательно притягиваются к себе менее разумных «элементалов», которые согласно законам природы, как составные части более грубого астрального тела или души, определяют темперамент ребёнка. Они не могут сопротивляться, как микроскопические животные организмы не могут избежать попадания в наши тела с водой, которую мы пьём. О третьем классе, из сотен классов, с которыми знакомы восточные философы и каббалисты, Элифас Леви, обсуждая спиритические феномены, пишет:
«Они не являются ни душами проклятых, ни заслуживающих порицания людей; элементарные духи подобны детям, любопытным и безобидным, и мучают людей в той мере, в какой им те уделяют внимание».
Он рассматривает их как единственных участников всех бессмысленных и бесполезных физических феноменов на спиритических сеансах. Такие феномены будут происходить, если только ими не будет управлять «воля, более могущественная, чем их собственная». Такая воля может принадлежать живущему адепту, или (поскольку на западных спиритических сеансах таковых нет) эти готовые посредники находятся в распоряжении любого сильного, порочного, привязанного к земле человеческого элементария, который был привлечён к этому месту. В качестве таковых они могут быть использованы в сочетании с астральными эманациями участников сеанса и медиума, как материал, из которого можно создавать материализованных духов.
Леви почти не допускает возможность возвращения духа в объективной форме:
«Добропорядочные умершие приходят к нам во снах; состояние медиумизма – это продолжение сна, это сомнамбулизм во всем его разнообразии и экстазах. Постигните феномен снов, и вы поймете феномены духов».
И далее:
«Согласно одной из великих догм каббалы, душа разрушает себя, чтобы вознестись, и, таким образом, должна была бы вновь облачиться в материю, чтобы сойти. Для уже освобожденного духа есть только один способ объективно проявить себя на земле — он должен вернуться в свое тело и воскреснуть. Это совсем другое дело, чем прятаться под столом или шляпой. Ужасна некромантия или вызывание материализованных духов. Это – преступление против природы. В наших предыдущих сочинениях мы допускали возможность вампиризма и даже пытались его объяснить. Феномены, которые сейчас действительно происходят в Америке и Европе, несомненно, относятся к этой страшной болезни. Медиумы, правда, не едят плоть трупов (как некий Саржент Бертран), но они вдыхают всей своей нервной системой фосфорические эманации разлагающихся трупов, или спектральный свет. Они не вампиры, но они вызывают вампиров. По этой причине почти все они слабого здоровья». («Наука о духах», стр. 258)
Понимают ли отвратительный смысл приведенного выше объяснения те люди в Европе и Америке, которые в некоторых случаях замечали трупный запах в присутствии материализованных духов?
Генри Кунрат был самым ученым каббалистом и величайшим авторитетом у средневековых оккультистов. В одной из глав своей книги “Amphitheatrum Sapientiae Æternae”[2] он приводит иллюстрации четырех основных классов элементарных духов, какими они предстали во время вызываний церемониальной магии перед глазами мага, когда, переступив порог, он приподнял «Покров Изиды». Описание Кунрата подтверждает слова Элифаса Леви. Он говорит нам, что это бестелесные, порочные люди, которые расстались со своим божественным духом и стали элементариями. Они называются так, «потому что притягиваются земной атмосферой и окружены земными элементами». Здесь Кунрат применяет термин «элементарий» к человеческим обреченным душам, в то время как Леви использует его, как мы видели, для обозначения ещё одного класса того же великого семейства (гномов, сильфов, ундин и т.д.) недочеловеческих сущностей.
Передо мной рукопись, первоначально предназначенная для публикации, но удерживаемая по разным причинам. Автор подписывается именем Зевс и является каббалистом с более чем двадцатипятилетним стажем. Этот опытный оккультист, ревностный приверженец Кунрата, излагая учение последнего, также говорит, что каббалисты подразделяли духов стихий на четыре класса, соответствующие четырем темпераментам человека.
Меня обвиняют в отвратительном преступлении за то, что я утверждаю, что некоторые люди теряют свои души и уничтожаются. Но этот последний авторитет по имени Зевс, виновен в равной степени, поскольку пишет:
«Они (каббалисты) учили, что дух человека сошел из великого океана духа и, следовательно, сам по себе чист и божественен; но его душа или капсула из-за (аллегорического) грехопадения Адама стала загрязненной миром тьмы, или миром сатаны (зла), от чего она должна очиститься, прежде чем сможет снова вознестись к небесному блаженству. Предположим, капля воды заключена в капсулу из желатина и брошена в океан; пока капсула остается целой, капля воды остается изолированной; разорвите оболочку, и капля станет частью океана, ее индивидуальное существование прекратится. Так же и с духом, пока его луч заключен в его пластичном посреднике или душе, он обладает индивидуальным существованием. Если эту капсулу (астрального человека, который затем становится элементарием) уничтожить (причём разрушение её может произойти из-за последствий грехов у самых развращенных и порочных людей), то дух вернется обратно в свою первоначальную обитель, то есть индивидуализация человека прекратится…
Это противоречит идее прогресса, которой обычно придерживаются спиритуалисты. Если бы они понимали закон гармонии, то они бы увидели свою ошибку. Только благодаря этому закону может сохраняться индивидуальная жизнь; и чем дальше мы отклоняемся от гармонии, тем труднее ее восстановить».
Возвращаясь к Леви, мы находим у него («Учение и ритуал высшей магии», Т. I, стр. 319) следующее:
«Когда мы умираем, наш внутренний свет (душа) восходит, согласно притяжению своей звезды (духа), но прежде всего он должен избавиться от объятий змея (земного зла или греха), то есть от неочищенного астрального света, который окружает нас и держит его в плену, если только силой воли он сам не освободит и не возвысит себя. Это погружение живой души в мертвый свет (эманации всего, что является злом, которые загрязняют магнетическую атмосферу земли, как испарения болота загрязняют воздух) является ужасной пыткой; душа одновременно замерзает и сгорает в нем».
Каббалисты представляют Адама как древо жизни, стволом которого является человечество; разные народы – ветвями; а отдельные люди – листьями. Каждый лист живет своей индивидуальной жизнью и питается одним соком; но он может жить только посредством ветви, поскольку сама ветвь черпает свою жизнь посредством ствола. В каббале говорится: «Нечестивые – это мертвые листья и мертвая кора дерева. Они падают, умирают, гниют и превращаются в удобрение, которое возвращается к дереву через корень».
Мой друг, мисс Эмили Кислингбери из Лондона, секретарь Британской национальной ассоциации спиритуалистов, которую весьма почитают, которой доверяют и которую любят все, кто ее знает, посылает мне духовное послание, полученное в апреле 1877 года через одну молодую леди, которая является одной из самых чистых и правдивых представительниц ее пола. Следующие фрагменты относятся исключительно к обсуждаемому вопросу:
«Друг, ты прав. Сохраняй наш спиритизм в чистоте и на высоком уровне, ибо есть те, кто хотел бы отказаться от него. Но всё потому, что они не знают силы спиритизма. В некотором смысле, верно то, что дух может победить плоть, но есть те, для кого плотская жизнь дороже жизни духовной; они ступают на опасную почву. Ибо плоть может настолько перерасти дух, что лишит его всякой духовности, и человек станет подобен зверю полевому, у которого не остаётся сил для спасения. Это те, кого церковь называет «отверженными», навеки потерянными, но они не страдают (как учит церковь) в аду осознанно. Они просто умирают, и их нет; их свет гаснет, и у них нет осознанного бытия.
(Вопрос): «Но разве это не уничтожение?»
(Ответ): «Это равносильно уничтожению; они теряют свои индивидуальные сущности и возвращаются в великий резервуар духа — неосознанный дух».
Наконец, меня спрашивают: «Кто такие опытные провидцы?» Я отвечаю, что это те, кого с детства обучали в пагодах использовать свое духовное зрение; те, чье накопленное свидетельство о фундаментальных фактах восточной философии не менялось на протяжении тысячелетий; свидетельство любого поколения подтверждает свидетельство любого предыдущего. Следует ли доверять им в большей или меньшей степени, чем посланиям «кружков», каждый из которых противоречит другому абсолютно так же, как разные религиозные секты, готовые перерезать друг другу глотки, а также медиумам, даже лучшие из которых не знают своей собственной природы и не принимают мудрого руководства и ограничений адепта психической науки?
Никакое всеобъемлющее представление о природе нельзя получить иначе, как только путем применения закона гармонии и аналогии, как в духовном, так и в физическом мире. «Как вверху, так и внизу» — гласит древняя герметическая аксиома. Если бы спиритуалисты применяли её к предмету своих собственных исследований, они поняли бы философскую необходимость существования в мире духа, так же как и в мире материи, закона выживания наиболее приспособленных.
С уважением,
Е. П. Блаватская
[1] «Astronomia Magna: Oder Die gantze Philosophia sagax der grossen vnd kleinen Welt, des von Gott hocherleuchten» «Великая астрономия: или вся философия великого и маленького мира, озаренного Богом»
[2] «Амфитеатр вечной мудрости»