Изучение закона самообновления

 

Мы не считаем года человека, пока у него нет больше ничего, что можно считать.

(Р. У. Эмерсон)

 

Способность удерживать мысленно картину юности во всей её красе, бодрости и великолепии оказывает мощное влияние на сдерживание процессов старости.

Старость начинается в сердце. Когда сердце холодеет, кожа дряхлеет, и возрастные черты отражаются на теле. Ум затуманивается, идеалы размываются, жизненные соки застывают.

Многие люди ждут старости, как времени, когда, как выразился один современный автор, у вас возникает «чувство, что вы никому не нужны, что все, кого вы родили и воспитали, давно вышли на широкую дорогу, по которой вы не можете идти, что даже мысль-жизнь этого мира течёт так быстро, что вы сидите беспомощно в тихой заводи, определяя на ощупь глубину и всегда осторожно и безнадежно отступая назад».

Есть такая вещь, как старость, но не для тех, кто правильно смотрит на жизнь. Такой жалкий, такой трагический конец не для тех, кто любит и любим, потому что они держат свои сердца открытыми для радости и скорби этой жизни; кто проявляет сочувственный интерес к своим ближним, а также к прогрессу и возвышению мира; кто оттачивает свои способности на деле, и чьи умы постоянно добиваются своего, углубляются и растут в любви и служении человечеству. Унылая, бесполезная старость только для тех, кто не научился жить. Приобретение знаний и мудрости должно быть единственным показателем наших дополнительных лет. Профессор Мечников, величайший авторитет в вопросах старения, считает, что можно продлить жизнь с максимальной энергией и свежестью до конца её нормального цикла, когда человек с благодарностью принимает то, что станет действительно счастливым освобождением.  Он утверждает, что инстинкт смерти вытесняет инстинкт жизни, когда телесный механизм приближается к естественному концу нормального истощения. Он считает, что люди должны жить и быть полезными не менее ста двадцати лет.

Автор «Философии долголетия» говорит нам, что человек может дожить до двухсот лет. Жан Фино пишет: «Рассуждая с физиологической точки зрения, человеческое тело обладает несравненной прочностью. Ни один из механизмов, изобретённых человеком, не смог бы вынести в течение одного года непрекращающегося гнёта, который мы возлагаем на наш механизм. Тем не менее, он продолжает выполнять свои функции».

Чего мы боимся, так это преждевременной смерти способностей, лишения энергии, возможностей, разложения тела за много лет до окончания земной жизни. Мы содрогаемся при окончании значительной части жизни, которая связана с работой, деятельностью и счастьем. Ужас старости возрастает, потому что жизнь становится всё интереснее. Никогда не было такого времени, когда оно казалось таким драгоценным, полным возможностей, когда было так много, ради чего нужно жить, как в этом славном настоящем. Никогда ещё не было такого времени, когда было бы так тяжело чувствовать себя выпавшим из стремительного потока жизни. Мы находимся на пороге новой и чудесной эры, и вся раса стоит на цыпочках в предвкушении. Никогда раньше мысль о старости как о разложении и вынужденном бездействии не была так противна человеку.

Но разве кто-то должен с нетерпением ждать такого периода? Именно это ожидание, предчувствие и боязнь наступления старости и делает нас старыми, дряхлыми, бесполезными.

Творческие силы внутри нас строятся на наших внушениях, на наших мысленных моделях, и если мы постоянно навязываем сознанию старческие мысли и образы дряхлости, угасающих способностей, то эти мысли и образы будут воспроизводиться в теле.

Несколько лет назад в одной нью-йоркской больнице молодой человек «умер от старости». Хирурги после вскрытия сказали, что если человеку было на самом деле всего двадцать три года, то, судя внутренним органам, ему было восемьдесят лет! Если вы достигли возраста, который считаете отправной точкой для физического ухудшения, ваше тело будет сочувствовать вашему убеждению. Ваша походка, ваша осанка, ваше выражение лица, ваш общий вид и даже ваши поступки будут соответствовать вашему умственному настрою.

Недавно я разговаривал с одним замечательным мужчиной лет шестидесяти о старении. Мысль о неизбежности процессов старения приводила его в ужас. Неважно, заявлял он, какие бы усилия он ни предпринимал, чтобы предотвратить или отсрочить дряхлость, наступит период убывающего плодородия, и хотя он может бороться с этим, он всегда будет на закате жизни, необратимо двигаясь к закату, всё ближе и ближе к тому времени, когда он будет бесполезен. Он сказал: «Убежденность в том, что каждое мгновение, каждый час, каждый день приближает меня к той яме в земле, из которой никакая сила на небе или земле не может помочь нам выбраться, всегда присутствует в моем уме. Этот прогрессивный, постоянно активный регресс чудовищен. Эта неизбежно дряхлая старость, смотрящая мне в лицо, крадёт у меня счастье, парализует мои усилия и расхолаживает мои замыслы».

«Но зачем вы зацикливаетесь на том, что вас пугает?» – спросил я. «Почему у вас такие старческие мысли? Почему вы визуализируете дряхлость, притупление и ослабление ваших умственных способностей? Если вы испытываете такой ужас перед дряхлостью, потерей памяти, ухудшением зрения, неуверенной походкой и общим ухудшением, которое, как вы полагаете, сопутствует старости, почему бы вам не уйти от этих ужасных мыслей, не изгнать их из головы вместо того, чтобы зацикливаться на них? Разве вы не знаете, что то, на чём вы сосредотачиваетесь, чего вы боитесь, и образы, которые вас так пугают, создают те самые условия, за избавления от которых вы отдали бы что угодно? Если вы действительно хотите остановить процессы старости, вы должны изменить свои мысли. Выбросите из головы всё, что связано с возрастом. Визуализируйте состояния молодости. Говорите себе: «Бог — моя жизнь. Я не могу состариться духом, и это единственная старость, которой следует бояться. Пока мой дух молод; пока во мне живёт мальчик, я не могу стареть».

Трудность стареющих людей заключается в том, что они ставят себя вне того, что могло бы сохранить их молодость. Большинство людей после пятидесяти начинают сторониться детей и молодежи вообще. Они чувствуют, что «им по возрасту не подобает» вести себя так, как они вели себя в молодости, и день ото дня постепенно всё больше и больше приобретают старческие привычки и повадки. Мы встраиваем в свою жизнь паттерны образов, которые держим в уме. Это закон психики. Достигнув того времени, когда у большинства людей обнаруживаются следы старости, вы воображаете, что должны сделать то же самое. Вы начинаете думать, что, вероятно, лучшая ваша деятельность позади и что отныне ваши силы должны уменьшаться. Вы воображаете, что ваши природные способности ухудшаются, что они уже не такие, как раньше; что вы не можете терпеть так много и что вы должны начать понемногу сдавать; меньше заниматься спортом, меньше работать, немного проще относиться к жизни.

В тот момент, когда вы позволите себе думать, что ваши силы начинают ослабевать, так и происходит, и ваш внешний вид и физическое состояние будут следовать вашим убеждениям. Если вы будете держаться за мысль, что ваше честолюбие ослабевает, что ваши способности ухудшаются, вы будете убеждены, что более молодые люди имеют преимущество перед вами, и сначала, добровольно начнете отходить на второй план, образно говоря, за спины более молодых людей. Как только вы сделаете это, вы обречены на то, чтобы отступать всё дальше и дальше в тыл. Вас будут принимать по вашей собственной оценке. После того, как вы признали свой возраст, а в мыслях и на деле признались, что в том, что касается работы и продуктивной отдачи, вы уже не ровня молодым людям, то им, естественно, будут отдаваться предпочтение.

Если бы люди, состарившиеся преждевременно, могли только проанализировать то влияние, которое лишило их неотъемлемого права на молодость, то они обнаружили бы, что в основном они поддавались ложному убеждению, заключавшемуся в том, что они должны состариться примерно в такое-то время; что они испытывали бесполезное беспокойство (всякое беспокойство бесполезно), дурацкую тревогу, которая часто исходит от тщеславия, ревности и потворства таким страстям, как чрезмерная вспыльчивость, мстительность и всякие нездоровые мысли. Если бы они только могли устранить такое влияние из своей жизни, то они бы совершили огромный скачок назад к молодости. Если бы можно было стереть все шрамы и морщины, все последствия наших стареющих мыслей, стареющих эмоций, настроений и страстей, то многие из нас так преобразились бы, так помолодели, что наши друзья едва узнали бы нас. Стареющие мысли, настроения и страсти делают стариками большинство из нас в среднем возрасте.

Законы обновления, омоложения всегда действуют в нас и будут действовать, если мы не будем нейтрализовать их неправильным мышлением. Химические изменения, вызванные в крови и других секрециях беспокойством, страхом, следствием взрывных страстей или любым гнетущим психическим расстройством, приводят в действие процессы старения.

Всё, что мы имеем в качестве твёрдых убеждений в нашей жизни, мы передаём нашим детям, и эти убеждения накапливают силу на протяжении многих веков. Каждый ребенок из христианской страны рождается с верой в то, что шестьдесят или семьдесят лет — это своего рода мера человеческой жизни. Это оформилось в общее верование, и мы начинаем готовиться к концу задолго до установленного срока. До тех пор, пока мы придерживаемся этой веры, мы не можем выкинуть из головы вытекающее из этого внушение, что, когда мы преодолеем полувековой предел, наши силы начнут слабеть. Сама мысль о том, что мы достигли предела нашего развития, что нужно оставить всякую надежду на дальнейший прогресс, имеет тенденцию всё глубже и глубже впечатывать в наше сознание образ старости и убежденность в неё, и, конечно, творческие процессы могут лишь воспроизводить данную им модель.

Некоторые люди пересекают линию зенита, от которой, по их убеждению, они должны отныне спускаться вниз, на четверть века и даже раньше, чем другие, потому что мы сначала пересекаем эту демаркационную линию мысленно, пересекаем её, когда убеждены, что прошли максимум нашей производительной силы и достигли периода убывающего плодородия.

Многие люди обладают тем, что они любят называть предчувствием; им кажется, что доживают до определённого возраста, и это становится фокусом всей их жизни. Они начинают готовиться к своему концу. Их убежденность в том, что они должны умереть в определённое время, во многом определяет предел их лет.

Недавно на банкете я встретил очень интеллигентного, начитанного человека, который сказал мне, что он совершенно уверен, что не доживет до старости. В качестве основания своего убеждения он приводил аналогию, присутствующую во всей природе и показывающую, что растения, животные и все формы жизни, которые рано взрослеют, также рано умирают, и, поскольку в пятнадцать лет он был практически взрослым, он был убежден, что должен умереть сравнительно молодым. Он сказал, что он подобен тополю в отличие от дуба; один рано созревает и рано умирает, а другой созревает поздно и очень долго живёт.

Этот человек настолько во власти своих убеждений в то, что он должен умереть рано, что он не борется за долголетие. Он не проявляет обычной заботы о своём здоровье и не принимает необходимых мер предосторожности во время опасности. «Что толку, — говорит он, — бороться против законов природы? С тем же успехом я мог бы жить, пока живу, наслаждаясь всем, чем могу, и, стараясь компенсировать раннюю смерть».

Многие люди в юности начинают жить с сознанием своей неполноценности, полагая, что у них есть какой-то наследственный недуг, предрасположенность к какой-то болезни, которая, вероятно, сократит их жизнь. Они идут по жизни с этой сдерживающей и ограничивающей их мыслью, настолько укоренившейся в глубине души их существа, что они даже не пытаются максимально развить свои способности.

Наши достижения во многом зависят от видов на будущее или модели жизни, которую мы создаём для себя. Если мы создадим такую модель, что она будет соответствовать только половине или трети времени, которое мы должны прожить, то, естественно, мы выполним лишь часть того, на что действительно способны. У меня есть друг, который с детства был убежден, что он не проживёт больше сорока лет, если вообще будет жить, потому что оба его родителя умерли до этого возраста. Следовательно, он никогда не планировал долгую жизнь с постоянным развитием и возрастанием сил, и в результате он не привёл в действие ничего подобного всем своим скрытым возможностям и не достиг четверти того, на что он действительно был способен.

Несравненно лучше верить, что мы проживём намного дольше, чем можно было бы предполагать, и не отрезать драгоценные годы, установив фиксированную дату нашей смерти только потому, что один или оба наших родителя умерли примерно в таком возрасте, или потому что мы боимся, что унаследовали какую-то болезнь, такую ​​как рак, которая, вероятно, разовьётся и окончится смертельным исходом примерно в такое-то время.

Только подумайте о пагубном влиянии на сознание ребенка постоянного предположения, что он, вероятно, умрёт очень молодым, потому что умерли его родители или кто-то из его родственников; что, даже если ему посчастливится пережить болезни и несчастные случаи в юности или в пору ранней зрелости, невозможно значительно продлить его жизнь сверх определённого предела! Тем не менее, мы внедряем это и подобные предположения в сознание наших детей до тех пор, пока они не станут частью их жизни. Мы празднуем дни рождения и отмечаем каждую повторяющуюся годовщину как праздник и закрепляем в уме мысль о том, что мы стали на год старше. Всю нашу зрелую жизнь мы держим перед мысленным взором картину смерти, храним мысль о том, что мы должны ожидать её и готовиться к ней примерно в такое-то время. Поистине, внушение смерти принесло больше разрушений и омрачило больше жизней, чем что-либо ещё в истории человечества. Оно больше всего ответственно за чувство страха, которое является величайшим проклятием расы.

Один известный врач говорит, что если бы дети, вместо того чтобы так много слушать о смерти, больше обучались принципам бессмертия, они сохраняли бы свою юность намного дольше и значительно продлили бы свою жизнь, чем принято сейчас. Я верю, что придёт время, когда исчезнет обычай отмечать дни рождения, подчеркивая, что мы стали на год старше, что мы приближаемся к своему концу. Тогда детям не будут так настойчиво напоминать раз в триста шестьдесят пять дней, что каждый день рождения — это возрастная веха. Мы будем знать, что дух не подвержен влиянию лет, что самая суть его — молодость и бессмертие. В глубине души мы осознаём, что внутри нас есть жизненный принцип, который не знает ни старости, ни смерти. Мы станем понимать, что старость в значительной степени зависит от мысленного настроя, и мы станем теми, кем, по нашему убеждению, должны стать.

На самом деле средняя продолжительность жизни неуклонно увеличивается, потому что наука учит людей, как жить так, чтобы сохранять здоровье и молодость. Раньше мужчины и женщины старели намного раньше, чем теперь, и умирали гораздо раньше. Мы не так много думаем о смерти, как это было в первое время существования этой страны, когда приготовление к будущей жизни казалось главным занятием наших предков-пуритан. Они не очень-то нуждались в этом мире, и они, в общем-то, не пытались наслаждаться жизнью здесь. Они всегда говорили, молились и пели о «жизни там», делая жизнь здесь мрачной и непривлекательной. Они забыли, что религия, которой учил Христос, это религия радости.

Нет большего врага процессу старения, чем радость, надежда, хорошее настроение, весёлость. Это воплощение юношеского духа. Если хотите сохранить молодость, культивируйте этот дух; имейте юношеские мысли; общайтесь с молодежью; входите в их жизнь, в их спорт, их игры, их замыслы. Играйте роль юноши не вполсилы, а с энтузиазмом и напором. Вы не можете применить никакие способности, пока не подумаете, пока не поверите, что можете это сделать. Ваша резервная сила останется на заднем плане, пока ваша вера в себя не призовёт её к действию. Если вы хотите оставаться молодым, вы должны вести себя так, как будто вы чувствуете себя молодым.

Если вы не хотите стареть, перестаньте думать и действовать так, как будто вы стареете. Вместо того чтобы ходить с опущенными плечами и медленной, волочащей походкой, выпрямитесь и придайте упругость своим шагам. Не ходите как старик, чья энергия иссякает, чей юношеский огонь иссяк. Шагайте пружинистой походкой молодого человека, полного жизни, духа и энергии. Тело не старо, пока сознание не даст на это своё согласие. Перестаньте думать о себе как о старике или старухе. Перестаньте проявлять симптомы дряхлости. Помните, что впечатление, которое вы производите на других, отражается и на вас самих. Если другие люди поймут, что вы катитесь вниз физически и умственно, вам придётся преодолевать ещё больше трудностей, пытаясь изменить их убеждения.

Когда мы замыслили получить какую-то вещь, и наши сердца настроены на неё, мы стремимся к ней, мы соприкасаемся с ней мысленно и через наши мысли мы вступаем с ней в живую связь. Мы устанавливаем связь с заветным предметом. Другими словами, мы делаем всё, что в наших силах, чтобы получить его; а умственное усилие — это реальная сила, стремящаяся привести в соответствие нашу мечту и её осуществление.

Современная женщина — хороший пример того, что я имею в виду. Она не ведёт себя как старушка и не носит старушечью одежду после того, как перешагнула полувековой рубеж. Мы больше не видим старушечьего чепца, старушечьего платья прошлого. Современные женщины в возрасте одеваются более молодо и выглядят моложе, чем их бабушки в том же возрасте. Они делают все, чтобы казаться молодыми. Мужчины гораздо чаще, чем женщины, становятся небрежными в отношении внешнего вида по мере взросления. Они не стригутся, отращивают бороду, сутулятся, волочат ноги при ходьбе и начинают пренебрегать своей одеждой. Они ни в каком отношении не заботятся о том, чтобы сохранить свою юношескую внешность, как женщины, которые прибегают к всевозможным ухищрениям, чтобы предотвратить признаки старения и сохранить свою привлекательность.

С привычкой стареть нужно бороться так же, как мы боремся с любой другой порочной привычкой, обращая вспять процессы, в результате которых она формируется. Вместо того чтобы сдаваться, пасуя перед убеждениями и боязни старости, решительно отрицайте их и утверждайте обратное. Когда вам приходит навязчивая мысль, что ваши силы слабеют, что вы не можете делать то, что когда-то делали, докажите её ложность, упражняя способности, которые, по вашему мнению, ослабевают. Сдаться — значит сдаться возрасту. Мы склонны находить в этом мире то, что ищем, и если с годами мы постоянно ищем признаки старости, мы их находим. Если вы постоянно следите за симптомами ослабления способностей, вы обнаружите их великое множество; и главная опасность этого заключается в том, что мы склонны принимать своё плохое настроение за постоянные симптомы. То есть, когда-нибудь, может быть, вы не можете так же ясно мыслить, так же концентрировать свои мысли, не так быстро вспоминаете, как накануне, и сразу же делаете вывод, что человек вашего возраста, вероятно, начинает сдавать, не может ожидать от себя такого же, как в то время, когда он был моложе. Иными словами, человек, ум которого сосредоточен на процессах старения, склонен делать из своих временных настроений и переживаний неверный вывод, принимая их за постоянные состояния.

Большинство людей, проявляющих признаки преждевременного старения, страдают от хронического яда в мыслях, то есть от хронического яда старости. С колыбели они слышат разговоры о старости, повторение старческого убеждения, что, когда человек достигает примерно такого-то возраста, он естественным образом начинает сдавать, готовиться к концу. И поэтому вместо того, чтобы бороться с возрастом, удерживая мысли о вечной молодости и энергии, они удерживают мысли о слабости и угасании сил. Когда им случается что-то забыть, они говорят, что память начинает им отказывать, зрение вскоре начнёт их подводить, и они продолжают предвосхищать признаки упадка и дряхлости до тех пор, пока визуализация старости не войдёт в саму структуру их тела.

Вместо того чтобы формировать привычку искать признаки возраста, выработайте привычку искать признаки молодости. Выработайте привычку думать о своём теле как о крепком и гибком, а о своём мозге как о сильном и активном. Никогда не позволяйте себе думать, что вы сдаёте, что ваши способности ослабевают, что они не такие, как раньше, и что вы не можете так же хорошо думать, потому что ваши клетки стареют и грубеют. Стареет тот, кто думает, что стареет. Тот сохраняет молодость, кто считает себя молодым.

Мы получаем хорошее представление о силе мысленного влияния в том чудесном способе, которым многие наши актрисы и оперные певицы сохраняют свою молодость, потому что они чувствуют, что им необходимо это делать. Если бы Сара Бернхардт, Аделина Патти, Лили Леманн, мадам Шуман-Хайнк, Лилиан Рассел и множество других актрис и певиц занимались каким-либо другим делом, то они, несомненно, были бы внешне, по крайней мере, на десять, а то и на двадцать лет старше, чем они есть на самом деле.

Существует слишком много исключений из общепринятой веры в то, что силы человека начинают ослабевать в пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет, они не позволяют этому влиять на себя. Мы действительно должны лучше всего трудиться после пятидесяти. Если мозг остаётся активным, свежим и молодым, а клетки мозга не разрушены порочной жизнью, беспокойством, страхом, эгоизмом или болезнями, вызванными неправильным образом жизни или мышлением, ум будет постоянно набирать силу и энергию. Это доказывают мужчины и женщины, обладающие тонкими способностями и острым и энергичным умом в девяносто и даже в сто лет. Я знаю многих мужчин в возрасте от семидесяти до восьмидесяти лет, которые сегодня так же крепки и энергичны физически и умственно, как и двадцать лет назад. Совсем недавно я разговаривал с одним бизнесменом, который сдал в сорок лет от перенапряжения, но который сейчас, в свои восемьдесят лет, более жизнерадостен и гибок умом и телом, чем многие мужчины в пятьдесят. Этот человек не верит в старение, потому что знает, что десять лет назад в его теле не было ни капли того клеточного материала, который есть у него сегодня. «Почему я должен штамповать эти новые клетки тела восьмьюдесятью годами, — говорит он, — когда ни одна из них не может иметь и четверть этого возраста?»

Многие из нас не осознают того биологического факта, что сама природа наделяет нас силой постоянного обновления. В нашем теле нет ни одной клетки, которая могла бы стать очень старой, потому что все они часто обновляются. Физиологи говорят нам, что клетки тканей некоторых мышц обновляются каждые несколько месяцев. По оценкам некоторых специалистов, восемьдесят или девяносто процентов всех клеток в теле обычного человека полностью обновляются в течение пары лет.

Однако психическое отношение человека важнее всего. Невозможно сохранить молодость, будучи уверенным в неизбежности проявления признаков старости. Мысли старости отпечатываются на новых клетках тела, так что они очень скоро выглядят сорока, пятидесяти, шестидесяти или семидесятилетними. Мы должны твёрдо придерживаться убеждения, что ни одна из клеток тела не может быть старой, потому что они постоянно обновляются, большая их часть раз в несколько месяцев. Процессы, порождающие старость, не могут получить контроль над системой или произвести очень серьёзные изменения в теле, если сначала ум не даст на это согласие. Возраст зависит не столько от лет, сколько от прозрачности, эластичности протоплазмы клеток тела, и ничто так не старит протоплазму, как стареющие мысли и враги безмятежности, такие как беспокойство, тревога, страх, гнев, ненависть, месть или любые негармоничные чувства. Если вы сохраняете свою протоплазму молодой, придерживаясь юношеских идеалов, нет никаких причин, почему вы не должны дожить до подросткового возраста второго столетия.

Постоянно утверждайте: «Я молод, потому что постоянно обновляюсь; моя жизнь каждое мгновение обновляется из бесконечного источника жизни. Я новый каждое утро и свежий каждый вечер, потому что я живу, двигаюсь и существую в Том, Кто есть источник всей жизни». Утверждайте это не только мысленно, но и вслух. Сделайте эту картину вечного омоложения и воссоздания настолько яркой, чтобы вы могли ощутить трепет юношеского обновления во всей своей системе. Некоторые люди пытаются лечить физические разрушения, вызванные неправильным образом жизни и неправильным мышлением, латая свои тела снаружи. «Салоны красоты» в наших больших городах осаждают женщины, которые отчаянно пытаются сохранить свою молодость, не понимая, что эликсир молодости находится в их собственном уме, а не в бутылочках или коробочках. Есть ли что-нибудь более ужасное, чем видеть старую даму (действительно старую, потому что её сердце уже не молодо) с раскрашенным или напудренным лицом, одетую как юная девушка? Такая женщина не обманет никого, а только саму себя. Люди могут видеть старую, сухую кожу под румянами. Они могут видеть морщины, которые она пытается скрыть. Она не может скрыть свой возраст такими легкомысленными приёмами. Румяна на щеках и ношение девичьих платьев не делают человека моложе. Во многом это вопрос возраста ума. Если ум стал чёрствым, сухим, неинтересным, если в личности нет обаяния, он стар, сколько бы лет ни было мужчине или женщине.

Праздные, эгоистичные богатые женщины, которые живут животной жизнью, которые постоянно делают то, что приближает наступление старости (переедают, чрезмерно пьют, чрезмерно спят, ведут праздную жизнь, ничего не делая, кроме удовлетворения любой дорогой прихоти), являются постоянными клиентками косметологов, пытающихся стереть следы старости, «леча» кожу и волосы. Лечение последствий вместо того, чтобы пытаться устранить причину старости, никогда не было и никогда не может быть действительно успешным. Вы не можете исправить разрушительное действие возраста снаружи. Вы должны устранить причину, которая находится в уме, в сердце. Когда чувства становятся каменными, когда человек перестает сочувствовать, помогать и интересоваться жизнью, разрушительное действие старости проявится, несмотря на всех косметологов мира.

Я знаю ленивых жён богатых людей, которые не могут понять, почему они так быстро стареют внешне, живя такой легкой, беззаботной, беспечной жизнью. Они недоумевают, почему, когда им не нужно работать, когда у них нет забот, когда все их потребности удовлетворяются без всякого усилия с их стороны, они не сохраняют свой юношеский вид на много лет дольше, чем на самом деле. Дело в том, что эти женщины коснеют, и ничто не старит их быстрее, чем умственный и физический застой. Труд, какое-то полезное занятие — такова цена всякого реального роста, всякого реального развития человечества. Он или она, кто предается постоянной праздности, расплачивается постоянным ухудшением физического, умственного и духовного состояния. Корабль, стоящий без дела на приколе, сгниёт и придёт в негодность гораздо быстрее, чем корабль в море, который постоянно задействован. Все силы природы, похоже, объединяются при ослаблении, разрушении неиспользуемой вещи, праздного человека.

Труд, любовь, доброта, сочувствие, готовность помогать, бескорыстный интерес – вот суть вечной молодости. Они никогда не стареют, и если вы подружитесь с ними, они будут действовать как закваска в вашей жизни, обогащая вашу природу, смягчая и облагораживая ваш характер и продлевая вашу молодость даже до столетней отметки.

Мы узнаём, что легендарный источник молодости находится в нас самих; находится в нашем собственном менталитете. Постоянное омоложение и обновление возможно благодаря правильному мышлению. Мы выглядим старыми согласно нашим мыслям и чувствам, потому что они сохраняют или изменяют нашу внешность в точном соответствии с их продолжительностью или их вариациями. Невозможно выглядеть молодым и оставаться молодым, если мы не чувствуем себя молодыми. Молодое мышление должно стать жизненной привычкой.

000

Вышеприведённая статья воспроизводит пятнадцатую главу книги «Победоносная позиция» О.С. Марден. Книга была опубликована в 1916 году в США компанией Thomas Y. Crowell.