Высшее знание должно передаваться постепенно

000000000000000000000000000000000000000

Редакторское примечание 2018 года

Следующий текст приводится из Письма 49 «Писем Махатм». Статья представляет собой частичное воспроизведение одного длинного абзаца. Она была разбита на более мелкие абзацы, чтобы облегчить созерцательное чтение.

(Карлос Кардосо Авелине)

000000000000000000000000000000000000000000

Оккультная наука – это не та наука, секреты которой можно передать внезапно, посредством письменного или даже устного сообщения. Если бы это было так, то всё, что нужно сделать «Братьям», – так это издать пособие по этому искусству, которое можно было бы преподавать в школах, как грамматику.

Среди людей распространено заблуждение, что мы охотно окутываем себя и свои способности тайной, что мы хотим сохранить наши знания при себе и по собственной воле отказываемся – «злонамеренно и умышленно» – сообщать их.

Истина заключается в том, что до тех пор, пока неофит не достигнет состояния, необходимого для достижения той степени просветления, на которую он имеет право и к которой подготовлен, большинство (если не все) секретов недоступны для передачи. Восприимчивость ученика должна соответствовать желанию учителя обучать. Просветление должно исходить изнутри. До тех пор никакие фокусы с заклинаниями или маскарадными уловками, никакие лекции или дискуссии по метафизике, никакое добровольное покаяние не смогут этого обеспечить. Все это всего лишь средства для достижения цели, и всё, что мы можем сделать, – так это направить использование таких средств, эмпирически найденных посредством векового опыта, для достижения требуемой цели.

И это никогда не было секретом на протяжении тысячелетий до сего дня. Пост, медитация, чистота мыслей, слов и поступков; молчание в течение определенных периодов времени, позволяющее самой природе говорить с тем, кто приходит к ней за знаниями; обуздание животных страстей и побуждений; абсолютное бескорыстие намерений; использование определенных благовоний и окуриваний в физиологических целях – всё это было рекомендовано в качестве средств со времен Платона и Ямвлиха на Западе, так и с гораздо более ранних времен наших индийских риши. Как их применять в соответствии с темпераментом индивида, это, конечно, вопрос его собственных экспериментов и бдительной заботы его наставника или гуру. На самом деле это часть его курса обучения, и его гуру или посвященный может лишь помочь ему своим опытом и силой воли, но не может сделать ничего больше вплоть до последнего и высшего посвящения.

Я также придерживаюсь мнения, что мало кто из кандидатов представляет себе степень неудобств (нет, страданий и вреда для самого себя) на которые этот инициатор идет ради своего ученика. Специфические физические, психические и умственные состояния неофитов и адептов значительно разнятся, как всякий легко поймёт; таким образом, в каждом случае наставнику приходится приспосабливаться к состоянию ученика, и это приводит к ужасному напряжению, поскольку для достижения успеха мы должны установить полный контакт с обучаемым субъектом.

И поскольку, чем большей силой обладает адепт, тем меньше у него общего с природой профанов, которые часто приходят к нему, пропитанные эманациями внешнего мира, теми животными эманациями эгоистичной, жестокой толпы, которых мы так страшимся. И чем дольше он пребывает отделенным от этого мира и чем чище он становится сам, тем труднее задача, которую он на себя взваливает. В таком случае, знание, которое можно передавать только постепенно, а также некоторые из самых важных секретов (если их точно сформулировать даже для вашего хорошо подготовленного уха) могут показаться вам безумной тарабарщиной, несмотря на всю искренность вашего нынешнего заверения в том, что «абсолютная вера бросает вызов непониманию». Вот истинная причина нашей немногословности. Вот почему люди так часто жалуются, приводя убедительные доводы того, что им не сообщают никаких новых знаний, хотя они трудятся над этим в течение двух, трех или более лет.

Пусть те, кто действительно хочет учиться, бросят всё и придут к нам, вместо того чтобы просить нас придти к ним или ожидать этого. Но как это сделать в Вашем мире и атмосфере? «Утром 18-го числа я проснулся грустным». В самом деле? Ну, ну, терпение, мой добрый брат, терпение. Что-то действительно произошло, хотя Вы и не отдаёте себе отчета в этом событии, но оставьте это в покое. Только что я еще могу сделать? Как мне выразить идеи, для выражения которых у Вас пока нет терминов?

Более ясные и восприимчивые головы подобно Вашей получают больше, чем другие, но даже когда они получают небольшую дополнительную дозу, она теряется из-за недостатка слов и образов, чтобы зафиксировать витающие в голове идеи. Возможно (и несомненно), Вы не понимаете, о чем я сейчас говорю. Однажды Вы поймёте это, главное – терпение. Давать человеку больше знаний, чем он способен воспринять, – опасный эксперимент; кроме того, меня сдерживают другие соображения.

Внезапное сообщение фактов, значительно выходящих за рамки обыденного, во многих случаях оказывается фатальным не только для неофита, но и для тех, кто непосредственно его окружает. Это все равно, что вложить адскую машину или заряженный револьвер с взведённым курком в руку человека, который никогда ничего подобного не видел. Наш случай в точности аналогичен. Мы чувствуем, что время приближается и что мы вынуждены выбирать между торжеством истины или царством заблуждений – и страха.