Практический подход к одной из главных целей современной теософской деятельности

 

Портрет Елены П. Блаватской, если бы она

дожила бы до семидесяти лет; центральная часть

картины голландского художника Й. Д. Росса (1875-1952)

 

 

 

«Исследовать необъяснимые законы природы и силы, скрытые в человеке».

 

(Третья заявленная цель теософского движения)

 

 

 

Е. П. Блаватская открыла новую страницу в истории человечества, рассказав о скрытых силах человеческого сознания и практически продемонстрировав их использование.

 

Но тень обречена на подражание свету, и закон кармы никогда не перестает действовать. Злоупотребление теософией через воображаемые мистические способности, которое последовало за таким сакральным учением, вскоре создало болезненные проблемы для теософского движения.

 

Проблемы начались ещё при жизни Е. П. Б., когда А. П. Синнетт решил пропагандировать медиумистические сеансы в Лондоне в 1887-88 годах.

 

Для него это было средством общения с воображаемыми махатмами, поскольку настоящие Махатмы перестали писать ему письма.

 

После смерти Е.П.Б. прошло всего три года, когда миссис Анни Безант попросила разрешения допускать её на эти спиритические сеансы, о чем Синнетт честно сообщает в своей откровенной «Автобиографии». [1] За несколько лет до этого Ч.У. Ледбитер вернулся в Лондон из Азии и стал ключевой единицей этих спиритических сеансов. Хотя Ледбитер жил в том же городе, что и Е.П.Б., он, конечно же, никогда не был членом Эзотерической школы, пока была жива Е.П.Б.. Он потерпел неудачу в том, что касалось нравственности, а также в ученичестве вскоре после того, как в 1884-1885 годах он получил возможность стать чела на испытательном сроке.

 

Начиная с 1890-х годов и вплоть до первых десятилетий XXI века, никто не может пожаловаться на недостаток шарлатанов, беседующих с Учителями, обладающих ясновидением, поддерживающих дружеские отношения лично с Майтрейей, Санат Кумарой и Ману, являющихся высшими посвящёнными, каналами «Сен-Жермена» или принимающих гостей из других галактик.  Будучи умным политиком, миссис Безант сумела открыть двери теософского движения для всякой чепухи, касающейся «мистических способностей».

 

Восьмеричный урок

 

И все же ни одна иллюзия не вечна, ибо справедливость и равновесие неизбежны. Практичный и разумный подход к проблеме скрытых способностей человеческого сознания должен привести нас к освобождению из старой безантианской ловушки. Лучшие потенциальные возможности движения пробудятся после того, как мы удалим самую грубую часть накопленных отбросов неуважения к истине и подлинным учителям.

 

Поэтому одной из первых способностей, которую необходимо развить, является вивека или различение. А чтобы сделать этот шаг, нам необходима вайрагья, отрешенность, особенно в отношении наших «личных взглядов» и любимых идей.

 

Закон устанавливает, что прежде чем пробудить способности, которых у нас пока нет, мы должны развить способность правильно использовать те способности, которыми мы уже обладаем. Только так человек сможет действительно сделать следующий шаг вперед.  Таким образом, правильным подходом к третьей цели движения, которая включает в себя исследование оккультных способностей, является стремление развить потенциальные возможности сознания, указанные в благородном восьмеричном пути Господа Будды. Хотя только мудрые и совершенные люди в полной мере владеют этими сакральными способностями, каждый честный исследователь может искать и постепенно развивать в себе способности и таланты, о которых говорится в этом восьмеричном уроке.

 

А они таковы:

 

1) Способность правильного понимания;

2) Способность правильного мышления;

3) Способность правильной речи;

4) Способность правильного действия;

5) Способность правильных средств к существованию;

6) Способность правильных умственных усилий;

7) Способность совершенного внимания и правильной бдительности; и, наконец, последнее, но не менее важное,

8) Способность правильной концентрации.

 

Эти и другие формы высшего пробуждения должны основываться на здравом смысле. Поиск истины должен быть поставлен гораздо выше всех других соображений, и хорошо бы помнить, что в настоящем буддизме, как и в настоящей теософии, нравственность стоит на первом месте. Это действительно высочайшее сиддхи, поскольку оно исходит от высшего «Я» и изменяет всю жизнь и карму.  Оно возрождает весь мир, начиная с самого себя.

 

Нам не нужно материализовывать письма. Это делает аппарат телефакса. Сиддхи, которые мы должны развивать сейчас, – это способность отказаться от «духовного эгоизма», и каждый кандидат на ученичество должен стремиться к этому.

 

Действительно, честная жизнь, посвященная делу на благо человечества, неизменно приводит к постепенному развитию способности исследователя понимать себя и вселенную.  Однако что касается некоторых других аспектов пробуждения, то уже много веков назад было установлено железное правило, которое хорошо изложено в «Дао дэ цзин» Лао-цзы, китайском труде по классической теософии [2].

 

Там сказано следующее:

 

«Тот, кто знает, не говорит.

Тот, кто говорит, не знает».

 

 

СНОСКИ:

 

[1] «Автобиография Альфреда Перси Синнетта», Центр теософской истории, Лондон, 1986, 64 стр., см. особенно стр. 48.

 

[2] «Путь Лао-цзы, Дао дэ цзин», перевод и примечания Винг-Цит Чан, Prentice Hall / Library of Liberal Arts, copyright 1963, NJ, USA, 285 стр. См. начало главы 56 на стр. 199.  См. также французскую версию этой древней книги, которую Е.П. Блаватская цитирует в «Тайной доктрине» (том I, стр. xxv); «Le Tao Te King», Lao-Tseu, by Stanislas Julien, 1842, L’Imprimerie Royale, Париж, 304 стр.

 

000

 

Первоначальная версия статьи «Как развить оккультные способности» была опубликована в сентябрьском номере журнала «Теософ эпохи Водолея» за 2012 год без указания имени автора.