Так называемый аватар редко говорил публично о том, что он на самом деле думает

 

На фотографии псевдотеософский «Господь Христос» и Анни Безант в 1926 году, за три года до того, как он окончательно закончил играть комедию, покинув Теософское общество.

Анни Безант и Чарльз Ледбитер тщательно обучали Джидду Кришнамурти играть роль «Господа Христа». Они были довольно одержимы этим.[1]

Однако, став взрослым, Кришнамурти полностью отверг их учения и так и не проявил интереса к их разновидности псевдотеософии. Он также не обращал внимания на первоначальную теософию или классическую мудрость, предпочитая вместо этого стать мыслителем нового времени на своих собственных условиях.

Среди его горячих последователей был профессор П. Кришна, племянник бывшего лидера Адьярского общества Радхи Бёрнье (1923-2013). П. Кришна однажды рассказал о диалоге, который Кришнамурти вел со своим другом, об образовании, которое он получил у Ледбитера и Безант.

Называя Кришнамурти «Кришнаджи», П. Кришна пишет:

«Один человек однажды сказал Кришнаджи, что ему очень повезло, что он вырос в Теософском обществе с такими учителями, как Ч.У.Л. [Ледбитер] и Анни Безант, на что он сказал: «Да, мне очень повезло, что у меня были такие учителя, как они». Затем этот человек сказал: «Нам же не так повезло, мы учимся в обычных заведениях. Как мы можем постичь истину?» И он ответил: «Сэр, мне повезло, потому что все, что они мне говорили, входило в одно ухо и выходило из другого». [2]

Такова, по-видимому, в кратких предложениях истинная оценка философии Безант, данная Джидду Кришнамурти, и ее влияния на него. Хотя П. Кришна в своей статье излагает искусственную и «политкорректную» интерпретацию слов Кришнамурти, для нас она не представляет интереса. Кришнамурти мог говорить сам за себя. Его собственные предложения были достаточно ясными. Он знал, о чем говорил. Его слова об образовании были верхушкой айсберга, который он хотел скрыть под водой. Он не испытывал никакого восхищения псевдохристианскими подделками, сфабрикованными лидерами Адьярского общества.

Месса либеральной католической церкви

В своей хорошо документированной книге «Кришнамурти, годы пробуждения» [3] британская писательница Мэри Лютьенс приводит отрывок из письма, написанного в 1922 году Джидду Кришнамурти своему близкому другу леди Эмили.

Этот фрагмент показывает, как Кришнамурти боялся публично показать, что он на самом деле думает о теософских лидерах и священниках, таких как Ч.У. Ледбитер, которых он считал «в любом случае глупцами».

Кришнамурти посетил мессу в Либеральной католической церкви, которую служил сам Ч. У. Ледбитер.

В то время Кришнамурти готовился к роли Господа Христа в трагикомедии «Возвращение Господа» постановщиков Ч.У.Л. и Анни Безант. Пародия закончилась только тогда, когда «аватар» навсегда покинул Адьярское общество в 1929 году.

В своем письме леди Эмили (матери Мэри Лютьенс) Кришнамурти сообщает об этом из Сиднея:

«В воскресенье утром [4] я пошел в либеральную католическую церковь, где исполняющим обязанности священника был Ч.У. Ледбитер. Он проделал все это очень хорошо, но вы знаете, я не сторонник обрядов, и мне не по душе вся эта атрибутика со всеми этими молитвами, коленопреклонениями, мантиями и т.д.. Но я не собираюсь нападать на это, некоторым людям нравится это делать, так какое я имею право нападать на это или не одобрять этого? Служба длилась 2 с половиной часа, и мне было так скучно, что я чуть не упал в обморок. Боюсь, что по мне это было видно. Я должен быть осторожным, иначе меня неправильно поймут и будут неприятности. Они ведут себя как кошки с собаками из-за этих церковных дел. В любом случае, они глупцы. Их чрезмерное рвение и отсутствие такта является причиной всех проблем».

Мэри Лютьенс добавляет, что «отношение Кришнамурти к церкви» выражено в приведенных выше словах.

К сожалению, в то время он был слишком робок, чтобы открыто высказывать свое мнение и четко излагать принципы. На самом деле, он еще семь лет (до августа 1929 года) поддерживал более чем бесполезную пародию на либерального католического Христа.

 

Сноски: [1] Смотрите статью Карлоса Кардосо Авелина Создание аватара.

[2] «Кришнамурти, каким я его знал», статья П. Кришны, ректора Образовательного центра Раджгхат, Фонд Кришнамурти, Индия, Варанаси, 221001, Индия. Статья была впервые опубликована в майском номере журнала “The Theosophist” за 1997 год, Ченнаи, Индия. Написанная профессором П. Кришной, она основана на его выступлении в ноябре 1996 года в Адьярской Ложе, Мадрас, Индия.

[3] «Кришнамурти, годы пробуждения» Мэри Лютьенс, издательство «Фаррар, Страус и Жиру», Нью-Йорк, 1975, 326 стр., см. стр. 142.

[4] То есть, 18 апреля 1922 года.

000

Вышеприведенная статья объединяет две короткие заметки, анонимно опубликованные журналом «Теософ эпохи Водолея» за сентябрь 2013 года и февраль 2014 года. Первая называлась «Джидду Кришнамурти о своем образовании», вторая – «Месса либеральной католической церкви».