Когда мы отказываемся от собственности, плотной или тонкой, на нас нисходит счастье

 

Истина не может принадлежать какой-либо организации или отдельному человеку. Однако отдельные люди и организации могут в некотором смысле принадлежать истине; они могут посвятить себя скромному поиску истины в течение длительного времени.

 

* Только отказавшись от вопросов второстепенной важности, можно накопить достаточно энергии, чтобы изменить ситуацию к лучшему в решающих вопросах. Отказавшись от желаний, человек укрепляет силу воли. Тот, кто отбрасывает желания, способен обрести настоящую цель в жизни.

 

* Доброжелательная воля – это правильный вид воли. Благородная цель отражает знание вселенского закона, внутреннее единство и гармонию с ним, а также близость к важным процессам внутри и вокруг земли или космоса.

 

* Слова не могут заменить факты. Чувство нравственной ответственности возникнет не потому, что этого требуют, или потому, что ведется активная пропаганда его важности. Прежде чем обрести внутреннее чувство долга, человек должен быть свободен душой. Ответственность или «способность отвечать» приходит изнутри. Это результат реального осознания нашего динамичного единства с другими существами и всеми формами жизни.

 

* Определенный уровень грубой энергии необходим для того, чтобы управлять автоматическими движениями своего физического тела. Желание жить правильно нельзя выразить в повседневной жизни с помощью простых абстракций. Это требует формирования внешних привычек, которые, будучи грубого характера, по сути (пусть и не совсем) совместимы с высшими энергиями и могут подчиняться им в основных аспектах жизни. Однако лишь «гробы побелённые» уделяют слишком много внимания внешней стороне личности.

 

* Древняя аксиома гласит, что свет приходит в мир тогда, когда ему это необходимо. Однако свет придет тогда, когда он поймет, что настал подходящий момент для его появления, а не тогда, когда некоторые люди предпочли бы, чтобы он снизошёл на них. Свет, как правило, приходит, не объявляя о себе, в результате неожиданных событий и после того, как его отвергли «мудрецы», реагирующие на организованное невежество.

 

* Человек, который не перестаёт разговаривать сам с собой, имеет что-то общее с попугаями. С другой стороны, тот, кто практикует искусство пребывания в безмолвии, действительно способен услышать других существ. Безмолвие – один из лучших друзей искателя истины. Отсутствие эмоционального шума дает ему возможность лучше усваивать уроки, которые жизнь постоянно преподносит, и которые преподаются ему тысячью различных способов.

 

* Тот не поступает мудро, кто выбирает между оптимизмом и реализмом, или между убеждённостью и благоразумием. Людям нужны все эти качества и многие другие. На своем пути человек должен сочетать различные и противоположные энергии, не поддаваясь ни одной из них или её доминированию. Внутренняя сущность талантов человека будет постоянно совершенствоваться, если их использовать для поиска благородных целей.

 

* Одних возвышенных чувств или мыслей недостаточно. Пилигрим должен выработать какие-то грубые и непривлекательные привычки, чтобы стабильно выполнять правильные действия. Благодаря утомительным и скучным усилиям восприятие на более высоком уровне сможет вдохновить всю ткань жизни и интегрироваться в нее.

 

* Когда мы думаем о космосе, к нам приходит умиротворение и на некоторое время становится частью нашей ауры. Интенсивность и длительность такого блаженного чувства зависит от того, насколько глубокой была мысль и как долго она сохранялась. Часто этот вид умиротворения возникает на подсознательном уровне. Раджа-йога утверждает, что мысли человека принимают форму и содержание того, что он созерцает. Поэтому стоит размышлять о космосе, к чему призывает нас теософия.

 

* Лицемерие заключается не в различии между идеалом и практикой. Такая дистанция вполне свойственна человеку. Она означает, что у человека есть идеал в жизни. Может потребоваться много времени, чтобы заполнить этот пробел. Ложь заключается в том, что мы не пытаемся сократить расстояние между идеалом и практикой. Основное понятие «делать все, что в моих силах» определяет направление кармы. Тот, кто не делает всего, что в его силах, идет неизвестно куда. Быстрая или медленная ходьба ничего не значит – нужно знать, направлены ли усилия на достижение правильной цели.

 

* Правильно совершать ежедневный духовный ретрит (возможно, несколько раз в день) и укрепляться в той внутренней крепости нашей души, где вечно течет чистая, безграничная энергия. Убежище в крепости безмолвия обновляет взгляд на жизнь, дает нам новые силы и очищает призму, через которую мы смотрим на факты. Обновляющий самоанализ также имеет место в сообществах. Город и страна рождаются заново благодаря внутреннему обновлению своих граждан.

 

* Когда мы отказываемся от собственности, плотной или тонкой, у энергии блаженства появляется возможности сойти на нас. Свобода от привязанностей – вот путь к полноте и мудрости, и она приносит счастье.

 

* Всестороннее восприятие истины происходит так же быстро, как восприятие света, хотя некоторые вещи, которые оно открывает, некрасивы. Восприятие истины не требует внешних объяснений. Однако оно всегда разумно само по себе.

 

* Мысль может читать и понимать правильное восприятие истины, но такое восприятие выше мысли и не нуждается в ней, кроме тех случаев, когда она служит инструментом для проверки, укрепления и совершенствования восприятия.

 

* Большинство религиозных и философских традиций учат одному принципу, который также подтверждается теософией и простым здравым смыслом – упадок нравственности ведет к исчезновению цивилизации. Таким образом, от каждого человека зависит упадок нравственности в современном обществе, поскольку эта проблема определяет основные тенденции будущего. Теософское движение существует для того, чтобы хранить мудрость всеобщего братства и чувство ответственности, а также сеять их семена.

 

* Каждому циклу распространения лжи, лицемерия и нравственного упадка в социальной жизни соответствует цикл распространения правдивости, искренности и этических принципов. Если кто-то видит преднамеренную иллюзию в современном мире, было бы наивно полагать, что это и есть портрет будущего. Каждое неправильное действие со временем должным образом компенсируется. Этика является вечным законом, и у каждого существа будет столько времени и хлопот, сколько потребуется, чтобы осознать этот факт.

 

* Иметь идеалы – это хорошо. Это даже необходимо, если руководствоваться здравым смыслом. При отсутствии проницательности и самоограничений высокие идеалы приводят к катастрофам огромного масштаба. Это видно не только по жизни отдельных людей, но и по длинному списку кровавых социальных революций и войн, приведших к геноциду за последние двадцать столетий.

 

* Регион Северного Ледовитого океана и Северного полюса находится под угрозой разрушения окружающей среды. В чем его значение и ценность с точки зрения теософии? Елена Петровна Блаватская пишет в «Тайной доктрине», что Северный полюс представляет собой область атмы нашей планеты: чистой души и духовности. [1] Этот регион соответствует более высоким уровням сознания, если рассматривать его в планетарном и геологическом контексте.

 

* Идеалистический взгляд на жизнь должен компенсироваться реализмом, долгосрочным представлением о времени, осознанием вселенского закона, чувством уважения ко всем существам и намерением сеять, прежде чем собирать урожай.

 

* Когда в сообществе каждый человек непримиримо отстаивает свои права, общая атмосфера загрязняется накоплением эгоистичных жалоб, на которые все равно мало кто обращает внимание. В результате все становятся несчастными. Когда каждый человек думает главным образом об исполнении своих обязанностей, атмосфера в коллективе очищается альтруизмом. Тогда искренняя солидарность помогает общей карме, и отпадает необходимость  в жалобах. Результатом является продолжительное благополучие.

 

* По мере расширения сферы своего осознания человек становится всё более независимым от форм выражения, хотя ему по-прежнему нужны слова для внешнего выражения. Факты, как приятные, так и неприятные, предстают в новом свете. Слепая вера теряет силу во всех сферах жизни. Таким образом, истину становится легче увидеть. В свое время словесные выражения будут признаны всего лишь скромными инструментами сознания. Тогда нельзя будет выразить ложь словами.

 

* Дисциплина не имела бы смысла, если бы не необходимость противостоять привычкам и тенденциям, которые указывают на противоположные направления. «Сопротивление переменам», о котором говорят и психологи, и теософы, основано на привычках. Его суть – карма привязанности к вещам, противоречащим осознанным желаниям человека. Человек должен спокойно и настойчиво следовать в благородном направлении. Делая все возможное после каждой ошибки или неудачи, он добивается значительного прогресса.

 

* У человека есть два способа «подняться на тот уровень», который он считает более высоким в отношении мудрости. Первый – это подняться на более высокий уровень. Другой путь состоит в том, чтобы понизить высшее царство и попытаться низвести его до своего собственного мира невежества. Крутой и узкий путь к мудрости проповедует уважение к тем возвышенным точкам зрения, которые относятся к сакральному знанию. Такой путь уводит сознание человека от личного соперничества. Это стимулирует всеобщее сотрудничество на основе справедливости.

 

* Счастье есть осознание того, что во вселенной всё в полном порядке, и беспокоиться не о чем. Духовное удовлетворение невозможно описать словами. Такой взгляд на жизнь подобен солнцу, которое никогда не заходит. Это результат осознанного отождествления человека с единым законом, космосом и всеобщей дружбой. Для этого не нужны слова. Определенные моменты в жизни могут вызывать ощущение, что «жизнь совершенна такая, какая она есть». Для пробужденного высшего Я всегда присутствует безграничное блаженство. Страдание – это гость и учитель; покой – это территория, где всё происходит.

 

Примечание:

[1] «Тайная доктрина», Е.П. Блаватская, том II. Смотрите, среди прочего, стр. 403, а также стр. 402 и 404.

000

Статья «Мысли в пути – 31» была первоначально опубликована в журнале «Теософ эпохи Водолея», за февраль 2017 года, стр. 11-14.