Часть Теософского сообщества остается свободной от бюрократических иллюзий

 

Теософия учит глобальному и безличному видению жизни, свободному от каких-либо привязанностей.

 

Небольшие события могут иметь большие последствия, и создание Объединенной ложи теософов в 1909 году является тому ярким примером. Спустя сто семь лет основание Независимой ложи в 2016 году потенциально отражает тот же аспект кармического закона в другом цикле истории.

 

ОЛТ была основана несколькими исследователями в Лос-Анджелесе 18 февраля 1909 года.

 

К тому времени теософское движение потеряло контакт со своими путеводными огнями. Существовало два соперничающих теософских общества, оба отошли от первоначального учения теософии, созданного Е. П. Блаватской между 1875 и 1891 годами. Кроме того, у их лидеров отсутствовал здравый смысл.

 

Общество Адьяра не видело особой ценности в учениях Е.П.Б. Оно было очаровано применением низших психических способностей и воображаемыми беседами с Учителями. В течение двух первых десятилетий 20-го века лидеры Адьярского Т.О. неоднократно заявляли широкой общественности с плохо скрываемой гордостью, что мир вскоре увидит возвращение Христа.

 

Новым мессией был Джидду Кришнамурти, молодой ученик Анни Безант. Тысячи искренних идеалистов обманывались на протяжении десятилетий эффектными заявлениями, исходившими от того или иного «ученика-ясновидца», даже после того, как сам лично разочарованный Кришнамурти осудил весь этот фарс и покинул общество Адьяра.

 

Эти махинации и иллюзии всё еще не признаются как таковые, и продолжают составлять основу бюрократических структур Адьяра. Как мы увидим в настоящей статье, борьба за обретение здравого смысла и его сохранение продолжает оставаться исторической необходимостью не только для Общества, породившего лжемессию 20-го века, но и для теософов всех других, без исключения, направлений мысли.

 

Успехи и ошибки Адьяра

 

Поклонение лжеучителям и ритуальные церемонии все еще очень затрудняют поиск истины в Обществе Безант.

 

Однако со второй половины 1930-х годов наметился реальный прогресс в длительном возвращении к здравому смыслу. Время не проходит даром, и карма созревает благодаря реальным фактам.

 

Несмотря на частичные шаги, предпринятые в правильном направлении, этическая дилемма остается нерешенной с момента отказа от подлинной теософии, спустя несколько лет после смерти Елены Блаватской в 1891 году.

 

Миссис Радха Бёрнье занимала пост международного президента Т. О. Адьяра в течение примерно 33 лет, начиная с 1980 года и вплоть до своей смерти в октябре 2013 года. Радха была честным и вдумчивым человеком, идеалисткой, и ее мировоззрение имеет важнейшие общие черты с теософией. Об этом нельзя забывать.

 

Радха также была наследницей и управляющей псевдотеософскими структурами, созданными в первой половине 20-го века. Она не хотела, чтобы Адьяр оправился от подобных заблуждений, или она была не способна на это. Однако, поскольку она видела, что ее воплощение близится к концу, она отказалась назначать какого-либо «преемника» в качестве внешнего главы лжеэзотерической школы, созданной Анни Безант.

 

Радха также не поддержала идею назначить преемника для руководства «Египетским обрядом», элитной «оккультной» организацией, тайно стоящей над эзотерической школой Адьяра.[1] И она не назвала никого, кто мог бы стать ее преемником на посту президента Общества.

 

Таким образом, Радха прервала «линию преемственности» мошенничества, начатую миссис Безант в начале 20-го века, и завершила свое воплощение, введя Общество Адьяра в более быстрый переходный период, результатом которого может быть либо возрождение, либо разрушение.

 

Шаг, предпринятый миссис Бёрнье, отказавшейся назначать преемников, был весьма полезным. Однако он был робким. Адьярское Общество сегодня похоже на церковь. Какими бы благородными ни были намерения его членов, они все равно должны применить свою лучшую проницательность и выбрать между двумя альтернативами. Первая из них заключается в воспитании чувства уважения к фактам и стимулировании возвращения к здравому смыслу путем повторного принятия первоначальных учений.

 

Вторая альтернатива состоит в том, чтобы продолжать нынешний процесс распада.

 

Риторический вопрос заключается в следующем: сколько времени потребуется для выбора первого варианта, который необходим для того, чтобы общество Адьяра начало переживать возрождение? Та же проблема актуальна и для Объединенной ложи, поскольку, по-своему, ОЛТ также сбилась с ритма своего первоначального импульса.

 

Дилемма Объединенной ложи

 

С момента своего основания в 1909 году Объединенная ложа теософов начала менять во всём движении динамику отхода от первоначальной теософии.

 

ОЛТ возникла под руководством Роберта Кросби и Джона Гарригеса с целью восстановления здравого смысла и подлинных учений. Примерно через два десятилетия после основания ОЛТ Обществ Адьяра и Общество Пойнт-Лома (Пасадена) со своими фантазиями и «инновациями» оказались в тупике. Затем оба начали постепенно снова осознавать ценность философии, преподаваемой Еленой Петровной Блаватской. В Обществе Пойнт-Лома-Пасадена этот процесс был более интенсивным. В Адьяре движение назад к здравому смыслу было прервано в 1990-е годы.

 

Как работала Объединенная ложа, пока был жив Джон Гарригес?

 

ОЛТ игнорировала политические и организационные разногласия в Движении. Она рассматривала Движение как живой процесс, динамику, выходящую за рамки внешних форм. Она верила, что искренний поиск истины является общей территорией, на которой все теософы могут собраться. Она предлагала первоначальное учение основателей в качестве неоспоримой основы единства теософов.

 

Однако ОЛТ далека от совершенства. Значительная часть её отделений, особенно в западных странах, скорее ограничивается простым повторением трудов Елены Петровны Блаватской и Уильяма Джаджа и отказывается рассматривать сложные задачи, с которыми сталкивается сегодня человечество.

 

Другие группы ОЛТ не видят необходимости активно разоблачать псевдотеософию. Тем не менее, существуют секции ультраправых и независимых искателей истины, разбросанные по разным странам, которые открыты для обновления и потенциально способны к новому циклу. В Индии, где ощущается огромное влияние жизни и трудов Б. П. Вадьи, ОЛТ, по-видимому, остается сильной. Отличающийся проницательностью международный журнал «Теософское движение» является тому свидетельством. [2]

 

Появление Независимой ложи

 

В 2016 году бразильско-португальская ложа ОЛТ провозгласила свою независимость. Она почтительно отделилась от офиса ОЛТ в Лос-Анджелесе и приняла название Независимой ложи теософов.

 

Действуя различными способами на английском языке, небольшая организация считает, что не материальный аспект или количество последователей придают легитимность той или иной школе мысли. Часто происходит обратное; только те организации, которые не хотят быть самыми большими, могут сосредоточиться на сути и качестве.

 

Успешный опыт ОЛТ первых десятилетий её существования является путеводной звездой для Независимой ложи. Одним из ключевых факторов такого успеха является тот факт, что было достаточно мудро оставаться небольшой ложей, действуя творчески и независимо. Теософия учит глобальному и безличному видению жизни, свободному от каких-либо привязанностей.

 

Первые десятилетия после 1909 года ОЛТ избегала как искусственного роста, так и привязанности к рутине. Её приоритетом был критерий родства. В общих чертах, это позволило избежать ошибки, заключающейся в том, что подсознательно поиск универсальной истины считался менее важным, чем поиск «верующих», последователей и материальных благ. Несмотря на это, она постепенно утратила жизнеспособность после смерти Джона Гарригеса в 1944 году.

 

Независимая ложа – это сложный проект, такой же, каким была Объединенная ложа на протяжении большей части своего пути. Часть Ложи пребывает над более плотными аспектами движения на физическом плане.

 

Это не учреждение. Это не юридическое лицо. С формальной точки зрения, у неё нет лидеров.

 

Согласно Роберту Кросби, теософическая ложа должна представлять собой набор этических и универсальных принципов. Это также сообщество людей, которые учатся и преподают. Она не продает свои знания, поскольку считает, что вечная мудрость подобна воздуху, которым человек дышит. Она принадлежит всем существам. Как можно пытаться продать её?

 

Члены Независимой ложи не обязаны платить какие-либо взносы. Средства на поддержание работы предоставляются безвозмездно. Ложа продаёт книги, но бумажные книги – это всего лишь материальные инструменты обучения. Курсы и обучение, которые он предлагает, бесплатны.

 

В различных аспектах методы Независимой ложи похожи на методы ОЛТ, и некоторым обучающимся они могут показаться мистическими и трудными для понимания.

 

Ложа не работает как обычное учреждение. Принцип её деятельности можно понять постепенно. Правило Всеобщего братства состоит в том, чтобы жить и работать во внутреннем общении, без лишнего шума, сохраняя внешнее разнообразие.

 

Чтобы облегчить, по крайней мере, частично, понимание принципа Независимой ложи, полезно вспомнить, что подлинные философские школы прошлого (как на Западе, так и на Востоке) не взимали плату за обучение и вообще не требовали денег. Они не были юридическими лицами, а их учителя и ученики вели простую, аскетичную жизнь.

 

Только софисты, осуждаемые Платоном в его «Диалогах», получали плату от своих учеников и приспосабливали свои прибыльные «истины» к интересам каждого клиента и обстоятельствам.

 

Время циклично.

 

Философские школы будущего будут поступать так же, как и античные.

 

С этой точки зрения современное теософское движение можно рассматривать как вневременную и многомерную школу мудрости.

 

Независимая ложа считает, что современная теософская деятельность не привязана ни к мёртвой букве первоначального учения, ни к организационным структурам, которые быстро устаревают и становятся недееспособными. Это движение классическое, платоническое и неоплатоническое. Оно должно стараться отражать первоначальное учение лояльным, этичным и творческим образом, без каких-либо искажений. Оно восточное. Это эклектичная школа, подобная той, что была в древней Александрии. Это школа джняна-йоги, науки более древней, чем наше человечество. Движение также принадлежит будущему; и, поскольку ему меньше 200 лет, оно ещё молодо.

 

СНОСКИ:

 

[1] Смотрите статью Карлоса Кардосо Авелина «Подделка Адьяром эзотерической школы».

[2] Теософское общество Пасадены, которое присутствует примерно в десяти странах, имеет несколько общих аспектов (как положительных, так и отрицательных) с Объединенной ложей. Теософские общества «Пойнт Лома» действуют в нескольких странах. Они, по-видимому, имеют нисходящую политическую структуру и, по-видимому, представляют собой школу мысли с меньшим количеством общих точек зрения относительно видения движения, в значительной степени разделяемого ОЛТ и Независимой ложей.