Основание современного теософского движения

 

 

Протокол собрания, во время которого было создано теософское движение, его вёл У. К. Джадж, он был подписан им и Г. С. Олкоттом

 

7 сентября можно считать днем рождения современного теософского движения. 7 сентября 1875 года в Нью-Йорке, где жила в то время Елена Петровна Блаватская, 17 человек слушали лекцию Джорджа Г. Фелта об «Утраченном каноне пропорций» египтян, греков и римлян.

 

После лекции было решено создать Общество для продолжения этих исследований. Уильям Джадж выдвинул предложение об избрании Генри Олкотта президентом, который и был избран; а Олкотт выдвинул предложение об избрании Джаджа секретарем, который и был избран.

 

В своей книге «Страницы старого дневника» полковник Олкотт пишет о собрании, состоявшимся седьмого числа:

 

«…Крошечное семя того, что должно было стать баньяновым деревом, покрывающим весь мир, было посажено в плодородную почву и проросло».

 

Несколькими абзацами ниже Олкотт приводит рассказ миссис Эммы Хардиндж Бриттен:

 

«В Нью-Йорке только что было положено начало одному движению огромной важности под руководством полковника Генри С. Олкотта по организации общества, которое будет известно как Теософское общество. Это предложение было совершенно непреднамеренным и было сделано вечером 7-го числа в гостиной мадам Блаватской, где собралось общество из семнадцати леди и джентльменов, чтобы встретиться с мистером Джорджем Генри Фелтом, чье открытие геометрических фигур египетской каббалы можно считать одним из самых удивительных подвигов человеческого интеллекта. Среди гостей было несколько человек большой учености и значительного личного влияния». [1]

 

Среди присутствующих были два выдающихся еврейских религиоведа (один из них был редактором печатного органа прогрессивных синагог); несколько спиритуалистов; один высокопоставленный масон; один врач и два или три юриста. [2]

 

В книге «Справочник по теософии» есть описание создания движения и утверждение, что Теософское общество было основано «17 ноября 1875 года». У Е.П.Б. был экземпляр этой книги, и на странице 51 она исправила информацию, добавив чернилами следующий комментарий:

 

«Формально, но на самом деле оно было основано 7 сентября 1875 года в моем доме на Ирвинг-плейс, 46, Нью-Йорк» [3].

 

Борис де Цырков, редактор Собрания сочинений Е.П.Б., заключает:

 

«Кажется, нет причин (…) сомневаться в том, что фактическое создание Теософского общества состоялось 7 сентября, 1875 (…)». [4]

 

Таким образом, собрание 7 сентября имело, по крайней мере, решающее значение. Название общества было выбрано на собрании 13 сентября. То, что произошло 17 ноября, было всего лишь официальной инаугурационной речью президента Генри Олкотта. Однако позже эта дата стала более широко известна, чем сентябрьская встреча.

 

Создание теософского движения седьмого сентября имеет оккультное нумерологическое значение.

 

Сентябрь является седьмым месяцем астрологического года, и в древнеримском календаре он был седьмым месяцем в году, отсюда и его название.[5] Е.П.Б. много писала об энергии и силе числа семь. [6]

 

Хотя дата 17 ноября была принята на внешнем экзотерическом плане в качестве дня основания движения, именно на собрании седьмого сентября возникло побуждение и принято решение создать теософскую ассоциацию. Восьмое сентября также является важным, так как в этот день состоялось первое собрание, на котором был подготовлен письменный документ.

 

Теософия, Дева и Плеяды

 

7 и 8 сентября Солнце находится в знаке Девы, чье астрологическое влияние наделяет нас критическим чувством, способностью упорно трудиться и совершать запланированные действия. Дева вдохновляет на целительные действия и делает нас способными видеть детали.

 

Можно было бы сказать, что внутренняя сторона или существенный аспект теософской деятельности должен развивать качества, связанные с этой внутренней тождественностью движения в Деве, в то время как его публичная экзотерическая тождественность приписывается 17 ноября и знаку Скорпиона.

 

Астрологическая натальная карта Елены Петровны Блаватской представляет сосредоточение трех влиятельных планет в Деве: Марса, Меркурия и Сатурна. Ее Парс Фортуны находится в том же знаке.

 

У восточных мудрецов долгосрочный взгляд на вещи. В «Тайной доктрине» Е.П.Б. ссылается на глубоко эзотерические циклы, основанные на «определенных соединениях и соответствующих положениях Девы и Плеяд».

 

Это, по-видимому, содержит скрытую отсылку к кали-юге, отправную точку которой она упомянула несколькими строками выше. В «Тайной доктрине» говорится, что, «бросив атлантов на произвол судьбы, три «Девы» (или созвездие Девы в трех различных положениях) вернулись (или, скорее, вновь сошли) во время третьей подрасы пятой [расы], чтобы раскрыть спасенному человечеству тайны своей родины – звездных небес». [7]

 

Е.П.Б. родилась 12 августа под знаком Льва, и она учит в «Тайной доктрине», что созвездие Девы и его зодиакальный знак неотделимы от знака Льва, предшествующего ему знака, и от Плеяд. На той же странице ЕПБ добавляет:

 

«Всё это связано с периодическими обновлениями земли в отношении ее континентов».[8]

 

Дхарма теософского движения состоит в том, чтобы трудиться в том же направлении, помогая человечеству обновляться и облегчая его отдельным членам понимание планетарных циклов и изменений, творческими и ответственными элементами которых они являются. Спланированная, последовательная, практичная, хорошо организованная деятельность будет усиливать эффективность проекта до тех пор, пока теософы будут верны первоначальным принципам теософии.

 

СНОСКИ:

 

[1] «Страницы старого дневника», Первая серия, Г. С. Олкотт, TPH, Адьяр, Индия, 1974, 490 стр. Первая цитата относительно баньянового дерева приведена на стр. 114. Рассказ миссис Бриттен приведен на стр. 118-119.

 

[2] Смотрите книгу «Е.П.Б., необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения», Сильвия Крэнстон, Сыновья Г.П. Путнэма, Нью-Йорк, 1994, 648 стр., Часть четвертая, глава седьмая, стр. 143-148. Читая вступительные строки протокола, который вёл У. К. Джадж и который подписан им и Г. С. Олкоттом, можно осознать важность еврейской каббалы в те начальные, инаугурационные моменты движения: «В результате предложения полковника Генри С. Олкотта о создании Общества для изучения и разъяснения оккультизма или каббалы присутствовавшие там дамы и господа решили собраться ещё раз…»

 

[3] «Создание Теософского общества», статья Бориса де Цыркова, в «Собрании сочинений» Е.П. Блаватской, T.И.Д., Адьяр, Индия, том I, 1988, 570 стр., см. стр. 123.

 

[4] «Создание Теософского общества», в «Собрании сочинений» Е.П. Блаватской, том I, стр. 122.

 

[5] «Британская энциклопедия», Уильям Бентон, издатель, издание 1967 года, том 4, стр. 615, раздел «Календарь».

 

[6] Статья Елены П. Блаватской «Число семь»

 

[7] «Тайная доктрина», Е. П. Блаватская, «Теософия и Ко», Лос-Анджелес, том II, нижняя половина стр. 435, верхняя часть стр. 436.

 

[8] «Тайная доктрина», Е. П. Блаватская, «Теософия и Ко», Лос-Анджелес, том II, стр. 785, несколькими строками выше середины страницы. О тайнах, связанных со знаком Девы, смотрите также «Собрание сочинений», ЕПБ, T.И.Д., том III, стр. 325, сноски.