Семь принципов современного теософского движения, соблюдающего в своей деятельности троичный и семеричный характер.
«Мы говорим и утверждаем, что звук, прежде всего, является огромной оккультной силой; что это колоссальная сила, даже малейшему потенциалу которой не могло бы противостоять электричество, вырабатываемое миллионом Ниагар, если направлять её с помощью оккультного знания».
(Е. П. Блаватская [1])
«Если верно то,… что всё в природе семерично, то слова и мысли семеричны».
(Роберт Кросби [2])
Сила мантры тесно связана с процессом эманаций. «В начале было Слово», — говорится в Евангелии от Иоанна 1:1. И действительно, можно также сказать, что «в начале» современного теософского движения «была мантра», оккультный звук мудрости; этот звук прозвучал на трёх уровнях или с тремя скоростями вибрации.
У новорождённого теософского движения были дух, душа и тело. Е. П. Блаватская и другие два главных основателя – У.К. Джадж и Г.С. Олкотт — были лишь внешними инструментами, которые помогли другим произнести сакральный звук посреди довольно шумной массы человеческой кармы. Такова была ключевая нота нового цикла, которая начала вибрировать.
Эти три начальные частоты или ноты свободно выражали себя и своё сложное безликое взаимодействие в трёх признанных секциях движения.
В Правилах и Предписаниях, установленных в Индии 17 декабря 1879 года, говорится:
«XI. Теософское общество состоит из трёх секций. Высшая или первая секция состоит исключительно из знатоков или посвящённых в эзотерическую науку и философию, которые глубоко заинтересованы в деятельности Общества и инструктируют президента-основателя, как лучше всего регулировать эту деятельность. (…) Вторая секция охватывает тех теософов, которые доказали своей верой, рвением, мужеством и преданностью Обществу способность считать всех людей братьями, независимо от касты, цвета кожи, расы или вероисповедания; и которые готовы защищать жизнь или честь брата-теософа даже рискуют собственной жизнью».
Третья секция состояла из тех, кто находился на испытании. Все новые члены проходили испытательный срок, «пока не утверждались в своём желании оставаться в Обществе и не продемонстрировали свою полезность для него и способность преодолевать злые привычки и необоснованные предрассудки». [3]
Такой тройственный взгляд на движение в целом соответствует тройственной микрокосмической классификации отдельных уровней сознания. Движение имеет: 1) дух, который обеспечивает предвидение и учение; 2) душу, центральный связующий элемент; и 3) тело, внешнее средство для её проявления в мире. Эти три уровня также относятся к трём гунам или качествам проявленного мира. Первая секция или дух придаёт движению саттва-гуну, или ритм и гармонию. Вторая секция, его душа / разум, придает ему раджас, id est (то есть), движение, страсть, стремление; вследствие этого всё происходит. Третья секция, тело, является материальным аспектом движения, и соответствует гуне тамас, которая является стабильной и в своём отрицательном аспекте рутинной и разлагающейся.
При отсутствии духа нет саттвического ритма и гармонии. В результате, гуна раджас плохо управляется. Вскоре душа движения запутывается в невежестве и личных амбициях. Неправильная форма раджаса сначала вызывает деление и фрагментацию. Позже она «успокаивается» только для того, чтобы привести движение к длительному тамасическому периоду паралича и распада. Путь к нему проложен пристрастием к комфорту и рутинности. Наверное, сейчас не трудно увидеть раджасическое разделение и тамасический паралич во многих секторах движения.
В конечном счёте, если привести метафору, использованную в классической работе «Сон Раваны» [4], мы имеем следующее представление о трёх секциях или уровнях движения и некоторых их аналогиях:
* Третья секция – это тело. Его качество – тамас, что соответствует углю.
* Вторая секция — душа / разум. Его качество – раджас, что соответствует огню.
* Первая секция – это дух. Его качество – саттва, что соответствует свету.
Пока вы соблюдаете правильное сочетание трёх этих факторов, в движении достаточно огня и света. Время и опыт показывают, как лучше всего держать уголь сухим и как использовать ветер мысли, чтобы огонь очищал душу, а дух просвещал жизнь.
Такой тройственный взгляд на движение не является единственным способом его рассмотрения. После первых лет своей открытой деятельности ЕПБ начала учить семи принципам сознания. Она постепенно раскрывала семеричный характер всего сущего во вселенной.
Свет солнца и его энергия имеют семь аспектов. Звук и музыка имеют семь основных нот в гамме, и они соответствуют семи сакральным планетам, связанным с пифагорейской музыкой сфер. Земная цепь имеет семь глобусов. Наше человечество эволюционирует через семь рас, и каждый человек объединяет в себе семь разных уровней реальности через семь своих принципов. Люди – семеричные жители семеричной планеты, которая странствует по семеричной солнечной системе. А солнечная система движется вокруг центра семеричной галактики, размер которой составляет сто тысяч световых лет, согласно современной науке [5].
Существует гармоническое соответствие между троичной и семеричной системами человека. Атма и буддхи, два высших из 7 принципов, эквивалентны духу в троичной классификации. Манас и кама, два посреднических принципа, соответствуют душе. А линга-шарира, прана и стхула-шарира, три внешних принципа, соответствуют телу.
Поэтому движение равно трём, а также семи. Но оно также равняется единице, потому что, как писал Уильям Джадж, «его можно найти во все времена и во всех народах» . [6] Его внутренняя конституция не подчиняется внешним бюрократическим подразделениям. Она является уникальной комбинацией нескольких уровней реальности, сознания, кармы и всеобщей доброй воли и не подчиняется рамкам человеческих институтов.
Наша Земля соответствует физическому телу человека или его трем низшим принципам согласно семеричной классификации. Луна имеет особую связь с его душой или его промежуточными принципами. А Солнце соответствует его духу, нусу, высшим принципам или монаде.
В «Разоблачённой Изиде» на эту тему приводится длинная цитата Плутарха. Древний мудрец так говорил о триаде, состоящей из нуса (понимания), души (чувствования) и тела (физического носителя): «Из этих трёх частей, соединённых или сжатых вместе, земля дала тело, луна – душу, а солнце – понимание для рождения человека» [7].
Помимо этих трёх астрономических элементов, нужно также учитывать, что таких «сакральных планет» семь, если рассматривать их относительно Земли или человека.
Каждая из этих трёх или семи линий эволюции имеет свой собственный ритм, хотя они все тесно взаимосвязаны. В «Тайной доктрине» говорится, что солнце, луна и земля семеричны, так же, как и люди:
«Последнее слово тайны раскрывается только адептам, но можно сказать, что наш спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Итак, если существуют 7 земель, значит понятно, что существуют 7 лун, и видна только последняя; то же самое в отношении солнца, чьё видимое тело называется майей, отражением, как и тело человека. «Настоящее солнце и настоящая луна так же невидимы, как и настоящий человек», — гласит оккультное изречение». [8]
Тайны имеют семь ключей (см. «Тайная доктрина», том I, стр. 325). У восточного оккультизма есть семь способов интерпретации священных писаний («Тайная доктрина», том I, стр. 374). Поэтому теософское движение должно иметь семь уровней. Но можем ли мы иметь чёткое представление о его семеричном характере?
Е.П. Блаватская не говорила об этом. В ноябре 1890 года она дала один краткий комментарий о семи принципах движения во время встречи с учениками её внутренней группы в Лондоне. Согласно протоколам собрания, которые передают это в нескольких словах, ЕПБ сказала, во-первых, что Теософское общество является лишь низшей четверицей движения. Как мы знаем, низшая четверица включает:
1) физическую сущность (стхула-шариру);
2) «физическую» жизненную энергию (прану);
3) «астрального двойника» (линга-шариру) и
4) животно/ личностные чувства (каму).
Кроме того, HPB сказала, что эзотерическая школа является низшим манасом, а внутренняя группа школы манасом теософского движения. [9]
Конечно, такое заявление в виде метафоры было неофициальным, сделанным en passant (между прочим) и содержавшим намек на оккультную топографию движения. ЕПБ не относила его к Теософскому обществу per se (непосредственно) или эзотерической школе и ее внутренней группе как физическим реальностям. Она относила его к уровням сознания, а не к внешним скорлупам или формальным и бюрократическим группам учеников.
В действительности, вскоре после того, как ЕПБ покинула эту сцену, первоначальное Теософское общество прекратило существование из-за, возможно, бессознательной измены, возглавленной Анни Безант и другими теософами. Лондонская эзотерическая школа ЕПБ и её «внутренняя группа» также исчезли как живые реалии, хотя ещё и существовали как пустые скорлупы.
Это не может повлиять на главный факт применения семеричной классификации принципов к теософскому движению, что помогает лучше понять движение, если взглянуть на него как на живой процесс, а не как на мертвую букву. Там, где движение действительно живое, оно должно быть как троичным, так и семеричным. Суть семеричной классификации принципов, данной ЕПБ, справедлива сегодня так же, как в 1890 году; так же, как и суть троичной классификации. Если в более общих словах выразить ту же информацию, которую дала ЕПБ на собрании в 1890 году для более ясного её применения к живому движению в любое время и в любом месте, можно сказать:
* Внешнее теософское движение, то есть по-разному организованные сангха или общества, которое привлекают искателей подлинной эзотерической философией, соответствует низшей четверице более сложного, семеричного, живого процесса.
* Эзотерический уровень или «школа» такого направления является средой или атмосферой, в которой учащиеся могут совершенствовать многолетний процесс самообучения и делиться им; целью его является ученичество мирян или внутреннее обучение; и это соответствует низшему манасу или низшему аспекту пятого принципа, принятого в теософском движении.
* Один уровень деятельности самых опытных, преданных и проницательных из исследователей будет соответствовать в своем коллективном аспекте самому манасу, высшему пятому принципу, который в основном свободен от рабства камы.
* Буддхи, шестой принцип движения, не должен был упоминаться ЕПБ. Он соответствует действию и влиянию Махатм или посвящённых, поскольку они связаны с движением и человечеством через буддхическое сострадание и солидарность.
* Атма, седьмой принцип, соответствует, по сути, сознанию адепта, вне каких-либо конкретных действий или задач.
При более конкретном подходе можно вернуться к троичному взгляду на движение, чтобы получить одни из лучших имеющихся в распоряжении доказательств относительно шестого (буддхического) и седьмого (атмического) принципов теософского труда.
Первая секция, формально рассматриваемая в предписаниях первоначального Общества, соответствует «монадическому» (атма-буддхическому) уровню движения. Как мы видели, в течение некоторого времени после 1875 года адепты или посвященные были официально признаны частью организованного движения в его троичной структуре. Этого уже больше нет, но они все ещё, вероятно, связаны с движением, и характер такой связи хорошо виден через изучение семеричного строения движения. Существенным фактом является то, что атма и буддхи не входят в организм, который они вдохновляют, как видно из сборника «Письма Махатм».
В августе 1882 года один из Махатм написал откровенное письмо А. П. Синнетту и А. О. Хьюму. В предыдущем заявлении Учитель писал им, что «внутри человека нет неизменного принципа».
Тогда Синнетт спросил:
«Как насчёт шестого и седьмого принципов?»
Учитель прокомментировал так: «На это я отвечаю: ни атма, ни буддхи никогда не были внутри человека, — такова небольшая метафизическая аксиома, которой вы можете научиться у Плутарха и Анаксагора с пользой для себя. Последний сделал свой дух — нус автократос [10] — самодержавным, нусом единственно способным воспринимать нумены, в то время как первый учил на основании учений Платона и Пифагора, что semomnius или этот nous всегда остаётся вне тела; что он витает и осеняет, так сказать, верхнюю часть головы человека, и только простые люди думают, что он находится внутри них. (…..) Постоянное никогда не сливается с непостоянным, хотя оба они едины». [11]
Такое же утверждение сделано с более подробными комментариями и в «Разоблачённой Изиде».[12]
Применяя закон аналогии к движению в целом, можно увидеть, что высшие принципы современного теософского движения, т. е. сознание адептов или посвящённых осеняет его промежуточные принципы, которые соответствуют тонкой атмосфере, созданной усилиями искренних претендентов на эзотерическую мудрость. Оно может также иметь некоторое влияние на четверицу движения, то есть видимую деятельность его отделений.
Это, однако, нельзя считать само собой разумеющимся. Всё зависит от качества индивидуальной работы теософа и от наличия у него «непорочной жизни, открытого сознания, чистого сердца», мужественного терпения при личной несправедливости и взгляда, постоянно устремлённого на идеал человеческого развития и совершенствования.
Там, где есть необходимые условия, святое Присутствие неявно осеняет более интенсивно, как «душу», так и «тело» движения. Как говорится в «Тайной доктрине»:
«Одна только вечно непостижимая и непознаваемая карана, беспричинная причина всех причин, должна иметь своё святилище и алтарь на вечно святой и неисхоженной земле нашего сердца — невидимой, неосязаемой, неслышимой, кроме как через «тихий голос» нашего духовного сознания. Те, кто поклоняются ей, должны делать это в безмолвии и освящённом уединении своих душ, делая свой дух единственным посредником между ними и вселенским духом, свои добрые дела – единственными священниками, а свои греховные намерения – единственными видимыми и объективными жертвоприношениями этому Присутствию». [13]
Рассматриваемый как живой организм, теософское движение подобно дереву Ашваттха, которое растет корнями вверх, а кроной вниз.
Что касается его листьев, то это не только Веды, но и Гита.[14] Они включают в себя все предания мудрости и всю философию, религию и науку, если только смотреть на них под правильным углом. ЕПБ пишет о предыдущем и более мудром человечестве:
«Это было живое дерево божественной мудрости; и поэтому может быть уподоблено мировому древу из скандинавской легенды, которое не может увянуть или умереть, пока не произойдёт последняя битва жизни, в то время как его корни всё время грызет дракон Нидхёгг. Ведь даже так же и тело первого и святого сына крияшакти было изгрызено зубом времени, но корни его внутреннего существа навсегда остались нерушимыми и крепкими, поскольку они росли и раскидывались по небу, а не по земле» [15].
Истинные корни дерева теософского движения также находятся на небесах или, вернее, в атма-буддхи, его шестом и седьмом принципах. В нужное время в каждом цикле ветви и листья такого древа-движения снова станут очевидными; не надо будет спрашивать об этом. Тем не менее, возможно, труд ради этого движения более достоин во время тяжёлого и тихого периода, чем во время лёгкого и шумного [16].
СНОСКИ:
[1] «Тайная доктрина» Е.П. Блаватская, Т.И.Д., Лос-Анджелес, 1982, Т. I, стр. 555.
[2] «Дружелюбный философ», Роберт Кросби, Т.И.Д., Лос-Анджелес, США, 1945, стр. 41
[3] «Принципы, правила и предписания, пересмотренные Генеральным советом в Бомбее, 17 декабря 1879 года», см. «Теософ», Адьяр, Индия, том I, апрель 1880 года, стр. 179-180.
[4] «Сон Раваны», Т.И.Д., Мумбаи, Индия, 248 стр., см. стр. 54.
[5] ЕПБ много писала о значении числа семь и семеричном характере жизни. См. например, ее статьи «Число семь» («Теософ», июнь 1880 г.), «Число семь и наше общество» («Теософ», сентябрь 1880 г.) и практически любую главу «Тайной доктрины», особенно Главу XXV в томе II, «Тайны гебдомады». Читатель также найдет много пояснительных отрывков в «Разоблачённой Изиде», включая том II, стр. 417-419.
[6] В статье «Теософское движение», «Путь», август 1895 года. См. «Теософские статьи», У.К. Джадж, Теософия, том II, стр. 124.
[7] «Разоблачённая Изида», Е.П. Блаватская, Т.И.Д., Лос-Анджелес, 1982, том II, стр. 283-284.
[8] «Тайная доктрина», Е.П. Блаватская, Т.И.Д., Лос-Анджелес, 1982, том I, стр. 179
[9] «Учение внутренней группы Е.П. Блаватской», Point Loma Publications, 1985, стр. 27. Точные слова в протоколах собрания говорят: «Е.П.Б. сказала, что внутренняя группа является манасом T.О., Э.О. – низшим манасом; T.О. – четверицей».
[10] В оригинале это слово написано греческими буквами[i].
[11] «Письма Махатм А.П. Синнетту», T.И.Д., Пасадена, Письмо CXXVII, стр. 455. См. Письмо 72 в хронологическом издании, Филиппины.
[12] «Разоблачённая Изида», Е.П. Блаватская, том II, стр. 283-285.
[13] «Тайная доктрина», Елена П. Блаватская, Theosophy Company, Лос-Анджелес, том I, стр. 280.
[14] См. первый абзац в пятнадцатой главе «Бхагавад Гиты», Theosophy Company, Лос-Анджелес / Мумбаи, 1986.
[15] «Тайная доктрина», Е.П.Б., том I, стр. 211.
[16] Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована в качестве статьи в журнале «Фохат», Канада, осень 2008 года, том XII, номер 3, стр. 57-60.
000
[i] νους αυτοκρατης