Освобождение теософии от иезуитства
Несколько причин быть уверенными в завтрашнем дне
«…Все самые изощрённые попытки обмана обречены на провал в день их обнаружения».
(Елена П. Блаватская)
В истории современного теософского движения можно выделить три основных периода, из которых третий всё ещё ждёт своего пробуждения к действию.
Первый период приходился на время между 1875 и 1891 годами. Тогда в добрую почву больной цивилизации были посажены семена будущего всеобщего братства. Этот начальный момент был благословлён помощью, непосредственно оказанной рядом высоких посвящённых всего мира – некоторые из них жили в горах и пещерах Гималаев, другие были связаны с греко-египетскими традициями или с древними школами эзотерической мудрости Южной и Северной Америки.
Второй период можно назвать испытательным сроком. В это время происходило «умирание» посаженных семян во время тихого и невидимого процесса прорастания. Он соответствует трудному периоду, в течение которого сорняки псевдотеософии и иезуитского ритуализма преобладали на большей части теософской почвы. Это ещё не конец.
Третья фаза соответствует здоровому росту ростков всеобщего братства при непосредственном контакте с солнечным светом, и она может наступить только после выкорчевывания из теософской почвы иерархических священнических структур, основанных на слепой вере.
В первой половине 21 века движение, кажется, находится где-то на переходе между второй и третьей фазами. Понимания теософской философии достаточно, чтобы изучающий теософию осознал, что может рассчитывать на успех настоящего перехода.
У адептов долгосрочный взгляд на жизнь. Они дают время, чтобы посеянное развивалось в собственном ритме. Теософская деятельность началась под непосредственным наблюдением того, «чьему прозрению будущее представляется, как открытая страница». Нет оснований сомневаться в том, что третий период развития движения уже благополучно содержался в двух предыдущих фазах его истории.
В течение первого периода теософской деятельности Е.П.Б. и её коллеги прямо противостояли структурам человеческого организованного невежества, осуждая их. Как известно, каждому действию сопутствует множество противодействий. Вполне логично, что во второй период истории движения закон кармы действовал согласно природе. Внутренняя жизненная сила теософского движения должна была быть тогда на низком уровне. В результате начался неизбежный испытательный срок, и эти неполноценные структуры коллективного невежества действительно «захватили управление» в большей части движения, привнеся в него потомство ложных посвящений, иезуитских ритуалов, личных амбиций и слепой веры.
Тезис и антитезис, в конце концов, должны дать синтез. В результате двух начальных шагов независимые ростки должны появиться как новая приливная волна из внутреннего мира, чтобы одержать победу в нужное время и в нужном месте. Нетрудно заметить, что преддверие, ведущее к третьей фазе истории, включает в себя и активную работу ради человечества, и тщательное изучение истинной теософии, и братское противостояние, и крах псевдотеософии. Тем не менее, прежде чем исследовать, как лучше всего освободить движение от нынешних безжизненных скорлуп иезуитских структур, можно было бы начать с изучения того, что мы на самом деле подразумеваем под словом «иезуитских».
Классический глобальный проект иезуитов описан Е.П. Блаватской в письме от января 1887 г., помеченном словами «личное и конфиденциальное».
В письме, адресованном Альфреду Синнетту, говорится:
«Возможно, было бы лучше, если бы иезуиты довольствовались тем, что обманывают масонов и противостоят теософам и оккультистам, используя для этого протестантское духовенство в качестве «орудия в их руках». Но их планы имеют гораздо более дальнюю перспективу и включают в себя мельчайшие тщательно разработанные детали, о которых мир в целом не имеет представления. Они делают всё возможное, чтобы снова привести массу человечества в состояние пассивного невежества, что, как они хорошо знают, является единственным средством достижения ими цели всеобщего деспотизма». 1
Общество Иисуса было основано примерно в 1541 году в рамках контрреформации, властного противодействия Ватикана зарождению лютеранства примерно двадцатью годами ранее. Иезуитство создавалось как тайное общество с несколькими степенями — и как секретная служба. Оно имело право убивать и лгать, как ему заблагорассудится, ради централизованной политики Пап или церковной власти. С середины 1500-х годов, где бы и когда бы они ни находились, иезуиты сбивали с верного пути движения и страны через своих высших лидеров.
Историки говорят нам, что во второй половине 16-го века они уже составляли заговоры с целью свергнуть Елизавету I в Англии и обмануть или контролировать лютеранского короля Иоанна в Швеции, одновременно осуществляя аналогичные действия в других странах. Их цель состояла в том, чтобы подорвать как национальные правительства, так и протестантизм и заменить их гвардией чёрного Папы, то есть ими самими, в их стремлении к глобальной теократической диктатуре или империи.
Через пару веков убийства и заговоры, совершаемые ими, вышли из-под контроля. Во второй половине 18 века их орден пришлось закрыть. Португалия запретила их деятельность в 1759 году, после того как иезуиты способствовали убийству португальского короля. Франция изгнала их в 1764 г., Испания — в 1767 г., а сам Ватикан официально закрыл Общество Иисуса в 1773 г. Иезуиты тайно сопротивлялись, уйдя в подполье, и в 1814 г. они смогли снова всплыть на поверхность, будучи восстановленными Папой. К тому времени Ватикан стал остро нуждаться в чёрной гвардии и её жестоких методах.
Только после Второй мировой войны «Opus Dei», тайное общество в иезуитском стиле, основанное испанскими фашистами в первой половине 20-го века, похоже, в значительной степени исполняло тайную роль, которую традиционно играла чёрная гвардия иезуитов.
В 19 веке протестантская Англия показала замечательный пример иезуитских заговоров на высоком уровне. В письме от марта 1886 г. Е.П. Блаватская предупреждала Альфреда Синнета, что британский премьер-министр, Уильям Эварт Гладстон был тайно обращён в веру Римской церкви. 2
В другом письме Е.П.Б. добавляла, что г-н Гладстон активно работал с иезуитами в политике. Он был «лично» принят самим Папой. Затем Е.П.Б. предсказала конец существовавшей Британской империи:
«Старая Англия умирает, и её дни сочтены». Е.П.Б. объясняла:
«В прежние времена, по крайней мере, ни одна страна не противостояла посягательствам и коварным замыслам папства лучше и успешнее, чем Англия. Следовательно, нет страны, которую иезуиты не хотели бы расчленить и разрушить. (…) Они открыто заявили, что, во всяком случае, остановят колеса английской политической машины, обратив в свою веру её лидеров». 3
Сейчас мы должны переключить свое внимание с макрокосма иезуитского действия на микрокосм теософского движения и спросить себя:
«Применим ли общий принцип ватиканско-иезуитского действий — проникновение повсюду через высших руководителей — к теософскому движению? В таком случае хотели бы иезуиты видеть главных лидеров теософского общества, действующих по вдохновению своих собственных методов и благочестиво обманывающих публику во имя сакральных Учителей?»
Ответ на оба вопроса может быть только «да».
Редко когда движение явно бросало вызов замыслам папства и иезуитства, и это сделало Теософское общество очень подходящим для проникновения иезуитов. Е.П.Б. признавала:
«Никогда не было такого оккультного общества, каким бы открытым и искренним оно ни было, которое не чувствовало бы руку иезуита, пытающегося ослабить его всеми тайными средствами».4
У неё были причины так говорить. События, приведшие ко второй фазе движения — фазе псевдотеософии и иезуитства — фактически начались в самом начале последнего семилетнего цикла жизни Е.П.Б. (1884–1891гг.).
В середине 1880-х годов заговор Кулона и нападки Всеволода Соловьева были лишь первыми попытками проникнуть в движение. С иезуитской точки зрения, эти нападки имели силу не только сами по себе. Они также были подготовкой к другим, более тонким действиям в будущем.
В течение 1880-х годов предостерегающим знаком этого была неспособность Г. С. Олкотта защитить движение и деятельность его главного основателя.
В открытом письме Е.П.Б. «Почему я не возвращаюсь в Индию» подробно рассказывается об этом. Тогда Е.П.Б. пришлось особенно яростно защищать истину от софистики теософов, поскольку движение находилось под неуловимым, но сильным давлением, исходившим от нескольких слоев коллективного невежества. Во многих своих статьях в последние годы она также, казалось, сознательно сеяла идеи для использования их будущими поколениями в грядущих битвах. Она учила, например, почему искатели истины должны отвергать наивное заблуждение, согласно которому «братья никогда не должны критиковать друг друга». Есть что-то глубоко фальшивое, по её мнению, в тактике «не критиковать, чтобы не подвергаться критике»; ведь ошибки никогда не исправить, если не разрешить честную критику для их выявления.
Е.П.Б. писала:
«Теософов (…) постоянно предупреждают благоразумные и малодушные члены, чтобы они остерегались оскорблять «авторитеты», будь то научные или общественные. Общественное мнение, утверждают они, самый опасный из врагов. Нам говорят, что критика его губительна. Критика вряд ли может исправить человека или изменить обсуждаемый вопрос.
И всё же она оскорбляет многих и вызывает ненависть к теософам. «Не суди, и не судим будешь», — обычное предостережение. Именно потому, что самих теософов могут осудить и подвергнуть беспристрастной критике, они начинают с оказания этой услуги своим собратьям. Взаимная критика — самая здоровая политика, помогающая установить окончательные и определённые правила жизни — практические, а не только теоретические».
Она добавляла через несколько строк:
«Критика есть единственное спасение от умственного застоя. Она является хорошим кнутом, который побуждает к жизни и действию (а значит, и к здоровым изменениям) больших жвачных животных, называемых рутиной и предубеждением, как в личной, так и в общественной жизни».5
Конечно, честность не всегда самый быстрый способ, чтобы приобрести много друзей. Е.П.Б. пришлось признать:
«Выражение «искренность есть истинная мудрость», по-видимому, считается только мнением духовного философа. Искренность есть грубость и оскорбление для того, кто считает притворство и обман признаком культуры и вежливости и считает, что кратчайший, легкий и безопасный путь к успеху — это оставить в покое спящих собак и старые обычаи. Но если собаки преграждают путь к прогрессу и истине, а Общество, как правило, отвергает мудрые слова (блаж.) Августина, который рекомендует, чтобы «никто не предпочитал обычаи разуму и истине», то является ли это достаточной причиной для альтруиста сойти с пути истины или даже поменять направление, поскольку самолюбивый эгоист выбирает это?» 6
Необходимо честно противостоять псевдотеософам, чтобы теософия и сущность всеобщего братства не покинули движение, как она писала в статье, опубликованной в 1889 году:
«Если «лжепророков теософии» оставить нетронутыми, то истинных пророков очень скоро — как это уже произошло — спутают с ложными. Пришло время провеять наше зерно и выбросить плевелы. Численность Т.О. значительно увеличивается, и если оставить в покое лжепророков, самозванцев (…) или даже слабоумных жертв обмана, то Общество грозит очень скоро превратиться в фанатичную организацию, расколовшуюся на триста сект (как протестантизм), ненавидящих друг друга…» 7
«Лжепророки» действительно победили на следующий день после того, как Е.П.Б. умерла, тем самым вступив в испытательный период своей истории. Во время него многие семена уже умерли, а их удачных всходов ещё не видно. Роберт Кросби, основавший в 1909 году Объединенную ложу теософов, увидел сходство в стратегии, с помощью которой иезуитам удалось проникнуть в масонство и Адьярское общество. Персонализм — важная часть их метода; а «милая, благонамеренная ложь» — ещё одна. В письме другу Кросби обсуждал некий текст, опубликованный Адьярским обществом:
«Я просмотрел журнальную статью, которую вы упомянули. Она интересна, местами поучительна, умна и обильно насыщена схемами. Создаётся впечатление прекрасного знания предмета. Но тут и там говорится о Логосе и Его заботе о своих детях. Слишком много личностного Бога под другим именем, в результате чего «Его» бедные, невежественные, грешные дети так и не уразумели своей богоподобной природы! Статья заставила меня задуматься о том, как иезуиты сбивают масонство с пути.
Они вошли в него, узнали его секреты, изобрели «высшие степени», чтобы отвлечь внимание от того, что было скрыто в первоначальных степенях, и постепенно сделали его безобидным и неспособным вести к знанию, которого они боятся».
Кросби был прав. Идеи и практика иезуитства почти таким же образом проникли в теософское движение. Помимо преобразования Адьярского общества и его Эзотерической школы в эзотерическое папство, лидеры Адьяра также создали новые организации со своими версиями масонства и католической церкви. Они делали эффектные заявления всех видов. Все эти «новые вещи» были не чем иным, как психологическим фейерверком, используемым для отвлечения внимания исследователей от теософских учений.
Роберт Кросби писал в том же тексте:
«Многое из того, что происходит и происходило в… обществе, похоже, ведёт к безобидному устареванию. Это способ работы брахмано-иезуитских сил, и обычный мыслитель не в состоянии ни осознать, ни поверить в это, если его не предупредят. Не верится, что в мире есть тёмные силы и их агенты, и что они воюют внутри того, что хотят уничтожить; что они рядятся в «овечью шкуру», чтобы их не заподозрили. Но именно так. Любую неудачу в установлении религии Мудрости можно отнести к работе тёмных сил среди ничего не подозревающих глупых «овец», чьей слабостью пользуются, сбивая их с пути. Нет панацеи от глупости и невежества, кроме самопознания и способности различения; всё, что уводит от этого, ведёт к запустению. Если бы был какой-то способ, с помощью которого можно было бы открыть глаза для мудрого и правильного рассмотрения всех вещей. Тем не менее, если бы кто-то публично указал на всё это, то наименьшим обвинением, предъявленным ему, были бы слова, что это «не по-теософски». Всё, что мы можем сделать, это подчеркнуть различие между Учением Ока и Учением Сердца, поясняя примерами». 8
Чтобы понять предусмотрительность, проявленную в приведённом выше отрывке, нужно вспомнить, что Роберт Кросби писал эти слова между 1909 и 1919 годами, когда работа над истинной теософией внутри движения должна была столкнуться с огромными препятствиями; это был расцвет псевдотеософии. Но его слова, приведённые выше, стали достоянием общественности после 1934 года. Почему развитие истинного движения было таким медленным во второй период его истории? «Иезуитство» — или «активная сторона духовного невежества» — неуловимо и довольно трудно поддаётся распознаванию. Это не личность, индивидуум или общество. Это набор вибрационных шаблонов, часто бессознательных, которые окружают привычки и процессы, основанные на личностях и личных интересах. Ни один человек и ни одна часть движения никогда не защищены от этого полностью, и, как следствие этого, практика индивидуального и коллективного самоанализа заслуживает высокой похвалы. «В чём мы преуспели? Где мы потерпели неудачу? Как можно сделать лучше в следующий раз?» Эти вопросы древних пифагорейцев всегда полезны.
Оккультная ситуация, правильно описанная Робертом Кросби, была в некоторой степени предвидена Е.П.Б., которая, как и Кросби, оставила сочинения и абстрактные инструменты, чтобы помочь будущим поколениям решить эту проблему. Она не только писала, что рука иезуитов ощущалась в каждом оккультном обществе с момента основания иезуитства, она также добавила в тот же текст центральную идею теософской работы, чтобы открыть её третью фазу в 21 веке: «Но все усилия величайшей хитрости обречены на провал в день их открытия». 9
Из этого единственного и самоочевидного утверждения можно сделать, по крайней мере, один ясный и практический вывод. В конечном счете, не имеет большого значения, если большая часть теософского движения была пропитана ложными учениями и ритуалами и управляла с их помощью. Также не имеет значения, приняли ли некоторые из его лидеров иезуитские цели и методы. Всё, что должны делать настоящие теософы, — так это как можно яснее различать и раскрывать весь этот майавический процесс. И это уже потихоньку происходит. Каждый день истинное учение теософии принимается всё большим числом исследователей по всему миру. Никакая внешняя структура не может быть вечной, и псевдотеософские механизмы теперь, похоже, ведут рутинную жизнь пустых оболочек. Настоящее теософское движение не зависит от видимых структур, и его будущее столь же светло, как и будущее человечества. Как только прибегнут к духовной проницательности для разрушения старых заблуждений, иезуитская ловушка, расставленная во времена Безант, будет разрушена.
Именно на живое теософское движение, а не на какую-то внешнюю организацию хотел указать один Махатма, когда писал в своём известном сообщении о взглядах своего «главы», Чохана:
«Теософское общество было выбрано краеугольным камнем, фундаментом будущей религии человечества». 10
Существует также другое, менее известное сообщение о взглядах Чохана на движение, и в нём Учителя говорят:
«Мы можем направлять или вести (…) движение в целом. Хотя мы и отделены от вашего мира действий, мы ещё не полностью отделены от него, пока существует Теософское общество». 11
Теософы никогда не были «брошены». Им было дано лишь время, чтобы их ростки всеобщего братства могли прорасти благодаря своим собственным заслугам. В результате движение сможет стать независимым и лучше выполнять свою роль в человеческой эволюции.
Что касается светлого будущего движения, то нельзя забывать и об этом пророчестве Е.П.Б.:
«…Посредством феномена или чуда, крючком духа или епископским посохом оккультизм должен победить (…) до конца двадцать первого века «н.э.»». 12
Следовательно, победа истинной теософии и всеобщего братства должна произойти где-то между настоящим моментом и 2099 годом, и, вероятно, постепенно.
Каждый теософ является неотъемлемой частью процесса, ведущего к следующей фазе истории. Каждый честный член Адьяра и каждый исследователь, принадлежащий к какой-либо группе или независимый исследователь, всегда может принять в качестве своего собственного девиза руководящий принцип – «Нет ничего выше Истины», и, таким образом, прилагать все усилия, чтобы привести свою душу в соответствие с духом подлинного учения.
Что можно сказать о человечестве в целом?
Мы могли бы привести известное предложение, которым Е.П.Б. завершает свою книгу «Ключ к теософии», и перефразировать его, заменив слово «если» на «когда»:
«Когда в двадцатом первом веке теософское движение выстоит и будет верным своей миссии, своим изначальным побуждениям – земля станет небом по сравнению с тем, какова она сейчас?»
Но необходимо исследовать и хотя бы частично понять тайну майи или иллюзии, чтобы движение правильно исполнило свою миссию. 13
1 «Письма Е.П. Блаватской А.П. Синнетту», T.U.P., Pasadena, CA, 1973, 404 стр., см. Письмо CVI, стр. 230. Тот же отрывок встречается почти в тех же словах в другом контексте в «Собрании сочинений Е.П. Блаватской», TPH, США, Т. XIV, 1985, 734 стр., см. стр. 266.
2 См. это письмо от Е.П.Б. в Приложении к «Письмам Махатм А.П. Синнетту», T.U.P., Пасадена, Калифорния, письмо CXLI, стр. 482.
3 «Письма Е.П. Блаватской А.П. Синнетту», T.U.P., Письмо CVI, стр. 231.
4 «Собрание сочинений Е.П. Блаватской», TPH, США, Т. XIV, 1985, 734 стр., см. стр. 267.
5 См. сочинение «Литературные заметки о критике, авторитетах и других вопросах», в «Теософских статьях», Е. П. Б., Theosophy Co., Т. II, стр. 389 и 390.
6 «Читателям Люцифера», в «Теософских статьях», Е.П. Блаватская, Theosophy Co., Т. 1, стр. 279. Следует отметить, что слово «Люцифер» означает «носитель света» и относится к планете Венера, «звезде, приносящей новый день». Этот древний термин был искажен дезинформированными христианами.
7 «О псевдотеософии», в «Теософских статьях», Елена П. Блаватская, Theosophy Co., Т. 1, стр. 163.
8 «Дружелюбный философ», Роберт Кросби, Theosophy Co., Лос-Анджелес, 416 стр., 1945, стр. 161-162.
9 «Собрание сочинений Е.П. Блаватской», TPH, USA, Т. XIV, 1985, 734 стр., см. стр. 267.
10 См. «Взгляд Чохана на Т. О.» в «Комбинированной хронологии Писем Махатм и Писем Е. П. Б. А. П. Синнетту», T. U. P., Пасадена, 48 стр., 1973, см. стр. 44. Другой вариант того же текста, почти идентичный, можно найти в «Теософские статьи и заметки», Theosophy Co., 314 стр., 1985, стр. 189-193.
11 «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., Пасадена, Калифорния, см. Письмо LXXVIII, стр. 378. Письмо 99 в хронологическом издании, TPH, Филиппины.
12 «Собрание сочинений Е.П.Б.», TPH, США, Т. XIV, стр. 27.
13 Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована в виде статьи в журнале «Фохат», Канада, Т. XII, номер 1, весна 2008 г., стр. 6–9 и 23.