Наблюдение за источником уверенности в жизни
Во втором абзаце Декларации независимости 1776 года Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон и другие члены Конгресса США упоминают некоторые «самоочевидные истины».
Первая из них, по их словам, заключается в том, что все люди созданы равными. И, с теософской точки зрения, следует добавить: «Равными перед законом кармы».
Вторая самоочевидная истина заключается в том, что все люди обладают некоторыми неотъемлемыми правами, и среди них право на жизнь, свободу и счастье. Из этих прав третье является важнейшим для эзотерической философии, поскольку оно относится к наилучшему использованию двух предыдущих условий: жизни и свободы.
Достаточно понаблюдать за повседневными фактами вокруг нас, чтобы понять, что стремление к счастью присутствует во всех формах жизни.
Такая цель явно не ограничивается человеческой сферой. Неоплатоник Плотин писал, что растения стремятся к счастью. Легко понять, что все животные стремятся к тому же. Зная это, буддисты обычно желают «мира всем существам». Характерная трудность, с которой сталкиваются современные люди, заключается в том, как найти прочное счастье внутри себя и как индивидуально обрести безусловный мир, который нельзя нарушить внешними событиями.
Жизнь показывает, что путь от страха к счастью нелёгок и не короток. Необходимо мужество. Мы можем спросить себя:
Чего же мы всё-таки боимся? И почему снова и снова появляется чувство страха?
Внешние источники страха могут быть активными только тогда, когда есть внутренняя неуверенность, которая реагирует на них. Без субъективного аналога никакая внешняя, объективная угроза или трудная ситуация не может быстро спровоцировать «психологический» страх.
Наше низшее «я» или личность никогда не боится только чего-то чисто внешнего. Оно также должно бояться какого-то внутреннего импульса, какого-то желания, чувства или ситуации, которые угрожают ему и его чувству непрерывности «изнутри».
Наличие страха связано с личными надеждами и желаниями человека, а также с его эмоциональной зависимостью от вещей, мест или людей. Мы инстинктивно боимся всего, что угрожает нашим надеждам и ожиданиям, а эти надежды часто подсознательны.
Если человек принимает какую-то не реалистичную идею, как должное, (например, идею «я не состарюсь» или «я не умру»), то появляется страх.
Если подавить конкретный страх в произвольных слоях сознания, то это чувство станет подсознательным, не прекращая своего существования. Вскоре оно может снова всплыть, но уже в другой форме. Ненависть часто служит маскировкой для чувства неуверенности. Однажды, возможно, после некоторой подсознательной подготовки, человек сможет провести честный сравнительный анализ своего источника страха (всегда являющегося какой-то формой невежества), и затем избавиться от него.
То, что сказано о страхе, можно, конечно, сказать и о гневе и других негативных чувствах. Похоже, что существует «ось симметрии», «линия равновесия» между нашими внутренними и внешними источниками тревоги, счастья, уверенности в себе и других психологических ощущений.
Индивидуальные душевные состояния проходят параллельно с окружающими объективными обстоятельствами и относительно независимы от них.
Вы можете испытывать внутреннее счастье, сталкиваясь с трудной ситуацией. Вы можете испытывать грусть и уныние, хотя объективно всё кажется в порядке. Всё это в значительной степени зависит от того, насколько интенсивно присутствует или не присутствует ваше высшее «Я» в тех ситуациях, с которыми вы сталкиваетесь.
В присутствии атмы и буддхи, высших принципов сознания, не может быть никакого психологического страха. Всё хорошо и исполнено смысла, если только бессмертная душа непосредственно участвует в деятельности человека.
Когда фокус нашего сознания устанавливается в храме нашего собственного духовного сознания, привязанности исчезают, и мы можем испытывать полное доверие к жизни, что приводит к блаженному самозабвению. Отсутствие эгоизма – вот внешняя одежда для нового центра сознания, внутреннего осознания нашего истинного Я. Человек забывает о своём узком и маленьком «я», потому что он увидел своё истинное существо.
Общий закон природы гласит, что все существа оставляют мелкие формы счастья, как только видят более глубокие и надёжные способы быть счастливыми. Тогда низшее «я» может по-прежнему страдать, но истинный фокус сознания больше не будет ограничен или введен в заблуждение личными страданиями.
Каким образом мы приписываем жизни разный смысл
В нашей повседневной жизни мир внутри и мир снаружи постоянно обмениваются «посланиями» и энергиями.
Разница заключается в том, как вы связываете внутренний и внешний миры в своём собственном сознании. Значение, которое вы придаете фактам и вещам в контексте собственного взгляда на жизнь, делает вас счастливым или несчастливым человеком на протяжении всей жизни. Антахкарана – это метафорический мост между небесным и земным уровнями сознания. Она представляет собой индивидуализированную версию лестницы Иакова (Быт. 28: 11-13), которая играет решающую роль на пути к мудрости и довольству.
Бессловесный голос внутри – это голос безмолвия, и он говорит в нашем сознании через антахкарану.
Слышание этого беззвучного звука порождает счастье, которое ничто не может разрушить. Тогда безусловная, долговременная радость и безграничная уверенность в жизни остаются с нами навсегда, даже если мы сталкиваемся с, казалось бы, большими препятствиями и трудностями.
000
Первоначальная версия этой статьи была впервые опубликована в декабрьском номере «The Aquarian Theosophist» за 2006 год, стр. 5-7.